Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальной школе, инновационные технологии, условия для развития обучающихся с учетом их потребностей, возможностей и стремления к самореализации и профессиональной ориентации.
Ключевые слова: инновации, начальная школа, обучающиеся, педагог, модель.
Введение . Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее ФОП НОО) является основным документом, определяющим содержание образования и регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность настоящего исследования определяется требованиями ФОП НОО и ФГОС НОО к качеству обучения и воспитания обучающихся начальной школы.
Для успешной реализации ФОП НОО необходимо решение конкретных педагогических задач: введение инновационных образовательных практик в учебный процесс школы для формирования общекультурных компетенций обучающихся, формирование гражданской идентичности и патриотическое воспитание, развитие духовности, интеллектуальное развитие и становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья, личностное развитие и проведение профессиональной ориентации на ранних стадиях обучения.
Обращаясь к научным исследованиях в области педагогики инноваций, можно выделить работы авторов, соответствующих обозначенной проблеме.
Л. А. Милованова описала содержание и формы проявления инновации в начальной школе и дала характеристику инновациям по существенным признакам. Автор считает, что инновационная деятельность должна включать в себя технические, учебные и внеучебные инновации. А для осуществления инновационной деятельности современному учителю начальных классов важно понять ее специфику, формировать у себя профессиональные, общекультурные и коммуникативные компетенции, которые необходимы для ее реализации [3].
В монографии авторского коллектива К. Б. Аданова, С. Д. Аубакировой, Г. Д. Баубековой и др. описаны актуальные вопросы достижений и инноваций в образовании и науке. Рассматривается процесс цифровизации образования как эффективный инновационный механизм, направленный на повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной организации [2].
В научной статье Л. С. Виситовой описаны инновационные методы и технологии обучения в начальной школе, целью которых является качественное изменение личности учащегося [1].
Опираясь на нормативную базу, научные исследования в области педагогики и психологии была сформулирована цель исследования — рассмотреть возможности инновационной деятельности учителя начальных классов при реализации ФОП НОО.
Предмет исследования — инновационная деятельность учителя начальных классов.
Объект исследования –образовательный процесс в начальной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении, что инновационная деятельность учителя начальных классов обеспечит совершенствование качества образования при реализации ФОП НОО.
Научная новизна заключается в разработке Модели инновационной деятельности учителя начальной школы.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проводится с 2022 года в следующих образовательных организациях: МБОУ лицей № 4 МБОУ города Воронежа и СОШ № 87 г. Воронежа. Участники эксперимента педагоги и обучающиеся начальных классов (всего три класса). В качестве методов исследования использовались: наблюдение, опрос родителей, мониторинг успеваемости обучающихся.
Результаты и их обсуждение
Разработанная модель представляет собой форму педагогического научного исследования. В данном случае — это обобщенный и систематизированный образ инновационной деятельности учителя начальных- классов, отражающий структуру педагогического объекта, в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей. В модели представлены: цель, виды инновационной деятельности, методология инновационной деятельности (подходы и принципы), направления инновационной деятельности, эффективные педагогические технологии и методы, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, конечный результат.
Реализация модели предполагает становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и направленности. Этому способствует организация интеллектуальных и творческих соревнований, посещение занятий в центрах опережающей профессиональной подготовки, проведение творческих мастерских и др.
Рис. 1. Модели инновационной деятельности учителя начальной школы
Таким образом, поиски решения проблем инновационной деятельности учителя начальной школы связаны с анализом имеющихся результатов исследования и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования в целом.
Реализация модели позволила сделать следующие выводы:
– с позиции системно-деятельностного подхода, инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации ФОП НОО дает возможность анализировать стадии инновационного процесса;
– введение таких предметов как «Робототехника», «Финансовая грамотность» и др. формируют у школьников значимые компетенции для профессий будущего.
Следовательно, создание системы взглядов на изучение инновационной деятельности учителя в целом, можно интерпретировать как созидательный процесс и результат творческой деятельности всего коллектива школы.
Литература:
- Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 16–19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 30.08.2023).
- Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: монография / К. Б. Аданов, С. Д. Аубакирова, Г. Д. Баубекова [и др.], под общей редакцией Г. Ю. Гуляева, Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение». — Пенза: Наука и просвещение, 2022. — 209 с.
- Милованова, Л. А. Инновационная деятельность учителя начальных классов / Л. А. Милованова // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — Т 6. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN618.pdf (дата обращения: 30.08.2023).