В настоящее время происходит бурное развитие олимпиадного движения, которое становится неотъемлемой частью современного общества, в том числе детей и молодежи. С каждым годом оно становится все более популярным и привлекает все больше школьников разного возраста. Работа с учащимися, проявляющими особые качества в обучении, играет огромную важность для педагога. Особое внимание уделяется созданию условий для полной реализации перспективных возможностей одаренных детей, формированию умений и навыков, полезных в обычной жизни. Обосновывается мысль о том, что участие во всероссийской олимпиаде школьников представляет собой многогранную сферу, имеющую большой образовательный потенциал для развития личности в условиях информационного общества.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, всероссийская олимпиада школьников, основы безопасности жизнедеятельности, одаренность, творческий потенциал
Currently, there is a rapid development of the Olympiad movement, which is becoming an integral part of modern society, including children and youth. Every year it becomes more and more popular and attracts more and more schoolchildren of different ages. Working with students who show special qualities in teaching is of great importance for the teacher. Special attention is paid to creating conditions for the full realization of the promising opportunities of gifted children, the formation of skills and abilities useful in everyday life. The author substantiates the idea that participation in the All-Russian Olympiad of schoolchildren is a multifaceted sphere that has great educational potential for personal development in an information society.
Keywords : organizational and pedagogical conditions, All-Russian Olympiad of schoolchildren, fundamentals of life safety, giftedness, creative potential
Национальный проект «Образование» 2019–2024 среди приоритетных задач выделяет первоочередную необходимость формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
Очевидно, что олимпиады являются определяющим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуальных возможностей будущих поколений для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной деятельности.
Олимпиада по предмету — это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и интеллектуальное, творческое, спортивное соревнование школьников в практическом и теоретическом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий различной сложности.
Классические предметные олимпиады проводятся в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.
Зачем школам олимпиадное движение? И развитие его в контексте работы с одаренными детьми. Следует отметить, что приобретающая массовость участия может быть активным драйвером развития олимпиадного движения в учебном заведении. Образовательные организации, которые ведут активно олимпиадную деятельность, получают определенные преимущества:
- Обеспечивается группа учащихся, характеризующихся высокой активностью, инновационной направленностью и компьютерной грамотностью. В итоге улучшается уровень soft-skills учащихся в школе.
- Растет популярность школы в результате распространения среди потенциальных потребителей услуг и партнеров учебного учреждения сведений о достижениях учащихся.
- Появляются возможности для возможного привлечения средств спонсоров для создания на базе учебного заведения площадки для подготовки и дальнейшего развития.
Для реализации этого требуется осуществить ряд организационно-педагогических мероприятий или условий:
1. Следует создать необходимую материально-техническую базу образовательной организации. Такая база предусматривает наличие оборудования для проведения теоретических и практических занятий с целью расширения кругозора учащихся.
Использую следующие стратегии обучения решению практических заданий и задач различной сложности.
— Ускорение (примером такой формы подготовки являются творческие мастерские, мастер-классы);
— Углубление (данная стратегия эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают неподдельный интерес к предмету);
— Обогащение (данная стратегия эффективна при изучении нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими предметами, предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями);
— Проблематизация (данная стратегия предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций).
2. Необходимо обеспечить формирование школьной олимпиадной команды. Плюсы системы: в школьном сообществе применяется система поощрения учащихся, которые имеют достижения в ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) на школьном уровне.
3. Требуется сформировать коммуникационную школьную площадку для обеспечения освещения событий, происходящих в образовательной организации. Наиболее подходящими для таких целей являются социальные сети и внутренние СМИ учебных заведений.
4. Следует организовать первоначальные дистанционные (интернет) олимпиадные межшкольные соревнования собственными силами.
Всё это будет способствовать развитию конкуренции среди образовательных учреждений, выявлению одаренных учащихся по данному предмету и будет способствовать дальнейшему привлечению все большего количества участников.
Важно понимать, что основная идея олимпиад школьников любого уровня — от школьного до заключительного, заключается в том, что олимпиады должны выявлять лучших. Главная льгота, которую предоставляет Всероссийская олимпиада школьников призёрам и победителям заключительного этапа, — это поступление в профильные вузы без экзаменов. Принимаются результаты с 9 по 11 класс.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных умений и навыков, компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Отсюда следует, что необходимо выделить следующие задачи, которые помогает решить предметная олимпиада, а это:
— Усиление мотивации, личностного роста и саморазвития одаренных детей и подростков;
— Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
— Раскрытие интеллектуально-когнитивного потенциала личности;
— Формирование личностных качеств, таких как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели;
— Интерактивный режим взаимодействия педагога с одаренными школьниками и их возможность самостоятельно выбрать формат участия в этом интерактиве.
Для реализации этих задач создается мотивирующая образовательная среда — это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающую повышение качества образования. Модель интерактивной мотивирующей образовательной среды для сопровождения олимпиадного движения школьников представляет собой совокупность взаимосвязанных педагогических, психологических, организационных и технологических условий, направленных на мотивирование одаренных детей и подростков к саморазвитию и самоактуализации. Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, включающая в себя компоненты взаимодействия учителя и обучающегося и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейшей ценности. Принципы организации мотивирующей образовательной среды: принцип гуманизации, принцип индивидуализации, принцип дифференциации, принцип презумпции одаренности.
Таблица 1
Модель интерактивной мотивирующей образовательной среды для сопровождения олимпиадного движения школьников
Этапы |
Формы подготовки |
Содержание подготовки |
Первый этап |
Базовая школьная подготовка по предмету ОБЖ |
Осуществляется на уроках и занятиях внеурочной деятельности в ходе решения олимпиадных задач / задач различной сложности. Самоподготовка: чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т. д. Каникулярные сборы: заочная подготовка в ходе дистанционного обмена результатами работы между учителем и обучающимся в летний период (в google-форме) |
Второй этап |
Подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности |
Формирование олимпиадных групп в рамках отработки механизма «эффективного учебного плана», включающего кроме основных занятий: часы по выбору (в рамках расписания внеурочной деятельности), дополнительные занятия, кружки олимпиадной подготовки и организации научно-исследовательской и проектной деятельности |
Третий этап |
Система интеллектуальных мероприятий в школе |
Участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях: организация участия в олимпиадах, согласно годовому календарю подготовки |
Четвертый этап |
Интерактивное сопровождение |
Разбор результатов участия в этапах олимпиады: подведение итогов: разбор ошибок, определение алгоритма подготовки к следующему этапу. Определение «образовательных дефицитов» (типичных ошибок) для корректировки рабочих программ по предмету |
Ожидаемые эффекты от реализации следующих этапов:
— Усиление мотивации, личностного роста и саморазвития одаренных детей и подростков;
— Высокая результативность участия в предметной олимпиаде по ОБЖ;
— Раскрытие интеллектуально-когнитивного потенциала личности;
— Обретенные информационные, исследовательские и коммуникативные компетенции одаренных детей и подростков;
— Возможность раннего личностного и профессионального самоопределения;
— Психологическая комфортность, демократизация стиля общения учителя и учащихся;
— Предоставленная ребёнку возможность быть активным субъектом собственной деятельности;
— Повышение конкурентоспособности школы.
На протяжении 5 лет реализации данных этапов в МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты по предмету основ безопасности жизнедеятельности были достигнуты следующие результаты (берется только региональный и заключительный этапы всероссийской олимпиады школьников):
Таблица 2
Результаты участия школьников во всероссийской олимпиаде школьников
Учебный период |
Результат участия (региональный этап) |
Результат участия (заключительный этап) |
2017–2018 |
Виноградов Александр (призер) |
- |
2018–2019 |
Мухутдинова Виктория (победитель) Виноградов Александр (призер) Жаркова Яна (призер) |
Мухутдинова Виктория (участник) г. Нальчик |
2019–2020 |
Ракитова Полина (победитель) |
Пандемия (коронавирус) |
2020–2021 |
Жаркова Яна (победитель) |
Жаркова Яна (участие) г. Нижний Новгород |
2021–2022 |
Участие приняли 4 школьника |
- |
2022–2023 |
Ратманова Виктория (призер) Ратманова Анастасия (призер) |
- |
Проводя анализ данных результатов, делаю вывод, что просматривается положительная динамика от внедрения данных этапов. Периодически вносятся коррективы, проводится тщательная диагностика, если происходит сбой или падение результатов, как это произошло в период 2021–2022.
В 2022–2023 учебном году были сделаны корректировки в подготовке учащихся, сделан более глубокий акцент на теоретическую подготовку.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно пополняемых знаний в области ОБЖ, охраны труда, пожарной безопасности и так далее, тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.
Поддержка творческой, научной и интеллектуальной активности детей должна поддерживаться на всех уровнях. В нашей школе есть стенды с фотографиями и именами победителей муниципальных и республиканских олимпиад, участников военно-патриотических команд «Зарница» и «Победа». Регулярно обновляется информация на сайте школы, на страничке «Наша гордость», с которой могут ознакомиться все желающие, в первую очередь, родители. Чествование победителей проходит на общешкольных линейках и родительских конференциях.
Литература:
- Одаренность и проблема ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. — 2000. — № 4. — С. 5–13. 3. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2009. — 160 с. (дата обращения 17.05.2022).
- Образовательный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002283 (дата обращения 17.05.2022).
- Образовательный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-odarennyh-obuchayuschihsya-na-urokah-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-i-vo-vneurochnoy/viewer (дата обращения 17.05.2022).
- Олимпиадное движение: История становления, современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-podgotovki-shkolnikov-k-uchastiyu-vo-vserossiyskoy-olimpiade-v-usloviyah-munitsipalnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 17.05.2022).