Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

О необходимости законодательного разграничения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью

Правоохранительные органы
21.04.2018
1228
Поделиться
Библиографическое описание
Рассаднева, Д. Д. О необходимости законодательного разграничения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью / Д. Д. Рассаднева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3310/.


В статье рассматривается вопрос о законодательном разделении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: прокуратура, органы дознания, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность.

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей территории России. Надзор за органами предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью выделяется в качестве отдельной отрасли надзора в ч.2 ст.1 и в Главе 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Известно, что в отличие от органов предварительного следствия, полномочия органов дознания повсеместно возлагаются на сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Путаницу в правовом регулировании надзора за этими разными видами деятельности усугубляет то, что законодатель включил надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в одну отрасль прокурорского надзора. Эти направления надзора включены в одну отрасль необоснованно, так как они различаются по объекту, предмету, субъектам надзора и их полномочиям.

К предмету прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия относится соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальных норм при осуществлении предварительного расследования. В то же время к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится: законность осуществления оперативно-розыскной деятельности и соблюдение прав человека и гражданина при производстве оперативно-розыскных мероприятий. По сути, при надзоре за ОРД прокурор следит за законностью проведения ОРМ, а не надлежащим выполнением процессуальных действий, как при надзоре за расследованием. Кроме того, при надзоре за дознанием прокурор фактически руководит ходом судопроизводства, уполномочен надзирать за всеми действиями при его осуществлении и иметь доступ к любой информации, чего не скажешь про надзор за осуществлением ОРД, где многие сведения исключаются из предмета надзора.

Различаются эти виды надзора и по объектам. Объектом надзора за предварительным следствием и дознанием являются соответствующие органы и выполняемая ими процессуальная деятельность, тогда как объектом надзора за осуществлением ОРД — органы, осуществляющие ОРД и проводимые ими оперативно-розыскные мероприятия. Следует заметить, что частью 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Если говорить о субъектах, то надзор за осуществлением ОРД, в соответствии с Приказом Генпрокурора № 33, осуществляют уполномоченные прокуроры, которые несут персональную ответственность за организацию надзора и оформляют допуск к особо важным или секретным сведениям. Субъектами надзора за предварительным следствием и дознанием являются прокуроры, назначенные на эту отрасль надзора, и для организации их деятельности никаких дополнительных правовых процедур не предусмотрено.

В научных кругах по этому поводу ведется дискуссия. Большинство ученых придерживаются точки зрения, что надзор за исполнением законов предварительным следствием и дознанием, и надзор за оперативно-розыскной деятельностью — разные отрасли прокурорского надзора. Так, Серебрянникова М. В. обоснованно отмечает, что «общественные отношения, объединенные в рамках прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, имеют различную правовую основу» [1, c. 25]. Также она указывает на то, что «несмотря на закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, в качестве самостоятельной отрасли, в правовую основу каждого ее направления в зависимости от вида деятельности, осуществляемой поднадзорными органами, входит отдельная группа федеральных законов».

Курышов И. С. пишет, что «в связи с тем, что прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел имеет обособленный предмет, специфику выполняемых задач и полномочий прокуроров, данные обстоятельства обусловливают необходимость отнесения прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями органов внутренних дел к самостоятельному направлению деятельности прокуратуры» [2, c. 13]. Мнение Рябова В. Н. заключается в том, что «прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности … является составной частью такой самостоятельной отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Актуально урегулирование данной надзорной деятельности прокуроров Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора» [3, c. 15]. Похожей точки зрения придерживается Никитин В. Л., утверждая, что прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — отдельная отрасль прокурорского надзора [4, c. 36]. В учебнике прокурорского надзора Осипкина В. Н. также отмечается, что «прокурорский надзор в целом является отраслью права, а прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, во-первых, подотраслью права, во-вторых, особым видом государственной деятельности — отдельной отраслью прокурорского надзора» [5, c. 45].

Сторонником противоположного мнения называют Бессарабова В. Г., который придерживается позиции, что надзор за оперативно-розыскной деятельностью входит в отрасль надзора за законностью деятельности правоохранительных органов и в выделении в отдельную отрасль не нуждается [6, c. 58].

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, следует отграничивать друг от друга и рассматривать как отдельные отрасли надзорной деятельности, различаемые по таким критериям, как: правовая основа деятельности, полномочия, поднадзорные объекты, предмет и средства прокурорского надзора. Также следует внести изменения в ч.2 ст.1 и в главу 3 ФЗ «О прокуратуре РФ», выделив надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности в отдельную отрасль прокурорского надзора.

Литература:

  1. Серебрянникова М. В. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование: дисс. …канд. юрид. наук / Серебрянникова М. В. — М., 2013, c.25.
  2. Курышов И. С. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел / авт. дисс. … канд. юрид. наук/ Курышов И. С. — Рязань, 2005, с. 13.
  3. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции / авт. дисс. … канд. юрид. наук/ Рябов В. Н. — М. 1999, с. 15.
  4. Никитин Е. Л. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: курс лекций для бакалавриата/ Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. —144 с.
  5. Осипкин В. Н. Прокурорский надзор: учебник. М., 2001, 311 c.
  6. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. — М.: Проспект, 2007. — 544 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
прокуратура
органы дознания
прокурорский надзор
оперативно-розыскная деятельность

Молодой учёный