В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции как объекта обеспечение законности, ее связь с административно-юрисдикционной деятельностью, формулируется понятие и определяется нормативная база законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД МВД России.
Ключевые слова: контроль, надзор, административно-юрисдикционная деятельность, возбуждение производства по делу об административном правонарушении, законность контрольно-надзорной деятельности ГИБДД МВД России.
Надо сказать, что государственное управление — это последовательность действий, направленных на достижение общих целей (или решение государственных задач). Задачи государства могут меняться в разные исторические периоды, но в целом они постоянны. Это обеспечение обороны и безопасности, развитие экономики и благосостояния населения, сохранение окружающей среды и ресурсов. Иногда говорят и о соответствующих этим задачам социальной, экономической, природоохранной и правоохранительной функциях государства.
Решение государственных задач или осуществление государственных функций заключается, во-первых, в установлении правил, запретов, разрешений; во-вторых, в формировании органов государственного управления, наделении их необходимыми полномочиями; в-третьих, в предоставлении гражданам и организациям особых прав, выделении ресурсов; в-четвертых, в обеспечении неукоснительного соблюдения установленных запретов, соблюдения правил всеми субъектами права. Еще называют аналитическую функцию, прогнозирование, планирование, координацию, контроль. Кратко эту совокупность действий можно представить как правовое регулирование, санкционирование, принуждение. В свою очередь правовое регулирование, установление круга субъектов правоотношений, возникающих в той или иной сфере хозяйствования, и их статусы, правовое положение в совокупности образуют особый административно-правовой режим, обеспечиваемый мерами принуждения. Г. В. Атаманчук выделяет семь стадий управленческого процесса, составляющих цикл управленческой деятельности. 1) анализ и оценка управленческой ситуации; 2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и трансформации состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления); 3) разработка предлагаемых правовых актов или организационных мероприятий; 4) обсуждение и принятие правовых актов и проведение организационных мероприятий; 5) организация исполнения решений (правовая и организационная); 6) мониторинг производительности и оперативная информация; 7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.
Анализ смысла определения, данного в Наставлении по техническому наблюдению. «изменение конструкции транспортного средства — исключение составных частей и элементов оборудования, влияющих на безопасность дорожного движения, предусмотренных или не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства», позволяет сделать вывод, что конструкция транспортного средства представляет собой совокупность составных частей и компоненты, разработанные и одобренные производителем. агрегаты, системы и элементы транспортного средства, в целостности и представляющие собой готовое изделие — транспортное средство определенного типа, модели и модификации.
В специальной литературе транспортное средство — автомобиль определяется как колесное наземное безрельсовое транспортное средство, оснащенное двигателем, обеспечивающим его движение. Это сложная машина, состоящая из деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем. Конструкция автомобиля и его основных узлов определяется в первую очередь необходимыми функциональными свойствами, т. е. способность двигаться, маневрировать и выполнять другие основные функции.
Компетенция Госавтоинспекции меняется в соответствии с изменением внешних условий. В разные исторические периоды его основной задачей была организация дорожного движения, помощь участникам дорожного движения. В современных условиях основной задачей ГИБДД является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения обязательных требований, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации. В связи с этим основными, ключевыми функциями Госавтоинспекции следует признать государственный контроль и административный надзор.
2. Источники государственного контроля и административного надзора, несмотря на их формально сходное содержание, представляют собой два самостоятельных института, направленных на решение различных задач. Для контроля — это обеспечение законности и целесообразности деятельности субъектов безопасности дорожного движения; для административного надзора, обеспечения законности поведения участников дорожного движения.
3. В традиционном правовом пространстве контрольная функция обеспечивает реализацию функции дисциплинарного взыскания (как принудительного, так и поощрительного), а функция административного надзора, в свою очередь, обеспечивает реализацию функции административной юрисдикции. Выявлена тенденция расширения сферы управленческих отношений, охраняемых мерами административной ответственности, выражающаяся в увеличении количества административных правонарушений, субъектами которых являются должностные лица органов исполнительной власти. В результате возникает взаимосвязь между функциями государственного контроля и административной юрисдикции.
4. Объем и характер полномочий Госавтоинспекции в области обеспечения безопасности дорожного движения, исторически сложившихся в течение всего периода автомобилизации нашей страны, следует признать объективно обусловленными и подлежащими сохранению. ГАИ МВД России это уполномоченный национальный орган в области безопасности дорожного движения, не только решающий весь комплекс задач внутри страны, но и представляющий Российскую Федерацию на международной арене.
5. Деятельность органов дорожной полиции по обеспечению безопасности дорожного движения следует рассматривать во взаимосвязи с деятельностью органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте. Это, в свою очередь, дает основания для продолжения реформирования организационных структур МВД России, уполномоченных в этих сферах.
6. Формы и методы государственного контроля и административного надзора в сфере дорожного движения, в отличие от задач, совпадают. Основным методом по обеим функциям является систематическое наблюдение, а основной формой — обсервационное (контрольное, надзорное, разрешительное и др.) дело, при котором данные, полученные в результате визуального наблюдения, плановых и внеплановых выездных и камеральных (документальных) проверок, сбор другой информации (сообщения, заявления, публикации) накапливаются и систематизируются).
7. Внедрение в надзорную деятельность органов дорожной полиции специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, в первую очередь направлено на обеспечение объективности при осуществлении административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. Для того чтобы повысить эффективность их использования, необходимо. снять все иммунитеты от административной ответственности, кроме дипломатических; максимально автоматизировать производство по делам об административных правонарушениях, выявленных с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; обязательна установка дорожных знаков, предупреждающих о приближении к наблюдаемому участку с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Литература:
- Анохин С. А. Проблемы государственного регулирования качества и конкурентоспособности проведения ежегодного технического осмотра автотранспортных средств // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского — 2011г. № 35(4).
- Васильева Е. И., Бобченко В. Э. Контрольно-надзорная деятельность в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории // Вопросы управления — 2015г. № 3.
- Гайнуллина А. В., Васильченко А. В. Психологические проблемы правоприменительной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения // Вестник Башкирского университета — 2011г. № 1.
- Кузнецов Д. В., Айгозина А. М. Способы технического контроля коррупционных проявлений в деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России — 2021г. № 3.
- Сальников А. А., Гнездилова Д. М. Финансовое правовое обеспечение государственного надзора за состоянием дорожного покрытия в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России — 2016г. № 4.