Психолого-педагогические особенности подготовки школьников к олимпиадам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Мурзалин, Б. Б. Психолого-педагогические особенности подготовки школьников к олимпиадам / Б. Б. Мурзалин, В. Н. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 270-271. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84882/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье исследуются, анализируются психолого-педагогические особенности подготовки школьников к олимпиадам. Исследование предполагало изучение стрессовых ситуаций на олимпиадах, психических свойств учащихся-олимпиадников. В результате выполнен анализ психолого-педагогической подготовки, работы учителя, касающегося олимпиадной подготовки школьников.

Ключевые слова: подготовка к олимпиаде, информатика, олимпиадная подготовка, психолого-педагогические особенности, одаренность, психология, поддержка учащихся.

Олимпиады имеют свою специфику, предполагающую не только проверку уровня знаний, но и возможность самостоятельно проработать задания, нестандартно подходить к выполнению. Учащимся на олимпиадах необходимо не столько уметь решать задачи по образцам-алгоритмам, сколько гибко мыслить, и быть сообразительным. Поэтому важно правильно разработать процесс подготовки школьников к олимпиаде с учетом их психолого-педагогических особенностей.

Проведение, как и подготовка учащихся к олимпиаде, является стрессовой ситуацией. Это обусловлено следующими условиями:

– олимпиада проходит в чужой школе, где собираются незнакомые сверстники;

– результаты проверяют незнакомые ребенку люди или же автоматизированные средства;

– Время выполнения заданий по олимпиаде строго ограниченно;

– На ученика возлагают большую ответственность — статус школы, возможный проигрыш может стать поражением не только участника, но и школы, в которой он обучается. Данные условия порождают тревогу и могут привести к нарушению деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, потерянности на этапе подготовки школьников к олимпиаде. Единицы могут в должной мере проявить свои умения, знания навыки и способности [1].

Для участия в олимпиадах более важными становятся соответствующее психические свойства обучающегося:

– высокая степень самоорганизации, организации деятельности;

– высокая и стабильная работоспособность;

– высокий степень концентрации внимания и произвольности;

– четкость, нестандартность мышления;

– сформированность внутреннего плана действий.

– сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Для правильной, полноценной психологической подготовки школьников к олимпиадам, необходимо совместить усилия всех участников, которые вовлечены в процесс. Психолого-педагогическое подготовка предполагает:

1) поддержание и укрепление психического здоровья школьников;

2) мониторинг способностей и возможностей обучающихся, выявление и поддержка одаренным учащимся;

3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;

4) проведение консультаций для родителей по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;

5) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.

Психолого-педагогическую подготовку школьников к олимпиадам можно разделить на следующие группы: индивидуальная, групповая, на уровне класса, на уровне школы. Психолого-педагогическая подготовка школьников к олимпиадам заключается в следующем: психолого-педагогическая помощь, которая содержит диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на саморазвитие [2].

Немаловажно выработать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, таланту, сформировать полное представление собственных способностей. Одаренные дети подвержены риску социальной изоляции и отвержения сверстников. Окружающие люди не понимают реальный уровень знаний и способностей для одаренного ребенка процесс развития часто предполагается как аномальность. Таким ребятам трудно найти себе близких по духу друзей, сложно общаться со сверстниками, играть в игры, которые всем им интересны. Высокий уровень интеллекта не обеспечивает удачное общение с другими людьми, таким детям и взрослым трудно установить контакт. Несмотря на это, одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно коммуницирует с обществом в жизни, но чаще всего в интернете [3].

Работа учителя по подготовке школьников к олимпиадам не ограничивается выявлением одаренности и непосредственной подготовки. Опытный педагог обучает детей способам саморегулирования стрессовых ситуациях и устранение этих последствий, формирования психологической, эмоциональной стабильности. Педагог оказывает помощь и поддержку учащимся во время олимпиад, адекватно реагирует на их поведение на олимпиаде, помогает школьнику в трудную минуту.

Большую роль для качественной подготовки учащихся к олимпиадам имеет образовательная среда. Создание образовательной среды предполагает мотивирование, моральную, материальную поддержку администрацией школы, создание условий благоприятной среды для обучения, системное проведение школьных олимпиад, поощрение участников олимпиад и конкурсов [4].

Таким образом, для подготовки школьников к участию в олимпиадах учитель должен организовывать различные формы и виды работы с одаренными учениками, продуктивно взаимодействовать с руководством школы и родителями, и только тогда и только тогда его деятельность приведет к высоким результатам и успешным выступлениям учащихся в олимпиадах.

Литература:

  1. Аллаяров З. А. Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах в образовательной организации // Проблемы современной психологии и педагогики. — 2018. — № 4(77); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-shkolnikov-k-uchastiyu-v-olimpiadah-konkursah-v-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 15.10.2021).
  2. Психология и педагогика развития личности: монография / под. ред. Е. Н. Шиянова, С. Б. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. Я. Яшуткина. — Москва: Илекса, 2002. — 568 с.
  3. Панов В. И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.
  4. Е. Б. Лактионова, И. А. Баева, А. В. Орлова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия РГПУ им. А. И. Герцена — 2020, — № 197; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnoy-sredy-v-psihologicheskom-blagopoluchii-uchaschihsya-spetsializirovannyh-i-obscheobrazovatelnyh-shkol/viewer (дата обращения: 18.10.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, образовательная среда, одаренный ребенок, подготовка школьников, психолого-педагогическая подготовка школьников, работа учителя, ребенок.


Ключевые слова

психология, психолого-педагогические особенности, информатика, одаренность, подготовка к олимпиаде, олимпиадная подготовка, поддержка учащихся

Похожие статьи

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Похожие статьи

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Задать вопрос