Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бойняшов, Д. С. Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий / Д. С. Бойняшов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 412-416. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115393/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассмотрены общий порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, критерии оценивания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, оперативно-розыскные мероприятия.

The article discusses the general procedure for conducting operational investigative activities, the criteria for assessing the legality of conducting operational investigative activities.

Keywords: operational-search activity, prosecutor supervision.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1, 6) устанавливает, что ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. С точки зрения теории, оперативно-розыскные мероприятия рассматриваются как общественно значимые, умышленные и конфиденциальные (в аспекте организации и тактики), предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные активные деяния (действия, мероприятия или операции), посредством совершения совокупности которых осуществляется ОРД. Перечень разрешенных ОРМ приводится в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

B соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» одним из элементов предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД является соблюдение установленного порядка проведения OPM. Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о широком спектре нарушений, совершаемых оперативно-розыскными службами в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Информационные письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации приводят примеры таких нарушений. К ним относятся: формальное и бессистемное планирование ОРМ, которые фактически не проводятся либо проводятся не в полном объеме; несоответствие проводимых ОРМ целям и задачам ОРД; нарушение санкционирования и документирования ОРМ; нарушение конституционных прав граждан при проведении ОРМ; проведение ОРМ при отсутствии надлежащих оснований; провокационные действия оперативных сотрудников при проведении ОРМ; отсутствие ведомственного контроля за законностью проведения ОРМ и др.

Практические аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются в секретных и совершенно секретных ведомственных документах оперативно-розыскных органов. Эти документы содержат информацию о средствах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также об организации и тактике проведения этих мероприятий, являющуюся государственной тайной [3, ч. 1 ст. 12].

Общий порядок проведения любого ОРМ подразумевает: соответствие ОРМ целям и задачам ОРД; наличие законных оснований проведения ОРМ; соблюдение общих и специальных условий проведения отдельных ОРМ; обязательное надлежащее документирование ОРМ.

Дополнительные требования к порядку проведения ОРМ зависят от компетенции субъектов ОРД, осуществляющих ОРМ, и видов проводимых ОРМ. Должно быть обеспечено соблюдение положений законодательства: о субъектах, уполномоченных на осуществление ОРД в полном либо ограниченном объеме; о видах ОРМ.

Оперативно-розыскное мероприятие считается законным, если оно проведено компетентным должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, которому предоставлены полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо лицом (лицами), привлеченным (привлеченными) к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом [3, ст. ст. 1, 13, 17]. Часть 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» разрешает в ходе проведения ОРМ применять информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. С помощью технических средств объективируется оперативно-значимая информация, что имеет важное значение для определения возможностей eё последующего процессуального использования.

Рассмотрим основные критерии оценки законности проведения ОРМ.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания и условия их проведения, определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» называет основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7). Они подразделяются на фактические основания и юридические.

К фактическим основаниям можно отнести наличие сведений, ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, a также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной, или экологической безопасности Российской Федерации;

— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Таким образом, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела либо вне рамок уголовного судопроизводства.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» также указаны условия проведения ОРМ. Они определены в ст. 8 данного Федерального закона, иных федеральных законах и подразделяются на общие условия, условия, предусмотренные для отдельных категорий лиц, специальные условия.

Общие условия, относящиеся ко всем без исключения ОРМ и лицам, в отношении которых они проводятся: не являются препятствием для проведения в отношении граждан ОРМ на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом: гражданство; национальность; пол; место жительства; имущественное; должностное и социальное положение; принадлежность к общественным объединениям; отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц. Данное положение соответствует принципам Конституции Российской Федерации о равенстве всех граждан перед законом и судом.

Условия, предусмотренные для отдельных категорий лиц. Принцип равенства всех перед законом и судом обременен действием правовых иммунитетов. Предполагаются некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией Российской Федерации неприкосновенностью Президента Российской Федерации [1, ст. 91], депутатов Федерального Собрания [1, ст. 98], судей [1, ст. 122] и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [5, ст. 12]. Ограничены также возможности ОРО по проведению ОРМ в отношении прокуроров [4, ст. 42] и адвокатов [6, п. 3 ст. 8]. Отраслевые законы, как органические, так и текущие, уточняют и разъясняют положения Конституции Российской Федерации, определяя правовой статус и функции отдельных лиц.

Специальные условия проведения отдельных ОРМ. Проведение ОРМ, требующих осуществления ведомственного либо судебного контроля, предполагает вынесение: постановления, утверждаемого руководителем оперативно-розыскного органа [3, ч. 7 ст. 8]; судебного решения, разрешающего проведение ОРМ [3, ч. 2 ст. 8].

Руководители оперативно-розыскных органов выносят постановления в процессе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения дополнительного внутриведомственного контроля за законностью этих мероприятий, особенно в случае проведения сложных и «острых» операций. (проверочная закупка предметов, веществ, продукции, ограниченных в гражданском обороте либо изъятых из гражданского оборота, оперативный эксперимент и др.). Постановление может быть подготовлено оперативным сотрудником с согласия руководителя ОРО. Правом утверждения постановлений обладают руководители ОРО.

Согласно Конституции Российской Федерации, право на выдачу разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, принадлежит суду. Судья принимает это решение путем вынесения специального постановления. Судебный контроль является гарантией соблюдения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Проведение любых ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается исключительно на основании судебного решения и только при наличии информации:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В ситуациях, где отсутствует возможность откладывать действия и существует потенциальная угроза совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также при наличии данных о событиях или действиях (или бездействии), представляющих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Они осуществляются на основании постановления одного из руководителей органа, ответственного за оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда или судьи в течение 24 часов. Орган, проводящий такие мероприятия, обязан получить судебное решение о проведении таких мероприятий в течение 48 часов с момента их начала, или прекратить их проведение.

Часто существует путаница между процедурой проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий и процессом проведения и фиксации результатов следственных действий. В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации хотя содержатся основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, но оно не определяет сам процесс их проведения и документирования. Тем не менее, многие оперативно-розыскные мероприятия имеют схожие черты с аналогичными следственными действиями, так как оба направлены на получение информации о событиях, требующих выяснения, и являются инструментами для достижения цели раскрытия преступлений. Например, исходя из сущности производимых действий и способа получения информации могут быть соотнесены: оперативный опрос и следственный допрос, оперативное отождествление и следственное опознание, оперативное обследование и следственный осмотр и т. д. Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1999 № 18-О «По жалобе граждан М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано: «...оперативно-розыскная деятельность и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия не подменяют процессуальные действия, осуществляемые при проведении дознания и предварительного следствия».

Аналогично решается и вопрос о разграничении OPM и административно-процессуальных действий правоохранительных органов. Например, в отношении сложившейся практики действий сотрудников органов внутренних дел следует сказать, что обычно при выполнении своих должностных обязанностей в сфере ОРД они помимо Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководствуются положениями Федерального закона «О полиции» и КоАП РФ, а также ссылаются на них при составлении оперативно-служебных документов. В специальной юридической литературе многократно поднимался вопрос о неприемлемости смешения оперативно-розыскных и административных процедур, а также о необходимости ясного и четкого определения юридической формы действий сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, необходимо четко разграничивать оперативно-розыскные осуществляемые с целью выявления, пресечения, раскрытия преступлений, и мероприятия, административно-правовые действия, осуществляемые на основаниях и в порядке, предусмотренном КоАП РФ, поскольку по результатам ОРМ и административной практики составляются различные служебные документы.

Законность проведения OPM предполагает оценку прокурором следующих обстоятельств:

— оперативно-розыскным органом проведено ОРМ [3, ст. 6];

— результаты ОРМ документированы надлежащим образом [3, ст. ст. 10, 12], (положения инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, положения ведомственных актов);

— проведенное ОРМ соответствует общим целям и задачам ОРД [3, ст. ст. 1 и 2];

— при проведении ОРМ соблюдены принципы ОРД [3, ст. 4];

— OPM проведено уполномоченным органом (уполномоченным подразделением и должностным лицом этого органа), нарушения компетенции не установлено [3, ст. 13], положения иных федеральных законов и подзаконных актов);

— для производства данного ОРМ имелись основания [3, ст. 7];

— оперативно-розыскным органом полностью соблюдены условия производства конкретного ОРМ [3, ст. 8];

— порядок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, полностью соблюден [1, ст. ст. 23, 25], [3, ч. 3 ст. 55], [3, ст. ст. 8, 9];

— оперативно-розыскным органом обеспечены гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц (положения федеральных законов, регламентирующих действие специальных иммунитетов);

— оперативными сотрудниками не допущены провокационные действия [7, ст. 304], [3, ст. 5].

Проверка законности проведения оперативно-технических мероприятий и других оперативно-розыскных мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, имеет свои особенности. При проведении такой проверки уполномоченный прокурор должен обращать внимание на следующие обстоятельства:

— наличие постановления о возбуждении ходатайства перед судом о даче разрешения на проведение ОРМ, которое вынесено надлежащим должностным лицом оперативно-розыскного органа [3, ч. 2 ст. 9];

— наличие у оперативно-розыскного органа законных оснований для вынесения такого постановления [3, ст. ст. 7, 8];

— наличие постановления, разрешающего проведение ОРМ, вынесенного судьей [3, ч. 4 ст. 9];

— наличие в постановлении судьи установленного срока проведения такого ОРМ [3, ч. 5 ст. 9];

— соблюдение оперативно-розыскным органом указанного в постановлении судьи срока проведения ОРМ [3, ч. 5 ст. 9];

— при проведении ОРМ свыше шести месяцев — наличие решения судьи о продлении срока осуществления этого ОРМ [3, ч. 5 ст. 9];

— соблюдение порядка проведения ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства, и процедуры уведомления суда об этом [3, ч. 3 и 6 ст. 8];

— соблюдение срока уведомления суда о проведении ОРМ в случае, не терпящем отлагательства [3, чч. 3 и 6 ст. 8].

Прокурорский надзор играет ключевую роль в предотвращении нарушений законодательства, не только обеспечивая исполнение законов, но и выявляя правонарушения на ранних этапах. Кроме того, он оказывает существенную поддержку в защите прав граждан в различных областях общественных отношений. Таким образом, прокурорский надзор представляет собой самостоятельную форму государственной деятельности, осуществляемую специализированными органами прокуратуры от имени Российской Федерации. Их обязанностью является надзор за соблюдением норм Конституции РФ и других законов, предотвращение, пресечение и устранение нарушений закона, а также привлечение виновных к ответственности, используя предусмотренные законом полномочия и средства.

Прокурорский надзор обеспечивает не только соблюдение законности в обществе, но и защиту прав и свобод граждан. Он действует в различных сферах, от экономики до социальной справедливости, уделяя особое внимание предотвращению и расследованию преступлений. Прокуроры, выполняя свои обязанности, стремятся к обеспечению справедливости и правопорядка, действуя как гаранты исполнения законов и защиты интересов общества и гражданства. Важно отметить, что их роль не ограничивается только реагированием на нарушения, но и включает активное вмешательство для предотвращения возможных правонарушений и преступлений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.04.2024;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 06.04.2024) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» (ред. от 06.04.2024) // Российская газета. — 18.08.1995. — № 160;
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 06.04.2024) // Российская газета. 1995. № 229.
  5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. От 29.05.2023) // Российская газета. 04.03.1997. № 43–44;
  6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. От 06.04.2024) // Российская газета. 05.06.2002. № 100.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, Российская Федерация, проведение, OPM, мероприятие, оперативно-розыскной орган, прокурорский надзор, действие, Россия, предварительное следствие.


Похожие статьи

Задать вопрос