Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского воспитания, ориентированного на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Ключевые слова: гражданское и патриотическое развитие личности, проект «Георгиевские чтения».
Обоснование необходимости проекта. Свою работу над проектом мы начали с 1994 года. Именно тогда говорили слова об «историческом беспамятстве», потере чувства ответственности за сохранение и развитие своего национального и культурного наследия. Насущной проблемой образования и воспитания стало «восстановление связи времён», «возвращение к собственной истории и культуре»… Актуальной стала проблема: отсутствие традиционной системы дисциплин, специально ориентированных на изучение национальной культуры, дезинтеграция базового и дополнительного образования. Всё это являлось причиной неприобщённости учащихся к культурному наследию своего народа.
В обосновании актуальности нашей программы нам помогли исследования семьи по истории, краеведению, родословной, народной культуре, знанию промыслов. Это показало, насколько мало знали школьники 90-х годов о себе, о своём городе, области, об истории Родины. С другой стороны, мы исследовали состав семьи, традиции и увидели, что и дети, и родители хотят приобщения к русским национальным традициям именно через школьное образование и воспитание.
На основе наших исследований был сформулирован социальный заказ: изучение национальных традиций через школьную систему образования. Возрождение национальных и культурных традиций стало одной из основных задач нашей школы и моей как учителя русского языка и литературы и куратора школьного направления «Возрождение». Была создана модель педагогической системы, приобщающая учащихся к этнокультуре. В её основу был положен культурологический подход.
В начальной школе ребята знакомятся с миром народной культуры, в среднем звене – с древнерусским искусством, в старших классах приобщаются к мировой художественной культуре на основе диалога русской культуры с мировыми.
Актуальность проекта. О том, что наша работа актуальна и востребована и сегодня, говорит тот факт, что сейчас создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», которая является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Примечательно, что 2012 год объявлен в России годом ИСТОРИИ… С 2001 года мы ежегодно листаем страницы русской истории, проводя на базе нашей школы городские Георгиевские чтения, погружая учащихся в определённую историческую эпоху России…
Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения предполагают обязательное наличие в современных школах Программы духовно-нравственного воспитания. Городские Георгиевские чтения в полной мере отвечают этим требованиям, помогают реализовать работу в данном направлении.
Цель проекта – способствовать воспитанию патриотических чувств, возрождению историко-культурного наследия нашей Родины, внести вклад в развитие краеведческого движения.
Задачи:
- Объединить педагогов школы для создания новых форм учебной и внеучебной деятельности учащихся в школе, создать линии межпредметной интеграции.
- Объединить учащихся школы, стремящихся к развитию своих интеллектуальных и творческих способностей.
- Определить наиболее подходящий способ объединения для нашей школы, удовлетворяющий запросы учащихся и учителей.
- Организовать работу созданного объединения учащихся и учителей в нашей школе.
- Привлечь к участию в проекте школьников города и Самарской области.
Таким проектом стали Городские Георгиевские чтения, которые проводятся в нашей школе с 2001 года по настоящее время.
Основное содержание проекта. Что представляют собой наши Чтения? Это ежегодное мероприятие, которое проводится 4 – 6 мая и приурочено к дню святого Георгия, покровителя русского воинства, ведь недаром высшей солдатской наградой являлся Георгиевский крест. В первый день работы Чтений участники и гости становятся участниками акции «Георгиевская лента», затем театрализованное представление погружает всех в определённую историческую эпоху, потом проводится работа секций. Традиционно работают секции «История», «Литература», «Культура», «Краеведение», «Роль личности на фоне истории». С VI Чтений начала работать секция «Компьютерный проект», периодически работает секция «Листая страницы истории», в которой представляются работы, написанные по эпохам, уже рассматриваемым в рамках Чтений. Открылась секция «Творческая мастерская», в которой учащиеся могут продемонстрировать свои творческие способности: выразительное чтение произведений по изучаемой эпохе, литературное мастерство в написании эссе, рецензий; исполнение авторских песен, военно-историческое моделирование, рисунки, коллажи, костюмы определённой эпохи. С этого года начнёт работать секция «Знаменательные события года. События. Люди», где будут рассматриваться юбилейные исторические события. В 2012 году это 300-летие М.В.Ломоносова и 200-летие Отечественной войны 1812 года. Второй день посвящён Дню Победы, в преддверии которого и проводятся наши Чтения. Гостями Чтений становятся интересные люди: член Союза писателей России, военный врач Улунов А.Д., председатель общества ветеранов Шаповалов А.А., ветераны Великой Отечественной войны, Афганской войны, преподаватели истории, культуры самарских вузов. Победители награждаются книгами по истории, литературе, краеведению, специальными дипломами и орденами Георгиевских Чтений. Завершаются Чтения Гимном Георгиевских Чтений, объявлением темы следующих Чтений, экскурсией, которая отражает определённую историческую эпоху на примере Самарского края.
Ресурсы. Интеллектуальные. Для успешной реализации педагогического проекта создан временный творческий коллектив преподавателей, работающих по направлению «Возрождение». Педагоги школы разработали ряд экспериментальных программ. Мой личный вклад – создание программ «Народная словесность» 5 класс и «Древнерусская литература» 6 класс, подготовка и проведение семинаров «Экспериментальная программа «Возрождение национальных и культурных традиций через систему образования и воспитания», «Народные ремёсла в рамках работы «Возрождение российских традиций», «Программно-методическое обеспечение программы «Возрождение», «Новые формы патриотического воспитания учащихся», «Линии интеграции в рамках городской программы «Возрождение», «Психологический мониторинг экспериментальных программ», «Социализация и адаптация учащихся в современной городской среде», «Сохранение психологического здоровья учащихся в образовательном пространстве школы», «Формирование самоменеджмента у учащихся в образовательном пространстве школы» и другие.
Наиболее значимыми для меня стали следующие выступления:
- 2004 год – выступление на Всероссийской конференции по этнопедагогике, проводимой на базе ЦРО;
- 2005 год – выступление на Всероссийской конференции по городской культуре ( на базе ЦРО);
- 2005 год – выступление на Международном семинаре с участием представителей образования Великобритании по линии Британского Совета, тема – «Работа с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности».
- 2006 год – выступление на Презентации Программы Развития школы для представителей Министерства образования и науки РФ «Экспериментальная работа в рамках программы «Возрождение»;
- Ежегодные выступления на городских установочных и итоговых заседаниях по научно-исследовательской деятельности с анализом работы по городским Георгиевским чтениям;
Погружение школьников в определённую историческую эпоху идёт через систему уроков (литература, история, культура, краеведение), через воспитательную работу (разработана система классных часов, различных мероприятий), через внеучебную деятельность (литературные гостиные, «Колесо истории», «Интеллектуальный марафон», «Умники и умницы», «Яблоко Ньютона»), через дополнительное образование (школа ремёсел). Осуществляются линии межпредметной интеграции (история, литература, культура, ИКТ, музыка, изобразительное искусство, краеведение).
Информационные. Ежегодно работа Чтений освещается в средствах массовой информации и на телевидении. О нас писали «Комсомольская правда», «Самарское обозрение», «Волжская коммуна», «Самарская газета». К десятилетнему юбилею издан буклет, созданы баннеры, отражающие пройденные эпохи от истории Древней Руси до Первой мировой войны, изданы тезисы лучших работ учащихся «Под знаком святого Георгия» часть I (2001 – 2005 годы), часть II (2006- 2010 годы).
Партнёры. Учредитель – Департамент образования администрации г.о.Самара. Отрадно, что наши Чтения сплотили единомышленников. Сложился коллектив учителей, которые ежегодно приводят своих учеников на Георгиевские Чтения, работают творчески, неординарно. Это Хуринова Н.В. МБОУ СОШ № 166, Авдонина И.В. МБОУ СОШ № 70, Попова В.И. МБОУ СОШ № 103 Красноглинского района, Парамонова Г.Н. МБОУ СОШ № 163, Войницкая Т.А., Чивильгина С.А. МБОУ СОШ № 162, Чулошникова В.Н. МБОУ СОШ № 27 Красноглинского района, Гладких И.В. ГСКОУ № 17 и многие другие. География наших Чтений постоянно расширяется. К нам приезжают не только учащиеся самарских городских школ, но и ребят из Тольятти, Чапаевска, Кинеля, Приволжья, Прибрежного.
Целевая аудитория. Учащиеся 8 -11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, хотя возможно и участие более юных учеников. У каждого ребёнка должна быть возможность проявить свой потенциал, развивать свои способности. Поэтому для нас принципиальным является желание участвовать в Чтениях. Георгиевские Чтения предельно доступны и демократичны: отсутствует оргвзнос. Число участников проекта различно: оно зависит от интереса к определённой исторической эпохе.
План реализации проекта
Городские Георгиевские Чтения являются долгосрочным проектом:
2001 год – «Воины – защитники Руси»
2002 год – «Роль русского воинства в объединении Руси»
2003 год – «Петровская Русь. Время славных побед».
2004 год – «От дворцовых переворотов к просвещённому абсолютизму Екатерины Великой. Россия эпохи Просвещения».
2005 год – «Традиции, быт и культура казачества».
2006 год – «Отечественная война 1812 года».
2007 год – «Звезда пленительного счастья» (эпоха декабристов)
2008 год – «Героизм русских солдат и офицеров в эпоху ХIХ века». (Крымская кампания, Балканская война).
2009 год – «Начало ХХ века. Русско-японская война. Кавалеры ордена святого Георгия».
2010 год – «Голгофа Российской империи. Первая мировая война».
2011 год – «Россия: единение земель русских».
2012 год – «Заре навстречу» (Революции 1917 года).
2013 год – Гражданская война. Скорбь, боль, примирение.
2014 год – 30-е годы.
2015 год – Крым и Севастополь в истории России. Великая Отечественная война.
2016 год – История военно-морского флота России.
2017 год – История военно-воздушных сил России.
2018 год – «Неизвестные» конфликты.
2019 год – Афганская трагедия.
2020 год – Трагедия Чечни.
2021 год – Современные военные конфликты.