Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 17.03.2020

Статья просмотрена: 2769 раз

Библиографическое описание:

Головина, Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников / Т. Г. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15710/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: предметная олимпиада, предметные способности, детская одаренность, олимпиадное движение.

Среди задач, которые современное общество ставит перед школьным образованием, важное место занимают поиск и отбор способных учащихся, а так же профилизация и углубление изучения отдельных предметов. Мощным средством выявления, развития способностей и интересов одаренных учащихся являются предметные олимпиады. В частности, олимпиадное движение стало важнейшим явлением в области современного математического образования. Сама олимпиадная деятельность — это этап воспитания будущих исследователей. Основная задача участия в олимпиаде не медали и очки, [1] а становление школьников как творческих личностей, реализация их способностей, повышение интереса учащихся к математике, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы, оказание помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Таким образом, создание в школе условий для выявления потенциала способных обучающихся, формирование и реализация моделей подготовки их к предметным олимпиадам, привлечение к участию в олимпиадном движении различных уровней (школьный, муниципальный, региональный), составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Обязательным компонентом подготовки к предметным олимпиадам является углубленная и обогащенная дополнительными материалами теоретическая подготовка, приобретение практических навыков, формирование психологической готовности к решению нестандартных, повышенного уровня сложности задач. В связи с этим победители и призеры олимпиад высокого уровня востребованы в профильных учебных заведениях, имеют существенные льготы при поступлении в ведущие ВУЗы страны и возможность выбирать не только ВУЗ, факультет и форму обучения, но и претендовать на меры поддержки различного уровня для талантливых обучающихся. С другой стороны, участие школьников в олимпиадном движении вне зависимости от достигнутого академического результата, может служить одним из стимулов для самоопределения и осознанного профессионального выбора.

Однако, в современной практике образования существует недостаточная разработанность связи детской одаренности с предметными способностями, а так же малое количество апробированных и эффективных методик сопровождения образовательного процесса одаренных учеников при подготовке к предметным олимпиадам, приводит к тому, что существует ряд противоречий:

– между потенциалом образования в контексте развития детской одаренности и его использованием в практике учебных заведений;

– между потребностью организовать работу по подготовке к предметным олимпиадам с одаренными старшеклассниками и отсутствием на практике эффективных методик, средств, методических обоснований этой работы;

– между изменившимися условиями развития одаренности ребенка, формирования его личности, образовательной траектории и профессионального выбора и готовностью педагогов работать в этих условиях. [2]

Попытка решения возникших противоречий привела к поиску возможностей повышения эффективности подготовки учащихся к предметным олимпиадам на основе интеграции методики развивающего обучения в систему общего образования путем выявления и органичной связи трех сред обучения:

  1. среды школьного (углубленного) курса предмета, выбранного для участия в олимпиадах;
  2. среды дополнительного обучения с учетом выбора старшеклассником дополнительных курсов в школе (зона ближайшего развития), кружков и факультативов в школе и центрах дополнительного образования, а также профильных зимних и летних школ, заочных школ при вузах, особенно сетевых форм взаимодействия;
  3. среды индивидуальной подготовки к различным олимпиадам школьников по выбранному предмету или иному состязанию по предмету (горизонт развития таланта), в том числе с использованием интернет-олимпиад и тренировочных (дистанционных) сред.

Современные концепции выявления и развития детской одаренности в основном базируются на многомерных подходах, сочетании нескольких характеристик. Так, согласно определения Дж. Рензулли, одаренность — результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости [3] (работоспособности). В свою очередь, предметная одаренность является одним из видов интеллектуальных способностей и как любой из видов способностей проявляется только в деятельности [4] и потому так важно раннее выявление, развитие и сопровождение одаренных детей. Исследователями таких понятий, как «математическая одаренность», «математические способности», «математическая направленность ума», «математическое мышление», сделаны следующие выводы:

– в основе как общих, так и специальных способностей, лежат задатки (природные способности);

– необходимо различать способности к изучению математики как учебного предмета и способности к научной математической деятельности;

– ядром математических способностей является математическое мышление, которое выражается в математизации явлений окружающего мира, способности находить математическую сторону в любом явлении, замечать пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости. [5]

На практике же мы делаем вывод, что в ходе обучения и развития способностей заметна разница между детьми — у одних детей легче формируются, например, математические, у других — литературные способности. Вот почему так важен именно процесс развития способностей, его выверенная и апробированная модель, основанная на связи теоретических концепций развития детской одаренности, практическом опыте и индивидуальном подходе.

Одним из приоритетных направлений АКЛ им. Ю. В. Кондратюка является индивидуально — ориентированная работа с детьми, прошедшими конкурсный отбор в лицей и обладающими признаками предметной одаренности и задатками способностей. Основными направлениями в работе с одарёнными и способными обучающими выступают:

– моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию, самоопределению личности;

– создание предметно-творческой атмосферы в лицее путем введения разнонаправленных внеурочных занятий, факультативов, кружков.

– привлечение обучающихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, интеллектуальным марафонам и других мероприятий различного уровня (вплоть до международного).

Ежегодно в лицее открываются специализированные и профильные классы с углубленным изучением дисциплин: математики, информатики, физики. В специализированных и профильных классах за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности обучающихся, создаются условия для развития одарённых обучающихся, в соответствии с их предпрофессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В рамках выполнения поставленной задачи развития предметных способностей одаренных учащихся, в лицее с 2019 г. запущена опытно-экспериментальная модель подготовки к предметным олимпиадам.

Сам процесс олимпиадной подготовки разделен на три последовательных этапа: диагностический, дидактический, развивающий.

– На этапе диагностики основная задача — определить возможности обучающихся в творческом овладении теоретических знаний и практических навыков, увидеть перспективы интеллектуального роста в рамках предметной области, на основе чего выработать стратегии дифференцированной работы с группой и индивидуальной работы с каждым обучающимся.

– На дидактическом этапе формируется позитивное отношение школьников к обучению, убежденность в значимости и востребованности получаемых знаний и навыков, углубленная теоретическая и практическая подготовка по предмету представляет школьную дисциплину как ориентир в сторону изучаемой области знаний при профессиональном выборе.

– Развивающий этап начинается со знакомства с реальными областями применения получаемых знаний, общения с представителями профессиональной среды. Участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах, а также в проектно-исследовательской деятельности под руководством наставника-профессионала и представление результатов исследования на различных научно-практических конференциях.

Развивающий этап разделен на 4 ступени, в соответствии с уровнем предметной подготовки учеников и возрастом.

4 ступень— «формирование профессионального горизонта развития» (10–11 класс) включает в себя изучение профильной программы по предмету, занятия с наставником в кружке и индивидуально, интенсивы и профильные смены в образовательных центрах региона и РФ, индивидуальная траектория подготовки и участия в предметных олимпиадах.

3 ступень— «расширение индивидуального горизонта развития» (8–9 класс) включает: изучение профильной программы, занятия в кружке, дистанционные программы образовательных центров и платформ (ОЦ «Сириус», «Stepik», «Лекториум»), участие в профильных сменах регионального центра «Альтаир», индивидуальная траектория подготовки и участия в предметных олимпиадах.

2 ступень— «формирование индивидуального горизонта развития» (6–7 класс)изучение предмета в рамках школьной программы, занятия в кружке, дистанционные программы обучения, участие в предметных олимпиадах. Существенным отличием работы с одаренными детьми на этой ступени является то, что ввиду выстраивания урочных занятий во взаимосвязи с олимпиадной подготовкой, был сразу добавлен развивающий этап «расширение индивидуального горизонта развития» с обогащением программы дистанционными курсами («Дополнительные главы геометрии», «Комбинаторика» от ОЦ «Сириус», «Решение олимпиадных задач» — курс Президентского лицея г. Санкт-Петербург).

В лицее отсутствует ступень начальной школы, прием лицеистов ведется с 7 класса, но даже на этапе подготовки к поступлению в лицей в рамках воскресной школы была внедрена тестовая версия модели второй ступени — «формирование индивидуального горизонта развития». Заинтересованные абитуриенты, пройдя предварительное тестирование и отбор, получили возможность заниматься в кружке «Решение нестандартных задач», включились в работу дистанционных курсов и платформ, доступных ученикам лицея, принимать участие в олимпиадах и научно-практических конференциях, проводимых в лицее.

1 ступень— «определение индивидуального горизонта развития» (2–5 класс) включает в себя изучение программы курса с необходимым обогащением его нестандартными, логическими задачами, заданиями повышенной сложности, занятия в кружке, участие в дистанционных и межшкольных олимпиадах, обучение на дистанционных курсах.

По причине, которая была описана для второй ступени модели подготовки учащихся к предметным олимпиадам, работа с учащимися 2–5 классов в рамках первой ступени модели подготовки осуществляется на базе Центра «Заельцовский» (МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский»). Здесь открыто объединение «Олимпиадная математика», которое работает в кружковом формате с тремя группами одаренных учащихся: 2 класс (начинающие обучение), 2–3 класс (продолжающие обучение), 3–4 класс (продолжающие обучение). В объединении занимается более 40 детей, есть первые достижения в дистанционных олимпиадах и большие планы на дальнейшее развитие предметных способностей учеников первой ступени.

Используемая нами модель подготовки одаренных учащихся к предметным олимпиадам в комплексе с развитием их математических способностей, призвана формировать у них устойчивый интерес к предмету, с помощью обогащенных программ обучения развивать логические, комбинаторные, алгоритмические и образно-геометрические схемы мышления, формировать понимание стратегии работы с нестандартными задачами, поощрять индивидуализацию развития математической одаренности. Раннее развитие предметных способностей позволяет одаренным ученикам решать олимпиадные задания разного уровня сложности, именно в решении сложной задачи может состоять достижение подростка, ведь он оказывается в равном положении со взрослым, даже превосходит его. На практике решения олимпиадных задач вырабатывается интеллектуальная техника, соответствующие волевые качества, стрессоустойчивость, мотивация, критическое мышление.

Литература:

  1. А. И. Буфетов, А. Я. Канель-Белов, “Живая математика: о подготовке к олимпиадам”, Матем. обр., 2016, № 2(78), 2–10
  2. Гингулис Э. Ж. Системный поход в исследовании математических способностей учащихся.//Математическое образование: концепции, методики, технологии. Ч.2. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 88–92.
  3. Рензулли Дж., Рис С. М. Модель обогащающего школьного обучения// Основные современные концепции творчества и одарённости/ под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия,1997. С. 214–243.
  4. Теплов Б. М. Способности и одаренность. М., 1941.
  5. Тестов В. А. Математическая одаренность и ее развитие. Perspectives of Science and Education, 2014, № 6 (12).
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, детская одаренность, способность, класс, олимпиадное движение, развивающий этап, ступень, участие, образовательный процесс, олимпиадная подготовка.

Ключевые слова

предметная олимпиада, предметные способности, детская одаренность, олимпиадное движение

Похожие статьи

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников

В статье особое внимание уделяется проблеме развития математических способностей младших школьников. Предлагается использовать олимпиадные задачи как средство их развития.

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Интеллектуальное развитие школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике

Похожие статьи

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников

В статье особое внимание уделяется проблеме развития математических способностей младших школьников. Предлагается использовать олимпиадные задачи как средство их развития.

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Интеллектуальное развитие школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике