Ключевые слова: исполнительная власть, Уполномоченный по права человека, общественный контроль.
Взаимодействие граждан с органами исполнительной власти реализует закрепленное в статье 33 Конституции РФ право на обращение в госорганы и органы местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение гражданина — это комплексное понятие, которое может выражаться в письменной форме или в форме электронного документа в виде предложения, заявления или жалобы, в том числе в устном обращении гражданина в госорган, орган местного самоуправления или их должностному лицу. В Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ даны определения данным видам обращений.
Существуют также коллективные обращения — это обращение 2-х и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, которое имеет общественный характер [4, ст. 2].
Сроки за исполнением обращений граждан установлены ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ответ гражданину должен быть дан в течение 30 дней со дня регистрации. Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, в исключительных случаях закон разрешает продлить срок исполнения обращения еще на 30 дней с осуществлением уведомления об этом гражданина. Таким образом, максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.
Необходимо заметить, что на анонимное обращение, в котором не указана фамилия заявителя и его почтовый адрес, ответ не дается.
Важное место в организации взаимодействия между гражданами и органами исполнительной власти в сфере защиты прав и свобод играет роль уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» должность Уполномоченного учреждается с целью обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. «Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо госорганов и должностных лиц, а также неподотчетен им» [2, п. 2 ст. 16.1].
Порядок деятельности Уполномоченного определен в Федеральном законе от 18.03.2020 N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». При рассмотрении обращений Уполномоченный также применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Получив обращение, содержащее информацию о нарушении прав и свобод граждан, Уполномоченный имеет следующие права:
1) рассмотреть обращение;
2) разъяснить заявителю способы защиты своих прав и свобод;
3) направить обращение на рассмотрение в госорган или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение данного обращения.
Под жалобой, адресованной Уполномоченному, понимается просьба заявителя о защите и восстановлении своих прав и свобод, нарушенных или нарушаемых, решениями, действиями или бездействиями федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта РФ, если ранее заявитель уже обжаловал данные решения, действия или бездействия в судебном либо административном порядке и не согласен с принятыми решениями.
При рассмотрении жалобы Уполномоченный информирует о принятии данной жалобы к рассмотрению госорганы, решения, действия или бездействия которых обжалуются, а также имеет право запросить у данных органов информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию.
Также в качестве еще одного способа взаимодействия граждан и органов исполнительной власти с целью защиты и реализации прав и свобод стоит выделить участие граждан в осуществлении общественного контроля.
Порядок осуществления общественного контроля определен в Федеральном законе от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [3, ч. 1 ст. 4].
Участвовать в осуществлении данного контроля граждане РФ вправе лично либо в составе общественных объединений, а также иных негосударственных организаций. Данное участие является добровольным.
В рамках осуществления общественного контроля за органами исполнительной власти данный контроль осуществляют общественные палаты РФ и субъектов РФ, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Основными целями общественного контроля в области взаимодействия граждан с органами исполнительной власти в сфере защиты прав и свобод граждан являются:
- Обеспечение защиты и реализации прав и свобод гражданин;
- Общественная оценка деятельности органов исполнительной власти в целях защиты прав и свобод гражданин.
В данной области взаимодействия можно выделить следующие задачи общественного контроля:
- Развитие и формирования правового сознания граждан;
- Повышения у граждан РФ доверия к деятельности государства;
- Осуществление реализации гражданских инициатив, которые направлены на обеспечение защиты прав и свобод граждан;
- Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти.
Основными формами общественного контроля являются: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания.
Осуществление общественного контроля может происходить в нескольких формах одновременно. По результатам общественного контроля подготавливается и направляется в госорганы итоговый документ, в котором отражены место и время, задачи, субъекты и формы общественного контроля, а также обстоятельства и факты, рекомендации, предложения и выводы, установленные в ходе осуществления данного контроля. При необходимости информация о результатах общественного контроля направляется в органы госвласти, осуществляющих государственный контроль (надзор) и (или) органы прокуратуры.
Литература:
- Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
- Закон города Москвы от 18 июня 1997 года № 25 «Об обращениях граждан» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).