Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 3034 раза

Библиографическое описание:

Романова, Е. С. Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер / Е. С. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75121/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются правовые основы осуществления проверки документов сотрудниками полиции, описываются основания для проверки документов, анализируются нормы право процедуры проверки документов.

Ключевые слова: административно-предупредительные меры, проверка документов, сотрудники полиции, федеральный закон «О полиции».

The article discusses the legal basis for checking documents by police officers, describes the grounds for checking documents, analyzes the rules and procedures for checking documents.

Keywords: administrative and preventive measures, document verification, police officers, Federal law «on police».

На текущий момент наше государство находится на пути очень серьезных преобразований в области права, т. к. существуют очень много противоречий и неточностей. Сегодня все большую популярность в области права приобретает административно-предупредительные меры, а точнее правильность их применения, т. к. в законодательстве четко не прописана данная процессуальная форма применения.

Административно-предупредительными мерами считаем определенная группа мер административного принуждения, которая направлена на предупреждение правонарушений, каких-либо противоправных действий со стороны как физических, так и юридических лиц.

Цель административно-предупредительных мер, которая в принципе уже ясна из названия, состоит в основном в предотвращении вероятных уголовных преступлений и предотвращении обстоятельств, представляющих угрозу для охраняемых законом интересов и формирование условий, необходимых для устранения последствий таких угроз.

Основанием для применения мер административно-предупредительного характера является не преступление, а возникновение установленных законом особых обстоятельств, как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения факт нарушения правовой нормы не требуется, но, как правило, необходимо наличие особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, поиск преступника, несчастные случаи и т. д.

Особенностями мер предупреждения являются:

− пресечение противоправного деяния, применяемое при наличии самого правонарушения как можно быстрее и оперативнее, с целью предотвращения других правонарушений;

− объем оснований для устранения больше, чем объем административной ответственности;

− существует широкий круг целей, для которых эти меры могут применяться;

− пресечение в интересах как общества, так и самого преступника.

Требование о прекращении противоправного действия может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Например, при пресечении административного правонарушения по ст. 20.1 КоАП, сотрудники полиции требуют устного прекращения запрещенного действия.

Одним из видов административно-предупредительных мер является проверка документов сотрудниками полиции.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ст. 13) сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан по следующие обстоятельства:

− подозрения в совершении преступления;

− подозрение что человек находится в розыске;

− есть основания для задержания;

− если было совершено административное правонарушение.

Рассмотрим оснований для проверки документов сотрудниками полиции:

  1. Если потерпевший указывает на лицо. В этом случае полиция вынуждена проверять паспорт и вызывать оперативно-следственную группу, в которую входит дежурный следователь. Именно он будет принимать решение об аресте подозреваемого, о направлении в суд документов о выборе меры пресечения и т. д.
  2. Если внешний вид человека похож на тот, который указан в розыске. В этом случае сотрудники полиции потребуется идентификатор для проверки данных.
  3. Если полиция обнаружит гражданами распитие спиртных напитков в общественном месте. В этом случае люди, совершившие административное правонарушение, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ России. Одной из мер в данной ситуации можно быть административный арест по решению суда. Прежде чем принять такое решение, полиция должна изучить документы, и только после этого, если имеются достаточные основания определить человека в камеру для административного задержания.

Сотрудники полиции, обнаружив человека на месте или непосредственно в момент совершения преступления, могут задержать его до выяснения обстоятельств и прибытия следственной группы. Например, если в процессе обхода участковый отмечает, как мужчина входит в окно жилой комнаты, расположенной на первом этаже, в такой ситуации участковый имеет право задержать его, а затем пресечь преступление и запросить его документы.

Рассмотрим алгоритм действий сотрудника полиции при проверке документов:

− сотрудник полиции представляется, показывает свое служебное удостоверение;

− основания проверки документов сотрудник полиции гражданину называет четко и конкретно. Если к физлицу применяется задержание, озвучивается его причина, а также правомочия и обязанности, возникающие в связи с использованием данной меры;

− субъект проверки предоставляет удостоверяющие документы личность. Паспорт физического лица, проверяющий иметь при себе не обязан, поэтому сотруднику полиции можно предоставить, например, студенческий, удостоверение пенсионера и т. д.

Даже если гражданин уверен, что у полиции нет причин проверять документы на улице, ему лучше предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Это необходимо сделать, т. к. если выяснится, что были причины проверки, субъекту грозит административная ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штраф до 1000 рублей или лишение свободы на срок до 15 суток.

В итоге подводя итог, хочется отметить, что в настоящее время в законодательстве существует небольшой пробел по поводу предъявления документа, удостоверяющий личность. Нет точного определения как проверяемому предъявить эти документы. Гражданин, которого проверяют может не передавать в руки сотрудника полиции документы, удостоверяющие личность. Он может просто открыть и показать информацию о личности.

Поэтому предлагаем дополнить с. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» абзацем 2 в следующей редакции: «Граждане Российской Федерации обязаны передавать должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации, для проверки в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации».

Считаем, что данная норма поможет избежать всех расхождений в законодательстве РФ по поводу проверки документов, удостоверяющих личность.

Литература:

  1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020 № 12-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. ст. 900; 2016. № 27 (часть II). ст. 4238
  2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020 № 209-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 22. ст. 2031
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 № 34-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1; 2016. № 28. ст. 4558
  4. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел.: Системно-правовой анализ. Автореф. дисс. канд.наук. — М., 2015.
  5. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-mer-administrativnogo-prinuzhdeniya (дата обращения 01.10.2020).
  6. Шаваев А. Б. Административно-предупредительные меры, применяемые полицией // Научные известия. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-predupreditelnye-mery-primenyaemye-politsiey (дата обращения 27.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, проверка документов, Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, документ, мера, Гражданин, личность, личность граждан.


Похожие статьи

Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих

В данной публикации исследуются особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. Выявлены пробелы в законодательстве, регламентирующие задержание, личный досмотр, доставление. Подобные законодательные ...

О проблемах и перспективах развития механизма административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматриваются особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции), формулируются предложения по совершенствованию отдельных положений нормативных правовых актов, составляющих механизм админ...

Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности, применяемые ДПС ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения

В статье рассмотрены особенности осуществления надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения сотрудниками ДПС ГИБДД. Раскрыты отдельные процедуры, которые полномочны производить сотрудники полиции в отношении участников дорожного дви...

Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом

Статья посвящена актуальным вопросам ответственности за непредоставление запрашиваемых документов налоговым органом у налогоплательщика. В работе рассматриваются моменты и приводимые доводы налогоплательщиков о праве непредоставления запрашиваемой до...

Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей, по объективным признакам

В статье рассмотрены понятие и признаки объекта и объективная сторона преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей. Выявлены проблемы квалификации преступлений против представителей пра...

Понятие и признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В статье рассматривается понятие и выделяются признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Нормативно-правовая регламентация процессуального порядка их применения с классификацией целей и оснований их применения...

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Доставление как мера административного принуждения в борьбе с правонарушениями, посягающими на общественный порядок

Сотрудники полиции, должностные лица, представители большого круга силовых ведомств имеют широкие полномочия в области защиты граждан от преступных и других нарушений их конституционных прав. Одной из часто применяемых мер является доставление.

Понятие и средства проверки сообщения о преступлении

Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.

Меры по обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД РФ

В статье определен перечень мер, направленных на обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД РФ, дана их характеристика.

Похожие статьи

Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих

В данной публикации исследуются особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. Выявлены пробелы в законодательстве, регламентирующие задержание, личный досмотр, доставление. Подобные законодательные ...

О проблемах и перспективах развития механизма административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматриваются особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции), формулируются предложения по совершенствованию отдельных положений нормативных правовых актов, составляющих механизм админ...

Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности, применяемые ДПС ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения

В статье рассмотрены особенности осуществления надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения сотрудниками ДПС ГИБДД. Раскрыты отдельные процедуры, которые полномочны производить сотрудники полиции в отношении участников дорожного дви...

Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом

Статья посвящена актуальным вопросам ответственности за непредоставление запрашиваемых документов налоговым органом у налогоплательщика. В работе рассматриваются моменты и приводимые доводы налогоплательщиков о праве непредоставления запрашиваемой до...

Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей, по объективным признакам

В статье рассмотрены понятие и признаки объекта и объективная сторона преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей. Выявлены проблемы квалификации преступлений против представителей пра...

Понятие и признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В статье рассматривается понятие и выделяются признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Нормативно-правовая регламентация процессуального порядка их применения с классификацией целей и оснований их применения...

Предостережение о недопустимости нарушения закона как главный профилактический акт прокурора

В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Доставление как мера административного принуждения в борьбе с правонарушениями, посягающими на общественный порядок

Сотрудники полиции, должностные лица, представители большого круга силовых ведомств имеют широкие полномочия в области защиты граждан от преступных и других нарушений их конституционных прав. Одной из часто применяемых мер является доставление.

Понятие и средства проверки сообщения о преступлении

Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.

Меры по обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД РФ

В статье определен перечень мер, направленных на обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД РФ, дана их характеристика.

Задать вопрос