Об истории развития олимпиадного движения по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.11.2021

Статья просмотрена: 1397 раз

Библиографическое описание:

Жмурова, И. Ю. Об истории развития олимпиадного движения по математике / И. Ю. Жмурова, А. Ю. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85087/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются следующие аспекты: становление олимпиадного движения в мире и, в частности, нашей стране, а также развитие внеурочной деятельности и образовательных учреждений. Авторы статьи обосновывают огромный вклад ученых в развитие математики и соответствующих олимпиад. Проводится сравнительный анализ онлайн-олимпиад. Рассмотрены и приведены их примеры.

Ключевые слова : олимпиады по математике, Московская олимпиада, онлайн-олимпиады, советские математики, история олимпиадного движения, одаренные дети.

Мало кому известно о богатой истории развития олимпиадного движения. Она берет своё начало с конца далекого девятнадцатого века. Тогда, в Румынии, в 1886 году, состоялся первый математический конкурс среди выпускников лицеев, поэтому именно 1886 г. считается началом олимпиадного движения в математике. Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач.

Первой полноценной олимпиадой по математике считается проведенное в 1894 году, в Венгрии, состязание учащихся школ. Ее организация была осуществлена по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого знаменитым венгерским физиком Лорандом Этвёшем. К составлению задач были привлечены лучшие умы страны. Задачи отличались оригинальностью, неожиданностью и глубиной постановки, но в то же время допускали простые и доступные для понимания решения. С того времени эти олимпиады проводились каждый год, с перерывами, которые были связаны со случившимися двумя мировыми войнами.

Истории математических олимпиад в нашей стране почти сто лет. Эти олимпиады были задуманы и реализованы при непосредственном участии ученых-математиков в работе со школьниками. Эта идея пришла в 1930-е гг. группе профессоров Академии наук СССР. Первые значительные олимпиады стартовали: в 1934 г.– Ленинградская математическая олимпиада, на год позже — Московская математическая олимпиада. В 1961 г. была проведена уже первая большая олимпиада, в которой приняли участие почти все регионы страны. Одновременно с этими событиями по инициативе Л. А. Люстерника стала выпускаться в печать серия книг «Популярная библиотека по математике», которая предназначалась для учащихся школ [1, с.6].

Проведение этих олимпиад привлекло внимание школьной молодежи к проблемам и методам математики того времени. Кроме того, удалось продемонстрировать, над чем работает отечественная математическая наука, каких достижений добились наши ученые.

В первой Московской олимпиаде приняло участие 314 школьников, что в то время являлось большим успехом. Во втором заключительном туре приняло участие 120 человек, из которых трое были удостоены первых премий, а пятеро школьников — вторых премий.

Успех первой Московской олимпиады явился причиной переосмысления работы со школьниками, в частности это послужило толчком для возникновения Школьного математического кружка при МГУ, где читались математические лекции на разные темы и проводились дискуссии. Его организаторами стали Люстерник Л. А., Шнирельман Л. Г., Гельфанд И. М.

Сотрудники Московского городского института усовершенствования учителей совместно с наиболее опытными учителями и преподавателями МГУ с 1949 г. стали проводить районные математические олимпиады. Это позволило привлечь к занятиям еще более широкий круг школьников. Вслед за МГУ свои математические олимпиады стали проводить и другие вузы, наряду с городскими олимпиадами возникла система республиканских, Всесоюзных и Международных олимпиад [1, с.8].

В 50–60 годы 20 века в Советском Союзе приняли решение о создании школ-интернатов для набора и обучения детей из провинции. Первой из таких в нашей стране стала физико-математическая школа-интернат в Новосибирске, основанная в январе 1963 под руководством академика М. А. Лаврентьева. Далее стали возникать и классы с углубленным изучением математики в обычных школах.

Советской системе обучения никто не мог противопоставить уровень подготовки одаренных детей. В СССР работа с талантливой молодежью велась в разных формах и приносила свой результат, который выразился в значительных достижениях отечественной математики.

В современной России внеурочной деятельности и дополнительному математическому образованию уделяется не меньше внимания, чем когда-то в Советском Союзе, что вносит большой вклад в степень успешности развития математики.

Почти все известные российские математики в школьные или университетские годы участвовали в олимпиадах и становились призерами.

Решение некоторых математических проблем, над которыми многие годы работали математики всего мира, иногда удавалось найти с помощью «олимпиадных» приемов. Например, именно так Ю. В. Матиясевичем была решена десятая проблема Гильберта. Неоднократным победителем всероссийских и международных олимпиад был Г. Перельман, который доказал гипотезу Пуанкаре. Лауреат Филдсовской премии также русский математик С. К. Смирнов, который был победителем международных олимпиад [2, с.4].

Олимпиадное сообщество в настоящее время динамично развивается, основные цели и задачи обозначены. Так, основной целью проведения олимпиад по разным предметам, в частности математических, являются выявление и развитие таланта, поиск одаренных детей, а также всестороннее развитие обучающихся.

К настоящему моменту можно уверенно сказать, что облик математических олимпиад сформирован, но все же претерпевает незначительные изменения.

Олимпиада как инструмент — это мощный источник мотивации. Легко себе представить школьника, который успешно справляется с задачами из учебника и даже с задачами со звездочкой в конце главы или в конце учебника. На этом он не останавливается, а наоборот, хочет большего. Попадая на школьный этап всероссийской олимпиады по математике, этот школьник видит, что он может решать задачи более сложные, более интересные, творческие. Тем самым, обучающийся старается узнать больше дополнительных сведений из теории, посмотреть материал сверх школьного курса, чтобы в дальнейшем применить эти знания на олимпиадах. Тяга к знаниям — это основа для ускоренного развития и мотивации.

В нашей стране не хватает математиков, способных делать открытия, искать нестандартные способы решения задач и предлагать их практическую реализацию в разных сферах жизни, тем самым расширяя область применения школьного курса математики. Это позволит заинтересовать обучающихся и задуматься о важности изучения данной дисциплины.

Как правило, дети, которые добиваются высоких результатов по итогам участия в олимпиадах, имеют большой потенциал в научной сфере и зачастую именно они становятся «светилами» научной мысли. Отсутствие активной работы по вовлечению школьников к подготовке и участию в различных математических конкурсах приводит к утрате возможности воспитать великие умы.

Олимпиады по математике с самого начала истории их возникновения были нацелены именно на выявление обучающихся, склонных и способных на размышление. Так первые Московские математические олимпиады были рассчитаны на учащихся 9–10-х классов, а впоследствии к участию привлекались и учащиеся 7–8-х классов. Обусловлено это было тем, что математические способности проявлялись у детей примерно в этом возрасте и в этот период обучения в школе.

Сейчас олимпиады проводятся не только для учащихся старших классов, но и для всех возрастных категорий с учетом их возможностей при составлении олимпиадных заданий.

В нашей стране проводится значительное число олимпиад под разными названиями, также они разнятся и по своей значимости. С каждым годом их количество растет, многие из них выходят на международный уровень. Огромную популярность завоевывают дистанционные олимпиады по математике.

В век современных технологий тяжело заинтересовать ребенка, поэтому на помощь приходят онлайн-олимпиады. Ведь все задания проходят в игровой форме, можно участвовать в любое время, не выходя из дома. Достаточно иметь компьютер или телефон с подключенным интернетом. Перечень таких олимпиад довольно велик. В последнее время получили большое распространение по школам следующие олимпиады: олимпиада «Я люблю математику», организатором которой является сервис Яндекс.Учебник; олимпиада Учи.ру для 1–9 классов и для 10–11 классов; международная олимпиада BRICSMath по математике [3].

К примеру, международная онлайн-олимпиада BRICSMath проводится ежегодно и предназначена для обучающихся 1–11 классов школ Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Каждый ученик из стран БРИКС может принять участие в олимпиаде BRICSMath.

История проекта данной олимпиады началась с 2017 г. Первоначально в ней приняли участие 670 тысяч школьников из 5 стран. Уже к 2020 г. насчитывалось 2300000 участников из 7 стран мира. Кроме этого, впервые в олимпиаде приняли участие Вьетнам и Индонезия.

Олимпиада BRICSMath состоит из 8 ярких интерактивных заданий. Задания представлены в понятной игровой форме и нацелены на тренировку внимания, логики и пространственного воображения. Для участия в олимпиаде не требуется углубленных знаний математики.

Задачи доступны на многих языках мира: португальском, русском, хинди, английском и китайском [3].

Положительным аспектом проведения является то, что соревнование проходит в два тура: пробный и основной. Пробный тур дает возможность испытать свои силы и потренироваться перед основным туром. Данный тур не обязателен для прохождения, без него можно сразу участвовать в основном туре. На выполнение заданий второго тура дается один час. Результаты доступны сразу после выполнения заданий олимпиады. Все участники и учителя будут награждены призами.

В настоящее время остается актуальной проблема поиска новых форм и методов обучения всех возрастных категорий школьников с целью выявления одаренных детей и дальнейшего их стимулирования. Сегодня итоги олимпиад являются показателем проведенной внеклассной и внешкольной работы. Школьные, районные, областные, всероссийские и международные олимпиады по математике позволяют определять качество знаний и оценивать состояние преподавания математики на различных уровнях. Показателем работы учителей математики служит, в частности, количество учащихся, которые добились высоких результатов в рамках участия на олимпиадах. Однако не все зависит от учителя. Огромную роль играет врожденная предрасположенность ребенка к познанию точных наук, в том числе математики.

Таким образом, одаренные дети могут проживать в любом регионе, в любом муниципальном образовании, учиться в любом образовательном учреждении и именно олимпиады помогают этих детей выявить.

Литература:

  1. Гальперин Г. А. Московские математические олимпиады: Кн. для учащихся / Г. А. Гальперин, А. К. Толпыго; под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 1986.-303 с.
  2. Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки: 5–8 классы / А. В. Фарков. — М.: ВАКО, 2012. — 176 с.
  3. Олимпиада.ру [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/activity/5659 / (дата обращения: 10.08.2021).
  4. Шарыгин И. Ф. Математическое образование: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // URL: https://mccme.ru/edu/index.php %3Fikey=shar_mathedu.html (дата обращения: 09.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, математик, олимпиадное движение, Московская олимпиада, ребенок, участие, внеурочная деятельность, время, основной тур, Советский Союз.


Ключевые слова

одарённые дети, олимпиады по математике, Московская олимпиада, онлайн-олимпиады, советские математики, история олимпиадного движения

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности студентов

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения без-опасной жизнедеятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассмотрена роль духовного производства в процессе обучения студентов и его влияние на обеспечение культуры б...

Перспективы развития профильного обучения в школе

Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду

Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...

Трудовая мобильность среди молодежи в современной России

В статье рассматривается, анализируется явление «трудовая мобильность» как категория, изучаемая трудовым правом, особенности и причины трудовой мобильности среди молодежи, а особенно выпускников ВУЗов. Приводится позитивная и негативная сторона трудо...

Развитие и становление молодежных организаций в советской России

В статье рассматривается процесс становления и развития молодежных организаций в советской России, таких как: октябрята, пионерия и комсомол. Основные цели и задачи, поставленные в основе этих движений, влияние на воспитание подрастающего поколения и...

Перспективные направления волонтерских движений Ростовской области в условиях социально-экономической турбулентности

Данная статья посвящена исследованию волонтерских движений, функционирующих на территории Ростовской области. Автором проанализирована теоретическая концепция волонтерского движения как субъекта молодежной политики Российской Федерации. Проанализиров...

Развитие инженерного мышления школьников

В своей статье я хочу рассмотреть вопросы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы на основе метапредметности, исследовательской деятельности и познавательной потребности. Указаны основные при...

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности студентов

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения без-опасной жизнедеятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассмотрена роль духовного производства в процессе обучения студентов и его влияние на обеспечение культуры б...

Перспективы развития профильного обучения в школе

Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду

Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...

Трудовая мобильность среди молодежи в современной России

В статье рассматривается, анализируется явление «трудовая мобильность» как категория, изучаемая трудовым правом, особенности и причины трудовой мобильности среди молодежи, а особенно выпускников ВУЗов. Приводится позитивная и негативная сторона трудо...

Развитие и становление молодежных организаций в советской России

В статье рассматривается процесс становления и развития молодежных организаций в советской России, таких как: октябрята, пионерия и комсомол. Основные цели и задачи, поставленные в основе этих движений, влияние на воспитание подрастающего поколения и...

Перспективные направления волонтерских движений Ростовской области в условиях социально-экономической турбулентности

Данная статья посвящена исследованию волонтерских движений, функционирующих на территории Ростовской области. Автором проанализирована теоретическая концепция волонтерского движения как субъекта молодежной политики Российской Федерации. Проанализиров...

Развитие инженерного мышления школьников

В своей статье я хочу рассмотреть вопросы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы на основе метапредметности, исследовательской деятельности и познавательной потребности. Указаны основные при...

Задать вопрос