Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен новый подход в организации профильного обучения в школе через консорциумы. Материалы исследования и теоретические предложения могут заинтересовать преподавателей вуза, методистов и учителей школ. Результаты исследования могут быть полезными и внедрены в практику работы школ при организации профильного обучения.
Ключевые слова: профильное обучение, компонента профилизации, проблема индивидуализации, индивидуальные учебные планы, консорциум школ и его модель.
Макала окуучуларды профильдик окутуу боюнча кээ бир аспектилерди ачып берет. Анда окуучуларды профильдик адистештирүү шарттары каралат. Профильмизациялоо денгээлдерин ишке ашыруу кыйынчылыктарына байланыштуу суроолор кѳтѳрүлѳт. Авторлор профильдик окутуунун мектепте консорциум жолу менен уюштуруу жолун сунушташат. Теориялык жана изилденген материалдар ЖОЖдордун мугалимдерин, мектептин мугалимдерин жана методистерин кызыктырышы мүмкүн. Изилдѳѳнүн жыйынтыгы мектептерде профильдик окутууну ишке ашыруу боюнча практикалык иш жүргүзүүдѳ пайдасы тийиши мүмкүн.
Ачкыч сѳздѳр: профильдик окутуу, профилизация компоненттери, жекече кѳйгѳйлѳрү, жеке окуу планы, мектеп консорциуму жана анын модели.
The article reveals some aspects related to the profile of students learning and explains the profile of specialization conditions the raises issues related to the difficulties author propose new approach to the organization of school education. The research materials might be interested in the university teachers, teacher trainers and teacher of school of research results can be put into practice of school education
Key words: profile education component profiling indidualization of the problem individual learning consortium of school and his model.
Сегодня рынок профессионального труда предъявляет к выпускникам общеобразовательных школ более высокие требования. Перед школой и образованием стоит не простая задача, связанная с формированием у школьников самостоятельности в выборе индивидуальной траектории развития в соответствии со своими способностями, склонностями, возможностями и будущей профессиональной деятельностью. В этой связи появление в базисных учебных планах компонента «Предметы по выбору», является серьёзным шагом в демократизации образования. Выпускникам школы и их родителям необходимо сделать важный шаг по выбору профиля. «Выбор – это поступок, выбор – это ответственность» [2, с. 181].
В Государственном образовательном стандарте среднего образования Кыргызской Республики (2014 г.) определено, что компонент «Предметы по выбору – это учебные предметы или элективные профильные курсы, определяющие направление школы, гимназии (лицея), предоставленные в обязательном порядке на выбор учащихся, которые устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно».
В пояснительной записке к базисным учебным планам общеобразовательных организаций Кыргызской Республики отмечается, что школьный (гимназический, лицейский, вариативный) компонент базисного учебного плана обеспечивает особые потребности и интересы в области образования конкретной общеобразовательной организаций и реализует социальный заказ учащихся, их родителей или законных представителей в углубленном изучении предметов государственного компонента, а также удовлетворение познавательных интересов и способностей учащихся в различных областях деятельности человека.
Согласно базисного учебного планируется введение школьного компонента и предметов по выбору [4, с. 136]. В связи с этим по мнению Н. И. Рыбалкиной взрослые должны помогать учащимся строить индивидуальную образовательную троекторию обучения [3].
В отдельных исследованиях, в частности Н. И. Постниковой отмечается, что дифференциацию учебного процесса с учетом академических способностей детей следует вводить как можно раньше, при этом если они сами выбирают предметы, то дети будут учиться намного продуктивнее.
Принципиально важно то, что выбор уровня изучения обязательных предметов, составляющих инвариантную часть базового учебного плана, и выбор профильных учебных курсов осуществляется на добровольной основе, что значительно повышает уровень комфортности образовательного процесса, как для ученика, так и для учителя. В процессе реализации индивидуальной траектории обучения ученики осознают и реализуют собственные цели и задачи [5, c. 23].
Не случайно в содержание образовательного пространства ряд исследователей (А. Зоткин, Н. Муха и др.) рекомендуют включить следующие компоненты:
– внутрипрофильные специализации – это определенные предметы и виды работ (например. специализация по конкретным школьным предметам);
– вариативная часть индивидуального учебного плана учащихся, представленная элективными курсами (их число должно быть с избытком для реализации выбора);
– компетентностные, коммуникативные, психологические и другие виды тренинги;
– элементы профессиональной пробы (вовлечение детей в разные виды деятельности: исследование, проектирование, творчество и т. д.);
– предметные и профессиональные конкурсы, олимпиады, состязания и др.
При внедрении в школах профильного обучения возникает немало вопросов:
– не обострит ли профильное обучения ещё больше проблему разделения общества на «богатых» и «бедных»;
– не повлечёт ли профильное обучение (при низкой зарплате нашего учителя) к желанию администрации школ увеличить число платных услуг;
– как реально обеспечить выбор желаемого профиля ученика в сельской школе;
– готова ли массовая школа к переходу на профильное обучение? (Здесь имеется в виду наличие качественных профильных программ, учебников и уровень профессионализма самих учителей) и т. д.
Использование учащимися школ индивидуальных планов и выбор учебных предметов в республике становится возможным в связи с планируемым внедрением с 2017-2018 учебного года нового базисного учебного плана. Он предусматривает обязательное овладение каждым учеником основного базового содержания в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Но вместе с тем предоставляет свободу выбора элективных курсов. Последнее обстоятельство позволяет организовать изучение всех предметов в вариантной части базисного плана на трех уровнях: базовом, углубленном и расширенном (профильное). При этом смледует отметить, что не все учащиеся школы могут правильно выбрать профильные курсы. Об этом говорят и исследования Центра трудовых исследований Высшей школы экономики [6].
Однако на сегодняшний момент при введении профильного обучения имеются некоторые организационно-педагогические проблемы. Среди них:
– неготовность руководителей школ к выбору оптимальной модели профильной школы;
– недостаточное внимание отечественной педагогики к разработке различных образовательных моделей и сравнительному анализу их эффективности;
– отсутствие нормативно-правового обеспечения тех моделей профильного обучения, которое отличаются от профильного класса;
– отсутствие права перехода учащихся от одного профиля к другому и т. д.
Тем не менее, уже сегодня школам необходимо практиковать внутришкольную профилизацию на основе индивидуального учебного плана учащихся. Такой подход обладает большой гибкостью, восприимчивостью к потребностям детей, поскольку у них появляется возможность выбирать «собственную» траекторию в соответствии со способностями, интересом и будущими жизненными планами. Для более глубокой дифференциации обучения в профильных классах необходимо занятия проводит в курсовой форме. Причем по замечанию исследователя Е. А. Ворониной обучение учащихся только по конспектам, без самостоятельной работы школьников с учебной литературой не даёт желаемого результата [1, c. 43].
В старших классах следовало бы придерживаться двухступенчатой формы организации дифференцированного обучения: уровневая, которая предусматривает возможность освоения учеником содержания Государственного компонента учебного плана на разных уровнях и профильная.
Профильное обучение предполагает соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты, технические средства и т. п., условия, которые не в каждой школе удаётся создать. Это относится в первую очередь к сельским и отдельным недостаточно оснащенным школам. Чтобы создать равные условия и равный доступ всех без исключения детей к образованию необходим более высокий уровень организации профильного образования. Например, образовательный консорциум.
Идея консорциума заимствована из сферы экономики. Под консорциумом понимается соучастие, сотворчество, как форма совместной деятельности нескольких компаний, для проведения каких-либо крупной экономической или финансовой акции.
Образовательный консорциум – это новая форма образования, построенная на кооперации школ с другими учреждениями, образовательными ресурсами для удовлетворения индивидуальных образовательных программ своих учеников.
Особого внимания заслуживает экономическая эффективность образовательного консорциума, а использование современных сетевых коммуникации позволяют ученикам из различных школ объединиться, для изучения предметов на профильном уровне, элективных курсов. Эта модель экономична еще и потому что не требует дополнительных затрат времени и средств на переезд учащихся.
Кооперация образовательных учреждений позволяет значительно расширить количество профильных предметов и элективных курсов. Однако при этом учителем необходимо согласовать календарно-тематическое планирование, расписание, перечень используемых учебников и сетевой график предметов по выбору учеников.
При такой кооперации существующие профили могут быть значительно расширены. Например, медико-биологическом, учащийся которых будут изучать профильные предметы: биологию, химию; информационно-биологический профиль; информационно-технический и другие.
В этом же консорциуме совместно с вузами можно создать группы для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Среди очевидных преимуществ можно назвать: мобильность (взаимозаменяемость и вариативность); ресурсы (возможность использовать лучшее ресурсы каждой школы), в том числе и интеллектуальные; развитие мотивации учителей; открытость и партнерские отношения между учителями и школами; развитие новых форм управления; многопрофильность и широкий перечень образовательных услуг; экономичность (не требует дополнительных финансовых затрат) и т. д.
В связи с внедрением профильного обучения можно предположить следующие изменения в учебном процессе:
– отказ в старших классах от стабильного расписания учебных занятий и переход к гибкому расписанию, обеспечивающих возможность учащимся заниматься в профильных курсах и осуществлять полноценное «погружение» в учебный предмет;
– в предметных рабочих программах школ определить возможности уровневой познавательной самостоятельности учащихся, которых они могут достигнуть в течение учебного года;
– формирование наряду с традиционными (одновозрастными) классами, учебные группы, состоящих из учащихся разных классов;
– обеспечить право каждого ученика на индивидуальную образовательную программу (траекторию) обучения;
– предоставить возможность старшеклассникам свободное посещение части уроков.
– оптимальное распределения ответственности за результаты образовательной деятельность между школой и родителями и др.
В заключения отметим, что выбор траектории обучения через профиль, это сложный организационно-образовательный процесс, а ученики не всегда готовы принять правильное решение. Поэтому для выбора профильных предметов нужно учесть возможности и условия школы (среда, профессиональный уровень учителей, материально–технические обеспечения и т. д.), а также личные планы ученика в будущем (выбор профессии, выбор вуза, место жительство и т. д). Организация межвузовских профильных классов обеспечит ученикам равный и дифференцированный доступ к образованию. Главное, чтобы взрослые помогли детям сделать правильный выбор от которого зависит будущее ученика.
Литература:
- Воронина Е. В. Профильное обучение: модель организации, управления и методическое сопровождение. – М.: «5 за знания», 2006. – С. 43.
- Ефимова Е. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 181 – 185.
- Рыбалкина Н. И. Идея тьютерства – идея педагогического поиска /Материалы 1-ой межрегиональной тьютерской конференции. – Томск, 1996.
- Син Е. Е. Проблемы оптимизации школьного курса математики // Вестник Ошского государственного университета. – 2015. – №4. – С. 134 – 141.
- Щенников С. А. Современные тенденции социально-экономического развития, определяющие облик ОДО взрослых, – 2002. – №7. – С. 21 – 28.
- htt: // bank, oreni pk.ru/ t37_167.htm