Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Самойлова, Н. Б. Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ» / Н. Б. Самойлова, Е. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110069/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, история и культура России, гражданская идентичность, просветительский проект, университетские субботы, культурологические мастерские.

Условия жизни в современном обществе давно перестали основываться на шаблонных, привычных для человека действиях, требуя от него первичной ориентации и впоследствии активной адаптации, основанной на творческом подходе к решению возникающих задач разной степени сложности. Таким образом, в числе приоритетных направлений образования на сегодняшний день выделяется развитие разносторонней личности, готовой к самообразованию и инициативному взаимодействию с социально-культурной средой, а также «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [8]. Особенность современного процесса обучения — его нацеленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве, которое достигается через компетентностно-ориентированный подход в образовании, включающий универсальные знания, умения, навыки, формирование ключевых компетенций, в том числе через опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения.

Согласно педагогической энциклопедии, творчество — «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, оценивающаяся по его социальной значимости и оригинальности» [6]. Творчество является необходимым условием развития личности, которое открывает новое в человеке и совершенствует существующие формы культуры, при этом активность творческого процесса напрямую зависит от познавательных способностей человека, его мотивационной и ценностных сфер.

Элис Пол Торренс, создатель системы измерения творческого мышления, утверждал, что творческие способности присущи каждому ребёнку, вне зависимости от его наследственности — нужно лишь их раскрыть и разносторонне развивать. Вследствие этого основным показателем наличия и уровня творческого характера способностей и будущей творческой продуктивности являются условия жизни и развития, социально-культурная среда, в том числе семья, организации основного общего и дополнительного образования и др.

Важно отметить, что многие известные педагоги, например, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и другие придавали большое значение развитию творческих способностей, но именно Л. С. Выготский сформулировал основной закон детского творчества — ценность детского творчества «следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [1].

В свое время такими психологами, как Э. Фромм, И. П. Волков, Р. Бернс и И. О. Мотков было установлено, что свойства психики человека, основа его интеллекта и духовной сферы главным образом возникают и постепенно формируются в период дошкольного и младшего школьного возраста, но результаты данного процесса видны лишь на более поздних этапах взросления и становления личности. Таким образом, наличие или отсутствие гармоничного развития творческих способностей в детском возрасте во многом определяет способность обучающегося к осознанию своего опыта и его нацеленность на открытие нового, уровень успешности в ходе интерпретации и усвоения материала, способность к решению нестандартных задач, проецированию новых идей уже в средней и старшей школе.

К основным показателям творческих способностей и их характеристики у детей младшего и среднего школьного возраста, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, можно отнести:

1) Эстетическое отношение — способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений;

2) Творческое воображение — способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления;

3) Практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности — умение видеть цвет, форму, композицию и т. д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта.

Для наиболее успешного вовлечения ребенка в творчество и постепенного развития данных показателей необходимо создание специальных условий, раскрывающих и в дальнейшем развивающих творческий потенциал. Одним из главных условий является наличие различных видов деятельности, как в границах образовательных дисциплин, так и во внеурочной деятельности. Например, знакомство с историей и культурой России, промыслами, традициями своего народа может стать не только прочным фундаментом системы ценностей, важным звеном социокультурной преемственности в укреплении духовного единства страны, но и основой для развития творческих способностей обучающихся и эстетического отношения к действительности.

В 2023 году на базе Центра развития открытого образования Московского педагогического государственного университета был проведен цикл культурологических арт-мастерских для московских школьников, их родителей и педагогов в рамках реализуемого с 2014 года при поддержке Департамента образования и науки города Москвы проекта «Университетские субботы МПГУ», основной целью которого является создание условий для профориентации обучающихся и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, а также получении новых знаний.

Цикл культурологических арт-мастерских носил практико-ориентированный характер и был нацелен в первую очередь на повышение у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению истории и культуры народов России, развитию творческих способностей и личностное самоопределение. Для разработки занятий использовался этнографический материал, собранные сотрудниками Центра во время экспедиций в рамках проекта “Россия — единство в многообразии” и реализации дополнительных общеразвивающих программ по культурно-познавательному туризму в регионах РФ “Малые города — в большой истории России”, “Дорогами Александра Невского” и др. Проведения арт-мастерских, участие в которых приняло более 400 обучающихся 1–8 классов московских школ, их родителей и педагогов, показало, что три четверти посетителей имеют низкий уровень знаний по истории и культуре народов России и лишь приближенное представление о хозяйственно-бытовом укладе населения народов Сибири, Урала и Европейской части России и их традиционных промыслах.

Отдельная серия цикла была объединена темой «История страны, история людей через историю вещей», в рамках которой была раскрыта интерпретация вещи как феномена культуры, требующего рассмотрения единства материальной формы, функции и содержания предмета. Например, изучение технологии изготовления свидетельствует о характере производства, а форма и декорирование — об эстетических, художественных предпочтениях и ценностях времени. Таким образом, любые вещественные источники требуют рассмотрения их в контексте взаимосвязи материального, духовного и художественного компонентов культур, так как их смысловая наполненность основана как на культурной принадлежности, так и на индивидуальных особенностях воспринимающих их людей, раскрывая информацию о себе, о владельце и культуре в целом.

В представленную серию вошли арт-мастерские: «Славянские ляльки — обереги из ткани», «Во что играли на Руси: игры наших бабушек и дедушек». «История обрусевших вещей: от кокошника до матрешки», «Возрождая традиции: традиционные куклы народов севера», «Всё начинается с игрушки: история богородской игрушки», «История одной вещи. Валенки, да валенки…». Каждое мероприятие носило завершенный, самостоятельный характер, так как на всех занятиях состав обучающихся был непостоянным. Каждая встреча — это сочетание интерактивной лекции, тематической выставочной экспозицией, где возможно взаимодействие с каждым экспонатом, и мастер-класса. Такая структура проведения культурологических арт-мастерских развивает воображение и умение создавать свой творческий объект на основе традиционных промыслов или образов вещей, учит уважать гениальность, находчивость, мастерство предков, чувствовать сопричастность к окружающему миру и не относится к нему, как к чему-то чуждому, а в завершении занятия помогает ответить на вопрос: «Если бы этого не было, что было бы?».., основываясь на изученном материале.

На арт-мастерских участниками были изготовлены обереговые и игровые куклы из ткани народов Севера, Поволжья и Приуралья, валенки-шептуны, ненецкая игрушка вывко, макет кокошника и богородская игрушка.

Культурологический подход, положенный в основу арт-мастерских, позволил участникам изучать человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, вооружил их ценностно — практическим опытом, погрузив в практику творческой деятельности.

Отсюда можно сделать вывод, что изучение истории страны, культуры народов России через вещь, способствует формированию у обучающихся чувства принадлежности к уникальному культурно-историческому наследию своих предков и народов нашей страны в целом. Внеурочная деятельность обучающихся, в первую очередь, ориентированная на освоение опыта творческой деятельности в интересующей человека области, способствующая проявлению увлеченности, во многом указывает на творческие задатки ребенка и определяет профессиональные ориентиры его будущей жизни. В этом случае участие в проекте «Университетские субботы МПГУ» может стать стартовой площадкой, где обучающийся, осваивая культурный опыт человечества, демонстрирует свою увлеченность, развивает творческие способности, вырабатывает индивидуальную жизненную стратегию, позволяющую личности действовать в соответствии с базовыми российскими ценностями. Можно уверенно сказать, что культурологические арт-мастерские в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ» становятся эффективным средством не только формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения через мастер-классы, интерактивные лекции, онлайн путешествия по истории и культуре России, и повышает их мотивацию к изучению истории и культуры Российской Федерации, в том числе в рамках основных общеобразовательных программ, но и способствуют развитию творческих способностей участников.

Литература:

  1. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 220, [2] с.; (Психология ребенка).; ISBN 5–87852–033–8
  2. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская З. Н. Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы. — Москва: Издательство Московского университета, 2022. — 239; ISBN: 978–5–19–011674–8
  3. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. — Москва: Academia, 2002. — 317, [1] с.: ил., табл.; ISBN 5–7695–0888–4
  4. Рон М. В. Вещь как источник истории культуры. некоторые проблемы историографии вопроса / Научное редактирование: Никифорова Л. В., Конева А. В.// Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)/ Сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена). — Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2010. — С. 11–19; ISBN 978–5–94856–697–9
  5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах / главный редактор В. В. Давыдов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. — 27 см.; ISBN 5–85270–114–9 (в пер.). Т. 1: А — М. — 1993. — 608 с.: ил.; ISBN 5–85270–140–8
  6. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство/ Е.Е Туник. — М.: Изд-тво: Иматон, 1998. — 170с.; ISBN 5–7822–0021–9
  7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 30.12.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, история, культура народов России, культура России, способность, богородская игрушка, гражданская идентичность, Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, Творческое воображение.


Похожие статьи

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор развития российско-вьетнамских отношений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Статья посвящена анализу опыта участия Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в международном образовательном проекте «Вузы России», инициированном Российским центром науки и культуры в г. Ханое (Вьетнам). ТГПУ им....

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Похожие статьи

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор развития российско-вьетнамских отношений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Статья посвящена анализу опыта участия Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в международном образовательном проекте «Вузы России», инициированном Российским центром науки и культуры в г. Ханое (Вьетнам). ТГПУ им....

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Задать вопрос