Ключевые слова: права человека, безопасность дорожного движения, государственные функции.
Обеспечение прав человека при осуществлении государственной функции по обеспечению безопасности дорожного движения данный вопрос актуален практически для каждого человека. Ведь в наши дни, трудно представить жизнь без участия в дорожном движении. Практически в каждом населенном уголке мира существует автотранспортное движение. Миллионы грузов доставляются по автомобильным дорогам, люди перемещаются из одной точки в другую. Автомобили, автобусы, автофургоны — это источники к обеспечению благ человека. Не мыслима работа промышленных предприятий без автотранспортных средств, без них не обходится ни сельскохозяйственное производство, ни торговля, ни медицина, ни иные виды обслуживания. Перемещаясь на отдых, на работу или на учебу, человек невольно становится участником дорожного движения, будь то пешеход, водитель или пассажир транспортного средства. Так автомобилизация является важнейшей составляющей социального общества, способствует развитию экономики, культуры и других сфер жизни.
Каждый человек, участвуя в дорожном движении, прежде всего рассчитывает на гарантированное Конституцией Российской Федерации, а также международными правовыми актами, право безопасно перемещаться, без угрозы для жизни и свободы передвижения, на правоохранную функцию со стороны уполномоченных государственных органов, а в случае утраты, на защиту своих прав.
Вторая статья Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы и возлагает на государство обязанность по их признанию, соблюдению и защите. Основной государственный Закон (ст.7) утверждает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией (ст.8) гарантировано свободное перемещение товаров и услуг, защищаются разные формы собственности, закрепляет (ст. 20) право каждого на жизнь и право каждого (ст.27) на свободу передвижения. Российской Федерацией признается провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст.3) право на жизнь и (ст.13) право свободно передвигаться.
Государственные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на органы Министерства внутренних дел, в которых выделено структурное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) или как принято называть Госавтоинспекции. Помимо прямого предназначения, которое выражается в предупреждении дорожно-транспортных происшествий, с целью недопущения гибели и травматизма на дорогах, сотрудники ГИБДД, при выполнении государственных функций, обязаны обеспечивать права человека, обеспечивая его право на безопасность.
Соглашусь с И. П. Климовым, который под понятием права человека, понимает: «неотъемлемую, установленную законом возможность осуществлять активное или пассивное действие, направленное на реализацию его интересов» [Климов, с.7]. Применительно рассматриваемого вопроса, рассматривается обеспечение органами ГИБДД права человека на его безопасное движение.
Нормативную основа на которую опирается вся деятельность Госавтоинспекции составляет: Конституция РФ, общепризнанные акты международного права: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г., Венская Конвенция «О безопасности дорожного движения» 1962 г., федеральные законы № 196 — ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», № 342 — ФЗ от «О службе в органах внутренних дел РФ», ФЗ № 3 от «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законы и постановления правительства, указы президента, приказы и распоряжения МВД РФ, а также акты толкования права высших судебных органов Российской Федерации.
Гуманизм, уважение прав и свобод человека — это принципы, на которых должна стоится деятельность Госавтоинспекции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Данный Указ утверждает правовое положение подразделения, устанавливает основные контрольно-надзорные функции, которые осуществляют сотрудники ГИБДД для обеспечения прав человека на безопасное движение. Таким образом, деятельность, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, это государственная функция, направленная на соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина на жизнь, на охрану здоровья и законных интересов.
Служащие Госавтоинспекции, относятся к органам исполнительной власти, их законные решения, требования и указания, в рамках их компетенции, обязательны как для граждан, так и для должностных лиц, а также для юридических лиц, независимо от формы собственности и иных организаций.
Федеральный закон № 196 указывает о праве граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства России и международных договоров Российской Федерации. При этом участники дорожного движения имеют право на свободу и беспрепятственное передвижение по дорогам, получать и владеть верной информацией по дорожным условиям, при этом знать о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам. Кроме того, каждый человек, участвующий в дорожном движении, может рассчитывать на оказание бесплатной медицинской помощи, на спасательные работы и любой иной экстренной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия. Статья 30 ФЗ № 196 посвящена контролю и надзору в части безопасности, которые осуществляет служба ГИБДД. Контрольная деятельность подразделения тесно связана с различными ведомствами, организациями, имеющими направление обеспечения безопасности на автодорогах. А поэтому принципы данной деятельности носят комплексный, и в большинстве случаях и собирательный характер.
В ходе осуществления должностных полномочий сотрудники Госавтоинспекции, применяют меры административного воздействия, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Нормы, содержащиеся в Кодексе, закрепляют права и обязанности граждан и юридических лиц в отношениях с органами исполнительной власти. Сотрудники ГИБДД при осуществлении контрольных и надзорных функций применяют меры административного воздействия, защищая личность, охраняя права и свободы человека, общественный порядок и общественную безопасность, при этом защищая законные интересы физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, которые потенциально могут нести угрозу безопасности.
Законность и объективность — эти принципы лежат в основе задач производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключаются во всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, в также разрешения его в соответствии с законом. Кроме того, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, это все те условия, которые должны выполняться в соответствии с применяемым Кодексом. Должностные лица Госавтоинспекции, в целях пресечения выявленного административного правонарушения, установления личности, составления протокола, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, вправе применять следующие меры обеспечения производства такие как: доставление, административное задержание, личный досмотра, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование, задерживать транспортное средство и осуществлять привод.
Важно отметить, что при выполнении функций Госавтоинспекцией, на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, лица участвующие в производстве, должны быть ознакомлены с предоставляемыми правами, которые предусмотрены главой 25 Административного Кодекса. Так должностным лицом, при возбуждении дела разъясняются права лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Об ознакомлении с правами ставится подпись в административном протоколе, в случае отказа в подписи, права разъясняются с помощью фиксации на видеозаписывающее устройство, либо в присутствии понятых. Разъяснение прав нередко становится причиной судебных решений, которые отменяют решения, принятые сотрудниками Госавтоинспекции. Помимо этого, сотрудник осуществляющий производство по делу об административном правонарушении обязан разъяснить о праве заинтересованного лица, на обжалование принятого решения.
В цепочке исполнения административного законодательства условно можно выделить следующие элементы:
1) сотрудник, который осуществляет надзор и выявляет нарушение
2) сам нарушитель
3) общественный порядок, на который посягает нарушитель и еще один элемент — это условный потерпевший, лицо которому создается непосредственная угроза на дороге.
Таким образом, пресечение любого нарушения сотрудником ГИБДД — это обеспечение права других участников на безопасность и свободу передвижения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями и дополнениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196 — ФЗ «О безопасности дорожного движения». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 01.07.2021, с изм. От 09.11.2021) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.10.2021) Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.
- Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (ред. От 19.02.2021 г) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс
- Климов И. П. Права и свободы граждан в российских конституциях: Учеб. пособие. Тюмень: Издательский дом «Слово». 2021. 60 с. [Климов]