В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационных проектов, программ в деятельности педагогического коллектива.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, дошкольное образовательное учреждение, педагогический коллектив.
The article presents an analysis of the main areas of innovative development of pre-school educational institutions, identifies the tasks of pedagogical activity in an innovative mode, examines the content, methods and forms of implementing innovative projects and programs in the activity of the pedagogical collective.
Key words: innovations, innovative development, kindergarten, teaching staff, educational services.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ, побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе.
Исследования ученых (И. А. Копыловой, В. С. Лазарева, В. Я. Лаудис, В. П. Панасюк, Ю. В. Смирновой, Е. Н. Степанова, Г. В. Яковлевой и др.) показывают, что современный образовательный процесс в детском саду требует перехода на инновационные модели образовательной деятельности. Это означает, что в педагогические системы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество согласованных и скоординированных новшеств, благодаря чему образовательные учреждения для детей дошкольного возраста станут способными достигать более высоких, чем прежде, результатов в воспитании и развитии детей (В. В. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).
С точки зрения Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения можно определить следующие:
‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;
‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами;
‒ укрепление взаимодействия с родителями;
‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения [2, с. 21].
Одним из направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи [1, с. 32]. В этом случае задачи инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения направлены на:
‒ повышение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инновационных проектов через создание системы непрерывного профессионального развития;
‒ создание условий для расширения педагогической деятельности, дополнительных образовательных услуг;
‒ организацию работы педагогического коллектива в режиме развития;
‒ повышение педагогической компетентности, раскрытие творческого потенциала педагогических работников и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Задачи организации инновационной деятельности в дошкольного образовательного учреждения реализуются по следующим направлениям.
Первое направление: аналитическое, диагностическое.
Цель, содержание: выявление профессиональных проблем в деятельности педагогов.
Второе направление: проектное.
Цель, содержание: разработка проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Третье направление: психолого-педагогическое.
Цель, содержание: повышение психолого-педагогической культуры педагогов в процессе реализации инновационной деятельности, знакомство с передовыми педагогическими технологиями, обсуждение и реализация инновационных проектов.
Четвертое направление: контролирующее.
Цель, содержание: осуществление контроля и оценки эффективности реализации проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [4, с. 73].
Для осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются следующие условия:
‒ мотивирование педагогов к участию в разработке проектов инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
‒ проведение курсов и методических объединений по проблемам разработки проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
‒ организация и участие в конкурсах, смотрах, обмене опытом педагогических работника, как дошкольном образовательном учреждении, так и в других дошкольных образовательных учреждениях города, области.
Литература:
- Лазарев B. C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, М. С. Таранцева, О. Г. Чуйганова // Директор школы. — 2014. — № 4. — С. 12–15.
- Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. — М.: «Айрис пресс», 2012. — 186 с.
- Мухамадеева В. С. Оценка готовности педагогов к реализации профессионального стандарта / В. С. Мухамадеева// Перспективы науки — 2016.– № 7. — С. 26–32.
- Основы инновационного проектирования: учебное пособие / под редакцией В. А. Сергеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 246 с.
- Пискарева И. Е. Методы диагностики готовности педагога к инновационной деятельности/ И. Е. Пискарева. — М.: МГКУ, 2012. — 60 с.
- Яковлева Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук/ Г. В. Яковлева. — Челябинск, 2009. — 248 с.