В статье рассмотрены особенности осуществления надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения сотрудниками ДПС ГИБДД. Раскрыты отдельные процедуры, которые полномочны производить сотрудники полиции в отношении участников дорожного движения.
Ключевые слова: ДПС ГИБДД, контроль, надзор, процедуры, ДТП, ОСАГО, административные правонарушения.
Исполнение сотрудниками ДПС государственной функции контроля и надзора в сфере безопасности дорожного движения предполагает выполнение следующих административных процедур: выезд на место ДТП, проверка документов, остановка транспортных средств и пешеходов, применение мер административного воздействия. Рассмотрим их подробнее.
Остановка транспортного средства представляет собой торможение автомобиля по требованию сотрудника ДПС. Необходимо отметить, что остановка транспортного средства не может производиться произвольно по желанию полицейского. Основания остановки прописаны в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД РФ № 644. К таковым основаниям относят:
1) выявление факта административного правонарушения в действиях водителя непосредственно сотрудником полиции или на основании получения информации от иных субъектов;
2) у сотрудника полиции имеются основания предполагать, что автомобиль находиться в розыске или в данный момент используется в противоправных целях, в автомобиле находятся лица, причастные к совершению преступления;
3) имеется необходимость привлечь водителя к участию в следственном действии или получить информации о факте совершения противоправного деяния, свидетелем которого он стал;
4) необходимость использования транспортного средства, оказать помощь другим участникам движения;
5) наличие опасностей на участке дороги, которые могут стать причиной аварии;
6) имеется необходимость обеспечить проезд спец техники и кортежей официальных лиц;
7) проведение специальных мероприятий, направленных на предупреждение ДТП, остановка в связи с наличием фактов неисправности транспортного средства, проверка документов на право пользования данным транспортным средством, проверка документов, удостоверяющих личность водителя или пассажиров [1].
Процедура остановки транспортного средства состоит в следующем. По требованию сотрудника полиции, отдаваемого рукой, жезлом, диском, водитель должен остановиться в установленном правилами месте. Исключениями являются ситуации остановки автомобиля в чрезвычайной ситуации или для задержания преступника. Нельзя требовать остановки автомобилей скорой помощи, дипломатических транспортных средств, грузовой транспорт с опасным грузом.
Сотрудник полиции, остановив транспортное средство, должен немедленно подойти к водителю, представиться, указав свою должность, звание и фамилию, объяснить причину остановки и потребовать предъявить соответствующие случаю документы. Если водитель остановлен для участия в следственном действии в качестве понятого, то ему разъясняются права и обязанности. Если водитель остановлен для использования его транспортного средства, то разъясняется цель и время использования. Об использовании автомобиля может быть выдана справка или иной подтверждающий документ. Отказ представить автомобиль влечет наступление административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
После остановки транспортного средства действия участников правоотношения зависят от основания остановки. Если выявлен факт совершения административного правонарушения, то сотрудник полиции требует предъявить документы, составляет рапорт, являющийся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то сотрудник полиции предлагает водителю пройти медицинское освидетельствование и составить соответствующие процессуальные документы в патрульном автомобиле.
Если водитель не остановился добровольно, то сотрудники полиции могут начать преследование и осуществить принудительную остановку автомобиля. Преследование может осуществляться с включением дополнительных сил и средств [2].
Сотрудник ДПС может также остановить пешехода. Основаниями остановки могут быть факты нарушения правил дорожного движения, необходимости оказания помощи на месте происшествия или введения временных ограничений дорожного движения. Порядок остановки пешехода аналогичный, как и для водителя: сотрудник полиции должен представиться, объяснить причину остановки, потребовать документы, составить необходимые процессуальные акты.
Следующим видом административных процедур является проверка документов. Как и иные виды процедур проверка не может быть безосновательной. Как правило, она необходима для установления личности лица, совершившего административное правонарушение или имеются предположение, что водитель (пешеход) находятся в розыске.
К проверяемым документам относятся документы, удостоверяющие личность (паспорт, водительские права, полис ОСАГО), а также документы на перевозимые грузы (лицензии на перевозимый груз). у иностранных граждан дополнительно могут потребовать визу, миграционную карту, документы на право международной перевозки грузов.
Особое внимание необходимо уделить документам, имеющим признаки подделки. Для этого используются справочные и криминалистические учеты, если имеется возможность осуществить проверку на месте патрулирования.
Предметом проверки могут стать и регистрационные номера автомобиля. Основанием проверки может быть указание на причастность автомобиля с такими номерами к совершению преступления или правонарушения, а также визуальное установление признаков подделки регистрационного номера.
Помимо названных процедур сотрудник полиции может произвести осмотр и досмотр транспортного средства, а также груза, который перевозит указанное транспортное средство. Основаниями для визуального обследования транспортного средства являются:
– наличие информации или признаков перевозки грузов, являющихся предметом преступления или правонарушения;
– при наличии признаков несоответствия перевозимого груза и груза, указанного в сопроводительных документах;
– необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства [3].
В процессе осуществления административного надзора сотрудник ДПС также может выполнить административно-процессуальные процедуры, связанные с возбуждением дела об административном правонарушении.
Сотрудник полиции лично или по заявлению иных граждан может установить факт административного правонарушения. Заявление может поступить в устной или письменной форме. В этом случае сотрудник полиции составляет протокол об административном правонарушении и получает объяснение от нарушителя по выявленному факту.
Если гражданин согласен на оформление постановления по делу об административном правонарушении на месте, то выносится соответствующее постановление. При этом правонарушителю разъясняют срок и порядок обжалования постановления (если лицу был назначен административный штраф, то ему объясняют ответственность за неуплату такого штрафа в установленный срок). Копия постановления вручается правонарушителю, а также потерпевшему (второй вариант — копия может быть выслана указанным лицам). Вместе с копией постановления о назначении административного наказания возможно предоставление бланка платежного документа (если назначено наказание в виде штрафа).
В случае выявления административного правонарушения, которое было совершено несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет, дело на месте административного правонарушения не может быть рассмотрено. Сотрудник применяет меры обеспечения производства по делу, составляет протокол или выносит определение о возбуждении дела и проведении административного расследования.
Если имеются основания для проведения административного расследования, то сотрудник полиции составляет процессуальный акт, именуемый определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Последнее назначается в том случае, если необходимо произвести экспертизу или иные действия, которые требуют значительного временного перерыва (например, для осуществления иных процессуальных действий).
К административным процедурам относится выезд на место дорожно-транспортного происшествия. Выезд осуществляется по распоряжению оперативного дежурного. Сотрудник ДПС, прибыв на место происшествия, должен составить протокол осмотра места происшествия, произвести фото- и видеофиксацию обстановки, осуществить осмотр участников, очевидцев и свидетелей ДТП, зафиксировать имеющиеся вещественный доказательства [4].
Таким образом, сотрудник ДПС в рамках своих полномочий может осуществлять процедуры, позволяющие контролировать движения транспорта и пешеходов на автомобильных дорогах. К применяемым административным процедурам в данном случае относятся проверка документов, грузов, автомобиля, выезд к месту ДТП, остановка транспортного средства, составление необходимых документов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Литература:
- Сорокин В. А., Дудина Е. О. Исполнение законодательства в сфере ГИБДД МВД России // Материалы межведомственной научно-практической конференции «Актуальные вопросы охраны общественного порядка и административной деятельности полиции. М., 2020. С. 9.
- Сычев М. Е. О некоторых положениях административного регламента, касающихся остановки транспортного средства // Постулат. 2018. № 10 (36). С. 67.
- Афанасьев А. В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при остановке транспортного средства. Хабаровск, 2020. С. 78.
- Сергеев С. А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография. М., 2015. С. 119.