Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Есипова, А. А. Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников / А. А. Есипова, А. А. Хохлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40612/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Ключевые слова: ОБЖ, предметная олимпиада, методика проведения, мотивация.

Современные реалии развития нашего государства ставят перед педагогическим сообществом задачу создания системы развития творческих компетенций учащихся в рамках инновационных форм организации обучения [4]. Еще в 2008г. в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации указал на то, что «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности» [5] Решению данной задачи отвечает создание Всероссийского олимпиадного движения школьников.

Однако следует отметить, что история олимпиадного движения в России началась еще в XIX веке. Астрономическое общество Российской Империи организовывало «Олимпиады для учащейся молодежи, а с 1885г. Киевский университет проводил заочные олимпиады по физике и математике, участие в которых было свободно, материалы публиковались под названием «задачи на премию» в «Вестнике опытной физики и элементарной математики» [1;3]. Великая Октябрьская Социалистическая Революция прервала историю олимпиад школьников.

Возрождение олимпиадного движения началось в Ленинграде. В 1934г. в Ленинградском университета была проведена первая математическая олимпиада. В 1935г. подобная олимпиада была проведена в Москве. В 1940-41 учебном году центральная детская техническая станция им. Н.М.Шверника и Физический институт Академии наук Московского государственного университета организовали Первую Республиканскую олимпиаду юных физиков. Но данная работа снова была прервана Великой Отечественной войной. [2]

В 60-е годы прошлого века усилиями многих ученых была разработана методика проведения всесоюзных и всероссийских олимпиад. В таблице 1 представлены года проведения первых олимпиад на Всероссийском и Всесоюзном уровнях. [2]

Таблица 1.

Начало проведения предметных олимпиад

на Всероссийском и Всесоюзном уровнях

Предмет

Всероссийская олимпиада

Всесоюзная олимпиада

математика

1974

1967

химия

1964

1967

физика

1964

1967

биология

1979

1990

Впервые приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников был подписан в 1964 году Министром просвещения РСФСР, член-корреспондентом Академии наук СССР М.А. Прокофьевым. В том же году был создан оргкомитет проведения олимпиад, который возглавил академик П.Л. Капица. В 1965 году Председателем Центрального Оргкомитета Всероссийских, а затем и Всесоюзных, олимпиад был избран академик И.К. Кикоин [4;5].

Существующая в наши дни система Всероссийских олимпиад школьников является прямым наследием системы созданной в СССР. Разработанная и внедренная в советский период методика проведения предметных олимпиад на 4-х уровнях показала свою эффективность и была заимствована как для проведения Всероссийских олимпиад современного исторического периода, так и в таких странах как Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Китайская народная Республика и др.. [2]

Всероссийская олимпиада школьников по «Основам безопасности жизнедеятельности» проводится ежегодно с 2009г. по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и является наиболее представительным и авторитетным форумом творческой и инициативной молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях России.

Всероссийская олимпиада школьников состоит из 4-х этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Каждый из этапов является отборочным для участия в следующем, более высоком. Представим схему проведения на рис.1.

Как видно, из представленной схемы, на школьном уровне в олимпиаде могут принять участие все желающие. И именно на школьном уровне формируются будущие победители и призеры. В связи с этим, для педагога необходимо найти ответ на вопрос: «Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?».

Рис.1 Схема проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников по «Основам безопасности жизнедеятельности»

Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. Таким образом, выстраивается взаимосвязь «педагог» - «ученик» и крайне важно, чтобы учитель сможет найти правильную мотивацию для учащихся.

Прежде всего, рассмотрим, а что же дает участие в олимпиаде самому школьнику. Предметная олимпиада, как и любое соревнование, требует тренировки. В процессе подготовки школьник не только повышает свои знания, но и формирует характер, волю к победе, стремление к совершенствованию. Это неотъемлемые черты успешного человека.

В средней школе, участие в олимпиадах по различным предметам помогает найти зоны интереса. Учащиеся старшей школы выбирают предметную олимпиады исходя из формирующего интереса и углубляют свои познания в наиболее подходящей для себя области знаний. Олимпиады помогают выявить одаренность и развить её, становясь своеобразным стартом в карьере.

Следует отметить, что, как правило, победа в предметной олимпиаде становится заделом для успешности во взрослой жизни. В качестве примера, можно назвать таких победителей олимпиад как Григорий Перельман, Станислав Смирнов и лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов. В предметной области безопасности жизнедеятельности олимпиады проводятся не так давно, поэтому еще нет таких ярких примеров.

Согласно Закону об образовании победители и призеры заключительного (четвертого) этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз.

Победители и призеры заключительного этапа, достигшие 14 лет, номинируются на премию для поддержки талантливой молодежи. Каждый субъект РФ грантами и именными стипендиями поддерживает победителей и призеров регионального и муниципального этапов (победа в региональном этапе – 30 тысяч рублей, во всероссийском – 60 тысяч).

Таким образом, школьники при подготовке к олимпиаде получают большую базу знаний по предмету, материальную поддержку и льготы при поступлении в ВУЗ в случае победы.

Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.

Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.

Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому настоятельно рекомендуется привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады.

Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится строго определенное время. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.

Литература:

  1. Брук, Ю. И. К. Кикоин и олимпиады. Из истории школьных олимпиад в СССР // Заметки по еврейской истории. - 2008. - № 3(94). [Электронный ресурс]. URL: http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/ Nomer3/Bruk1.htm (дата обращения 22.02.2017).
  2. История Всероссийских олимпиад школьников – Сайт Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. URL: http://old.rosolymp.ru/default.asp?trID=53 (дата обращения 22.02.2017).
  3. Луцкий, В. К. История астрономических общественных организаций в России. – М.: Наука, 1982.
  4. Попова, В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей // Проблемы развития территорий №3(55), 2011. – с.84-93.)
  5. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1968 (дата обращения 07.03.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, Всесоюзный уровень, олимпиадное движение, подготовка школьников, Российская Федерация, участник олимпиады, школьный уровень.


Похожие статьи

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из важных направлений формирования безопасного образа жизни

В статье представлены аспекты подготовки обучающихся к олимпиаде по ОБЖ. Автором подчеркивается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней

В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Похожие статьи

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из важных направлений формирования безопасного образа жизни

В статье представлены аспекты подготовки обучающихся к олимпиаде по ОБЖ. Автором подчеркивается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней

В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Задать вопрос