В статье автор исследует механизм защиты прав и свобод сотрудников ОВД.
Ключевые слова: правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел, сотрудник полиции, правовой статус.
Механизм защиты прав и свобод сотрудников ОВД по мнению различных ученых представляет собой комплекс правовых (административных, управленческих) и социальных средств, направленных на наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед ОВД, с обеспечением возможности сотрудника реализовать свой особый правовой статус в полном объеме, в том числе, путем установления гарантий правовой и социальной защищенности сотрудника ОВД, направленных в том числе на удовлетворение потребностей материального и (морального) духовного характера.
Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел должна рассматриваться в совокупности двух составляющих: защита сотрудника как носителя государственно-властных полномочий и его защита как гражданина РФ при прохождении службы и при его увольнении по достижении возраста, дающего право для выхода на заслуженный отдых [1, с. 273].
Для организации безопасных условий прохождения сотрудника полиции необходим особый контроль за реализацией конституционных прав и свобод граждан, который представляется одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности РФ.
Согласно заданному контексту и исходя из анализа юридической литературы мы можем отметить, что формирование и совершенствование правового механизма осуществления правовой защиты сотрудника полиции объективно необходимо.
Установленная ч. 2 ст. 30 ФЗ О прохождении службы совокупность средств для защиты правового статуса сотрудника полиции содержит в себе также определенные барьеры, которые фактически препятствуют реализации прав сотрудником в ходе реализации повседневной деятельности, а также указывающих о фактической несамостоятельности сотрудника при принятии того или иного решения [2].
Фактически указанные препятствия законодателем ставятся в зависимость от таких правовых предписаний, как:
– подчинение сотрудника непосредственному или прямому начальнику, что указывает на обязанность обращения сотрудника к ним по любым вопросам, в том числе связанным с реализацией правового статуса;
– предписание, связанное с запретом на вмешательство в законную деятельность сотрудника полиции, за исключением лиц, прямо указанных в законе, что свидетельствует о его самостоятельности;
– запрет на принуждение сотрудника полиции на выполнение не предусмотренных должностным регламентом и федеральным законодательством обязанностей и распоряжений (приказов) руководителей, прямо противоречащих нормам права.
Однако, положения ч. 2 ст. 30 ФЗ О прохождении службы указывают на самостоятельность сотрудника полиции не только при реализации своих должностных обязанностей, но и при реализации прав и гарантий, составляющих правовой статус сотрудника полиции.
В части права на неисполнение приказа руководителя, прямо противоречащего нормам законодательства, регламентирующего деятельность полиции, а также в целом нормам права, установленных законодателем на федеральном и региональном уровнях, стоит отметить, что ст. 33 ФЗ О прохождении службы предусматривает такую возможность у сотрудника полиции, что не будет считаться нарушением со стороны последнего и выступает в том числе одной из гарантий его правового статуса как сотрудника полиции.
Приказы (распоряжения) сотруднику полиции могут быть отданы как в устной, так и письменной формах, уполномоченными на то лицами, например, прямым или непосредственным руководителем, содержать непротиворечащие законодательству, четкие и понятные для исполнителя предписания, указания, с соблюдением требований субординации. В любом случае получения прямого приказа от прямого руководителя об этом необходимо сообщить непосредственному руководителю. Но такие случаи должны быть оправданы такими факторами, как крайняя необходимость или схожие с ней обстоятельства.
В тех случаях, когда приказы, полученные от непосредственного и прямого начальников, являются противоречивыми либо исполнение одного не позволит исполнить другой, у сотрудника полиции возникает обязанность доклада об этом инициатору первого приказа, и при подтверждении указанной информации — организовать исполнение приказа вышестоящего по должности руководителя.
При этом ч. 3 ст. 30 ФЗ О полиции указывает на обязательный для исполнения гражданами и должностными лицами характер требований сотрудников полиции, основанных на действующем законодательстве [3].
В противном случае законодатель предусмотрел ответственность за их невыполнение от административной до уголовной в зависимости от характера и тяжести последствий, наступивших вследствие их неисполнения. При этом обязательным критерием привлечения лиц к ответственности является факт их осведомленности о том, что к ним обратился сотрудник полиции с основанными на законе требованиями.
В связи с чем сотрудник полиции обязан соблюсти требования, установленным ФЗ О полиции требования в части представления и сообщения гражданину или должностному лицу сведений о занимаемой должности и звании, по требованию — предъявить служебное удостоверение, а также сообщить цели и основания, по которым сотрудник полиции обращается к последнему с разъяснением последствий в случае невыполнения указанных требований.
Нарушение этих требований может исключить ответственность для лица, не выполнившего законные требования сотрудника полиции. В корне решения указанного вопроса лежат мотивы, в соответствии с которыми сотрудник полиции обращается к гражданину, которые не известны последнему либо понимание которых затруднено в силу отсутствия представления о том или ином правовом аспекте.
В частности, действующим законодательством предусмотрено, что остановка транспортных средств для проверки документов, подтверждающих право пользования и управления последним — правомочие сотрудника, которым он может воспользоваться в любой момент, когда посчитает необходимым, но с соблюдением предусмотренным законодательством пределов.
Водитель в рассматриваемой ситуации не имеет иного выхода, как принять и подчиниться законным требования сотрудника полиции.
Правоохранительная деятельность не может быть урегулирована в полном объеме так, чтобы был исключен субъективный фактор. Именно его наличие позволяет выявлять правонарушения в тех случаях, когда их признаки отсутствуют либо наличествуют не в полном для проведения проверки объеме. Учитывая, что деятельность сотрудников полиции в данном случае сопряжена с риском и возможностью допустить ошибку, то в предусмотренных законом пределах права последних по осуществлению полномочий для достижения необходимых целей — беспрепятственны.
Соответственно, сотрудник полиции имеет право предъявлять требования к сотрудникам полиции, но только в том случае, когда его требования явно незаконные. Таковыми стоит признавать такие действия, совершение которых прямо запрещено законом и с самого начала их совершения носят явно незаконный характер, в частности, применение пыток к задержанному, либо применение таких мер принуждения, которые в целом возможны, но совершенно при других обстоятельствах, например, задержание и доставление лица при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях) [4, с. 58].
В части 4 статьи 30 Закона «О полиции» содержится перечень противоправных действий в отношении сотрудника полиции, влекущих ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Речь в первую очередь идет о гарантиях уголовно-правовой защиты сотрудника полиции. Как установлено статьей 63 УК РФ, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности является отягчающим уголовное наказание обстоятельством [5].
Гарантией административно-правовой защиты служебной деятельности сотрудника полиции является статья 19.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции [6]. Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудника ОВД может осуществляться и в рамках гражданского судопроизводства (статья 152 ГК РФ).
Названными правовыми гарантиями не исчерпывается механизм обеспечения беспристрастного и эффективного выполнения сотрудником полиции возложенных на него обязанностей. В качестве гарантий можно рассматривать юридические средства реализации прав сотрудника полиции, которые предусмотрены, в частности, статьями 28, 18 ФЗ О полиции.
Вместе с тем, стоит также отметить, что сотрудник полиции обладает в полном объеме правами, распространяющимися на лиц, действующих в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление (и иных предусмотренных законом подобных случаях).
В указанной части целесообразно отразить также положения ч. 6 ст. 30 ФЗ О прохождении службы, в соответствии с которыми подлежат государственной защите жизнь, здоровье и имущество не только сотрудника полиции, но и его семьи в том случае, если необходимость ее применения будет вызвана осуществлением сотрудником полиции своих должностных обязанностей.
Под законодательством, устанавливающим порядок государственной защиты сотрудника полиции, понимается, прежде всего, Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
Подводя итог по рассмотренному вопросу, мы приходим к следующему выводу. Механизм защиты прав и свобод сотрудника ОВД многими учеными характеризуется по-разному, но в целом, обобщая мнения последних, представляет собой комплекс правовых (административных, управленческих) и социальных средств, направленных на наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед ОВД, с обеспечением возможности сотрудника реализовать свой особый правовой статус в полном объеме, в том числе путем установления гарантий правовой и социальной защищенности сотрудника ОВД, направленных в том числе на удовлетворение потребностей материального и (морального) духовного характера.
Он регламентируется в первую очередь законодательством о порядке прохождении службы в ОВД РФ. Но существуют также специальные законы, которые характеризуют именно порядок предоставления защиты прав и свобод сотрудникам ОВД в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, в том числе сотрудникам следственных подразделений ОВД. Отдельно законодателем выделяется правовой статус сотрудника ОВД в вопросах, связанных с совершением противоправных действий в отношении последнего в связи с осуществлением профессионального долга и выполнением служебных обязанностей.
Такая мера обеспечивает баланс между сложностью выполняемых ими обязанностей и риском для собственной безопасности в указанной связи. Вместе с тем ведомственными актами также предусмотрен целый комплекс правозащитных механизмов для сотрудников ОВД, в том числе направленные на защиту чести, достоинства и деловой репутации сотрудника ОВД.
Литература:
- Саранкина Ю. А. Некоторые аспекты социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93).
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (в редакции от 12.03.2024) // ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12192456/53070549816cbd8f006da724de818c2e/
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 — ФЗ (в редакции от 01.03.2024)) // ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12182530/
- Параносенков П. М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации /П. М. Параносенков // Административное право и процесс. 2014. № 8.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2024) // ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru/#/document/10108000/
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 03.05.2024) // ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12125267/