Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Мареева, И. Н. Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты / И. Н. Мареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 193-194. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56879/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Ключевые слова: инновационная педагогика, летняя школа, мотивация, одаренные учащиеся, школа одаренных дети, ШОД.

Одной из основных целей педагогической деятельности является всестороннее развитие одаренности, однако на практике общеобразовательная школа не всегда может обеспечить эту цель, поскольку даже для углубленного изучения школьной программы может не оказаться ни времени, ни желания, ни ресурсов.

В наши дни развитию детской одаренности уделяется огромное внимание. Для этого предпринимаются различные меры. Одним из средств работы с одаренными учащимися старшего школьного возраста является Калужская летняя школа для одаренных детей (ШОД), реализуемая в соответствии с подпрограммой «Одаренные дети Калуги» муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга». Продолжительность занятий в школе составляет две недели.

Школа одаренных детей, пожалуй, самый крупный образовательный проект на территории Калужской области. Основные цели данной инициативы — раскрытие талантов, изучение предметов на углубленном уровне, пропаганда здорового образа жизни, мотивация к профессиональному самоопределению. Углубленное изучение предметов ведется по профилям: биология-химия, физика-математика, социально-гуманитарное.

Летняя школа проходит на базе одной из школ города. День в школе выстроен следующим образом: утром дети встречаются с выдающейся личностью — ею может быть директор какого-либо предприятия, режиссер, медийная личность, преподаватель высшего учебного заведения — то есть человек, добившийся определенных высот в профессии. Далее по расписанию уроки, которые проводят самые прогрессивные преподаватели калужских вузов и школ. Затем все шодовцы дружно идут на общешкольное мероприятие — театральный фестиваль, который участники организуют сами, краеведческую игру «Бегущий город», экскурсии в интересные места. Обязательными являются встречи с министром образования и науки Калужской области и городским Головой города Калуги. Школьники, без сомнений, ощущают свою значимость, когда говорят с «первыми» людьми города на равных.

В свою очередь гости этих встреч также бывают приятно удивлены потенциалом молодого поколения и делятся впечатлениями о вопросах ребят, их подготовке и кругозоре.

После общешкольных мероприятий начинаются студийные занятия. Здесь каждому найдется любимое дело — старшеклассникам предложены танцы, музыка, интеллектуальные игры, театральное искусство, журналистика и прочее. Не забывают участники и про обед. Таким образом, летнюю школу можно считать полноценной лагерной сменой.

Участники смены делятся на отряды вне зависимости от направления обучения. Их «перемешивают» таким образом, чтобы в одной команде были представители разных школ, полов и возрастов. Руководят отрядом куратор и «лампочка» — зачастую это бывший шодовец, который уже не может участвовать в школе (выпускник школы или студент), но хочет вернуться в эту атмосферу. Здесь четко прослеживается преемственность в ШОДе.

Строгий отбор по принципу успешности в различных соревнованиях можно считать достоинством летней школы. Дети мотивированы, преподавателям проще найти с ними общий язык. Учебные группы, как правило, меньше, чем в школе, что тоже положительно влияет на качество обучения.

Школьники разных лет обучения (с 8 по 10 класс) учатся вместе, но проблем из-за разницы в заданиях не возникает. Наоборот, младшие ученики, прошедшие обучение «не по возрасту», имеют ряд преимуществ по сравнению со сверстниками — они успешнее учатся по школьной программе, соответствующей возрасту, они легче находят выходы из нестандартных ситуаций. Утром участники узнают, что им нужно подготовить спектакль и после обеда показать ее зрителям-шодовцам. На обсуждение своей деятельности им дается не так много времени (не будем забывать, что большую часть времени все-таки «съедают» учебные занятия), а потому одаренным учащимся нужно удержать в голове много задач, распределить обязанности по их выполнению и найти время на их совместное воплощение. Можно провести некую аналогию с известными интеллектуальными играми, основанными на мозговом штурме.

Взаимодействие в отряде строится на проведении целого рабочего дня в социуме и необходимости быстрого решения поставленных задач. Десять дней в течение целого «рабочего дня» — с 9.00 до 17.00 — участники не только обучаются различным дисциплинам, но и заводят новые знакомства и обмениваются опытом между собой.

Лето — прекрасная пора для получения дополнительных навыков в сочетании с отдыхом. Ведь в летней школе не идет борьба за оценки, это просто увлекательный процесс, который позволяет развить общий уровень эрудиции и стать лучше в определенном предмете. И, конечно же, обзавестись впечатлениями и новыми знакомствами.

Основные термины (генерируются автоматически): летняя школа, школа, Калужская область, ребенок, школьная программа.


Ключевые слова

мотивация, инновационная педагогика, летняя школа, одаренные учащиеся, школа одаренных дети, ШОД

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Задать вопрос