Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Рыбакова, О. В. Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника / О. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/109/27014/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского воспитания, ориентированного на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Ключевые слова: гражданское и патриотическое развитие личности, проект «Георгиевские чтения».

Обоснование необходимости проекта. Свою работу над проектом мы начали с 1994 года. Именно тогда говорили слова об «историческом беспамятстве», потере чувства ответственности за сохранение и развитие своего национального и культурного наследия. Насущной проблемой образования и воспитания стало «восстановление связи времён», «возвращение к собственной истории и культуре»… Актуальной стала проблема: отсутствие традиционной системы дисциплин, специально ориентированных на изучение национальной культуры, дезинтеграция базового и дополнительного образования. Всё это являлось причиной неприобщённости учащихся к культурному наследию своего народа.

В обосновании актуальности нашей программы нам помогли исследования семьи по истории, краеведению, родословной, народной культуре, знанию промыслов. Это показало, насколько мало знали школьники 90-х годов о себе, о своём городе, области, об истории Родины. С другой стороны, мы исследовали состав семьи, традиции и увидели, что и дети, и родители хотят приобщения к русским национальным традициям именно через школьное образование и воспитание.

На основе наших исследований был сформулирован социальный заказ: изучение национальных традиций через школьную систему образования. Возрождение национальных и культурных традиций стало одной из основных задач нашей школы и моей как учителя русского языка и литературы и куратора школьного направления «Возрождение». Была создана модель педагогической системы, приобщающая учащихся к этнокультуре. В её основу был положен культурологический подход.

В начальной школе ребята знакомятся с миром народной культуры, в среднем звене – с древнерусским искусством, в старших классах приобщаются к мировой художественной культуре на основе диалога русской культуры с мировыми.

Актуальность проекта. О том, что наша работа актуальна и востребована и сегодня, говорит тот факт, что сейчас создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», которая является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Примечательно, что 2012 год объявлен в России годом ИСТОРИИ… С 2001 года мы ежегодно листаем страницы русской истории, проводя на базе нашей школы городские Георгиевские чтения, погружая учащихся в определённую историческую эпоху России…

Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения предполагают обязательное наличие в современных школах Программы духовно-нравственного воспитания. Городские Георгиевские чтения в полной мере отвечают этим требованиям, помогают реализовать работу в данном направлении.

Цель проекта – способствовать воспитанию патриотических чувств, возрождению историко-культурного наследия нашей Родины, внести вклад в развитие краеведческого движения.

Задачи:

- Объединить педагогов школы для создания новых форм учебной и внеучебной деятельности учащихся в школе, создать линии межпредметной интеграции.

- Объединить учащихся школы, стремящихся к развитию своих интеллектуальных и творческих способностей.

- Определить наиболее подходящий способ объединения для нашей школы, удовлетворяющий запросы учащихся и учителей.

- Организовать работу созданного объединения учащихся и учителей в нашей школе.

- Привлечь к участию в проекте школьников города и Самарской области.

Таким проектом стали Городские Георгиевские чтения, которые проводятся в нашей школе с 2001 года по настоящее время.

Основное содержание проекта. Что представляют собой наши Чтения? Это ежегодное мероприятие, которое проводится 4 – 6 мая и приурочено к дню святого Георгия, покровителя русского воинства, ведь недаром высшей солдатской наградой являлся Георгиевский крест. В первый день работы Чтений участники и гости становятся участниками акции «Георгиевская лента», затем театрализованное представление погружает всех в определённую историческую эпоху, потом проводится работа секций. Традиционно работают секции «История», «Литература», «Культура», «Краеведение», «Роль личности на фоне истории». С VI Чтений начала работать секция «Компьютерный проект», периодически работает секция «Листая страницы истории», в которой представляются работы, написанные по эпохам, уже рассматриваемым в рамках Чтений. Открылась секция «Творческая мастерская», в которой учащиеся могут продемонстрировать свои творческие способности: выразительное чтение произведений по изучаемой эпохе, литературное мастерство в написании эссе, рецензий; исполнение авторских песен, военно-историческое моделирование, рисунки, коллажи, костюмы определённой эпохи. С этого года начнёт работать секция «Знаменательные события года. События. Люди», где будут рассматриваться юбилейные исторические события. В 2012 году это 300-летие М.В.Ломоносова и 200-летие Отечественной войны 1812 года. Второй день посвящён Дню Победы, в преддверии которого и проводятся наши Чтения. Гостями Чтений становятся интересные люди: член Союза писателей России, военный врач Улунов А.Д., председатель общества ветеранов Шаповалов А.А., ветераны Великой Отечественной войны, Афганской войны, преподаватели истории, культуры самарских вузов. Победители награждаются книгами по истории, литературе, краеведению, специальными дипломами и орденами Георгиевских Чтений. Завершаются Чтения Гимном Георгиевских Чтений, объявлением темы следующих Чтений, экскурсией, которая отражает определённую историческую эпоху на примере Самарского края.

Ресурсы. Интеллектуальные. Для успешной реализации педагогического проекта создан временный творческий коллектив преподавателей, работающих по направлению «Возрождение». Педагоги школы разработали ряд экспериментальных программ. Мой личный вклад – создание программ «Народная словесность» 5 класс и «Древнерусская литература» 6 класс, подготовка и проведение семинаров «Экспериментальная программа «Возрождение национальных и культурных традиций через систему образования и воспитания», «Народные ремёсла в рамках работы «Возрождение российских традиций», «Программно-методическое обеспечение программы «Возрождение», «Новые формы патриотического воспитания учащихся», «Линии интеграции в рамках городской программы «Возрождение», «Психологический мониторинг экспериментальных программ», «Социализация и адаптация учащихся в современной городской среде», «Сохранение психологического здоровья учащихся в образовательном пространстве школы», «Формирование самоменеджмента у учащихся в образовательном пространстве школы» и другие.

Наиболее значимыми для меня стали следующие выступления:

- 2004 год – выступление на Всероссийской конференции по этнопедагогике, проводимой на базе ЦРО;

- 2005 год – выступление на Всероссийской конференции по городской культуре ( на базе ЦРО);

- 2005 год – выступление на Международном семинаре с участием представителей образования Великобритании по линии Британского Совета, тема – «Работа с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности».

- 2006 год – выступление на Презентации Программы Развития школы для представителей Министерства образования и науки РФ «Экспериментальная работа в рамках программы «Возрождение»;

- Ежегодные выступления на городских установочных и итоговых заседаниях по научно-исследовательской деятельности с анализом работы по городским Георгиевским чтениям;

Погружение школьников в определённую историческую эпоху идёт через систему уроков (литература, история, культура, краеведение), через воспитательную работу (разработана система классных часов, различных мероприятий), через внеучебную деятельность (литературные гостиные, «Колесо истории», «Интеллектуальный марафон», «Умники и умницы», «Яблоко Ньютона»), через дополнительное образование (школа ремёсел). Осуществляются линии межпредметной интеграции (история, литература, культура, ИКТ, музыка, изобразительное искусство, краеведение).

Информационные. Ежегодно работа Чтений освещается в средствах массовой информации и на телевидении. О нас писали «Комсомольская правда», «Самарское обозрение», «Волжская коммуна», «Самарская газета». К десятилетнему юбилею издан буклет, созданы баннеры, отражающие пройденные эпохи от истории Древней Руси до Первой мировой войны, изданы тезисы лучших работ учащихся «Под знаком святого Георгия» часть I (2001 – 2005 годы), часть II (2006- 2010 годы).

Партнёры. Учредитель – Департамент образования администрации г.о.Самара. Отрадно, что наши Чтения сплотили единомышленников. Сложился коллектив учителей, которые ежегодно приводят своих учеников на Георгиевские Чтения, работают творчески, неординарно. Это Хуринова Н.В. МБОУ СОШ № 166, Авдонина И.В. МБОУ СОШ № 70, Попова В.И. МБОУ СОШ № 103 Красноглинского района, Парамонова Г.Н. МБОУ СОШ № 163, Войницкая Т.А., Чивильгина С.А. МБОУ СОШ № 162, Чулошникова В.Н. МБОУ СОШ № 27 Красноглинского района, Гладких И.В. ГСКОУ № 17 и многие другие. География наших Чтений постоянно расширяется. К нам приезжают не только учащиеся самарских городских школ, но и ребят из Тольятти, Чапаевска, Кинеля, Приволжья, Прибрежного.

Целевая аудитория. Учащиеся 8 -11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, хотя возможно и участие более юных учеников. У каждого ребёнка должна быть возможность проявить свой потенциал, развивать свои способности. Поэтому для нас принципиальным является желание участвовать в Чтениях. Георгиевские Чтения предельно доступны и демократичны: отсутствует оргвзнос. Число участников проекта различно: оно зависит от интереса к определённой исторической эпохе.

План реализации проекта

Городские Георгиевские Чтения являются долгосрочным проектом:

2001 год – «Воины – защитники Руси»

2002 год – «Роль русского воинства в объединении Руси»

2003 год – «Петровская Русь. Время славных побед».

2004 год – «От дворцовых переворотов к просвещённому абсолютизму Екатерины Великой. Россия эпохи Просвещения».

2005 год – «Традиции, быт и культура казачества».

2006 год – «Отечественная война 1812 года».

2007 год – «Звезда пленительного счастья» (эпоха декабристов)

2008 год – «Героизм русских солдат и офицеров в эпоху ХIХ века». (Крымская кампания, Балканская война).

2009 год – «Начало ХХ века. Русско-японская война. Кавалеры ордена святого Георгия».

2010 год – «Голгофа Российской империи. Первая мировая война».

2011 год – «Россия: единение земель русских».

2012 год – «Заре навстречу» (Революции 1917 года).

2013 год – Гражданская война. Скорбь, боль, примирение.

2014 год – 30-е годы.

2015 год – Крым и Севастополь в истории России. Великая Отечественная война.

2016 год – История военно-морского флота России.

2017 год – История военно-воздушных сил России.

2018 год – «Неизвестные» конфликты.

2019 год – Афганская трагедия.

2020 год – Трагедия Чечни.

2021 год – Современные военные конфликты.

Основные термины (генерируются автоматически): Чтение, историческая эпоха, Георгиевское, Георгия, государственная программа, История, Патриотическое воспитание граждан, Российская Федерация, школа, Всероссийская конференция.


Ключевые слова

гражданское и патриотическое развитие личности, проект «Георгиевские чтения»

Похожие статьи

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Совершенствование организационно-педагогических условий подготовки школьников на уровне основного и среднего общего образования к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

В настоящее время происходит бурное развитие олимпиадного движения, которое становится неотъемлемой частью современного общества, в том числе детей и молодежи. С каждым годом оно становится все более популярным и привлекает все больше школьников разн...

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»

В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Похожие статьи

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Совершенствование организационно-педагогических условий подготовки школьников на уровне основного и среднего общего образования к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

В настоящее время происходит бурное развитие олимпиадного движения, которое становится неотъемлемой частью современного общества, в том числе детей и молодежи. С каждым годом оно становится все более популярным и привлекает все больше школьников разн...

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»

В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Задать вопрос