В статье автор исследует правовой статус и принципы деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Ключевые слова : правовой статус, принципы, ГИБДД МВД РФ.
Государственная автомобильная инспекция по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ является особым субъектом в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее — Госинспекция), правовой статус которой будет исследован в настоящей статье.
Госинспекция как субъект административно-правовых отношений обладает собственной правосубъектностью. Она включает в себя административную правоспособность, т. е. способность лица быть субъектом административных правоотношений, наличие совокупности прав и обязанностей административно-правового характера, административная дееспособность (реализация прав и выполнение обязанностей), обязанность нести ответственность за нарушение законодательства при совершении незаконных действий должностными лицами.
Правовой статус Госинспекции установлен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», он регулирует правовой статус, полномочия, задачи, принципы деятельности Госинспекции.
Выделим целевое и компетенционное предназначение Госинспекции в структуре подразделений МВД РФ.
Основное предназначение Госинспекции связано с реализацией полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это основная задача ГИБДД в структуре МВД РФ, и в целом, в контексте обеспечения безопасности дорожного движения как юридического понятия раскрывающего условие защиты граждан, под которым в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О безопасности дорожного движения» понимается «деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий» [2].
Пункт 2 Указа № 711 определяет основные функции инспекции:
– обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
– проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства [4].
Деятельность Госинспекции основана на совокупности принципов, определяющих юридическое содержание деятельности. В теории права, А. А. Клишас предлагает понимать под принципами права «основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор» [6, c.205].
В деятельности Госинспекции принципы деятельности являются основными, исходными началами, положениями, выражающими юридическое содержание деятельности и полномочий ГИБДД РФ в структуре подразделений МВД РФ Российской Федерации.
Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах:
– законности;
– гуманизма;
– уважения прав и свобод человека и гражданина;
– гласности.
Система принципов, обозначенных в Указе № 711, носит межотраслевой характер, ибо они характерны не только для теории права, но и для иных отраслей права, в том числе и для административного права. Деятельность Госинспекции построена именно на системе принципов, которые формируют совокупность действий, обеспечивающих текущую деятельность.
Принцип законности является ведущим принципом в системе отношений, он носит конституционно-правовой характер и носит обязывающий характер для органов государственной власти, должностных лиц органов власти. Законность в деятельности обеспечена совокупностью нормативных актов, в числе которых ФЗ «О полиции», Уголовный кодекс Российской Федерации, ведомственные акты МВД РФ. Реализация полномочий сотрудниками Госинспекции подчинена законности как обязанности соблюдать требования федерального законодательства.
Принцип гуманизма в своей основе имеет положения Конституции Российской Федерации. Принцип гуманизма находит свое отражение в ст. 21 Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [1].
Исследуя принцип гуманизма в деятельности Госинспекции, И. Н. Князева считает, что: «в высшей степени гуманизм в деятельности ГИБДД проявляется при проведении профилактической работы, деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения, деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, по формированию правосознания и правовой культуры граждан, в особенности детей» [5, с.27].
Гуманизм в деятельности Госинспекции является не только принципом, но и вектором реализации полномочий, которые связаны с общими полномочиями органов полиции по оказанию помощи гражданам попавшим в ситуацию требующую оказание первой медицинской помощи. Эти вопросы регулируются не только в ведомственных актах, но и фактически реализуются сотрудниками, когда они оказывают помощь при совершенных ДТП, при задержании лиц удерживающих насильно граждан. Принцип гуманизма фактически формирует моральный облик сотрудника ГИБДД при исполнении последним должностных обязанностей.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина является реализацией общего принципа деятельности органов полиции по соблюдению и уважению прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 5 Закона о полиции, полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина определены основным законом государства, но в контексте анализируемого принципа, необходимо говорить о совокупности личных прав человека и гражданина. Анализируя систему прав и свобод гражданина России, С. В. Сабаева пишет следующее: «Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ 1993 г., составляют основу для формирования единой системы прав человека и являются содержанием правового статуса личности. Каждая группа конституционных прав, относящаяся к различным сферам общественных отношений, взаимосвязана с другими правами (и иными элементами правового статуса) и составляет определенную структуру» [7, c.13]. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
В деятельности ГИБДД реализация принципа уважения прав и свобод человека и гражданина проявляется в совокупности всех взаимосвязанных принципов, во — вторых, уважение обеспечено непосредственным воплощением достойного проявления уважения к гражданину пи осуществлении административной деятельности, в том числе и при задержании лица, совершающего административное правонарушение и уголовно-наказуемое деяние.
Принцип гласности в деятельности ГИБДД соответствует конституционному принципу открытости информации, а также принципу открытости и публичности предусмотренному в ст. 8 закона о полиции [3].
Гласный характер деятельности органов полиции проявляется в открытости деятельности, исключении процесса осуществления действий и полномочий, основанных на конфиденциальном характере, за исключением, если действия и информация носят режим служебной тайны или государственной тайны. Субъекты правоотношений имеют право не только знакомиться с информацией, которую должностные лица озвучивают в СМИ, но и требовать предоставления доступа к информации о деятельности Госинспекции.
Совокупность принципов, регламентирующих правовой статус носит взаимосвязанный и взаимозависимый характер, что обусловлено спецификой деятельности ГИБДД, которая построена на основных положениях основного закона затрагивающих права и обязанности граждан.
Оценивая правовой статус ГИБДД МВД РФ как организационного подразделения в структуре Министерства Внутренних Дел России укажем следующее. На органы ГИБДД возложена совокупность полномочий, определяющих правовой статус подразделения в общей структуре министерства. Полномочия, возложенные на инспекцию, отличаются от иных подразделений в силу общих задач и функций. Отличительной особенностью инспекции от иных подразделений органов внутренних дел является процесс осуществления контрольной деятельности в рамках задач по обеспечению безопасности дорожного движения, охраны жизни и здоровья граждан.
ГИБДД МВД РФ — орган специальной компетенции в структуре Министерства Внутренних Дел Российской Федерации обеспечивающий процесс контроля за безопасностью дорожного движения и осуществления различных аспектов разрешительной деятельности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. –1995. — № 50. — Ст. 4873.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции»// Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст.900.
- Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711(ред. от 11.02.2023) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 25. — Ст. 2897.
- Князева, И. Н. Реализация принципа гуманизма в деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения / И. Н. Князева//Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, вып. 1. — С. 22–29.
- Клишас А. А. Теория государства и права. М.: Статут, 2019. — 512 c.
- Сабаева С. В. Система конституционных ценностей, прав и свобод человека в Российской Федерации как основа проведения мониторинга состояния их защищенности // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 2. — С.2–19.