Автор полагает, что электоральное поведение российских граждан следует рассматривать как форму проявления электорально-правовой культуры, которая имеет свои особенности, т. е. модели. В рамках исследования электорального поведения эти модели начали представлять интерес для зарубежных исследователей, начиная с середины 1950-х гг.
Рассматривая электоральное поведение, ученые считают, что поведение имеет особенности, в соответствии с которыми избиратели делятся на относительно гомогенные группы, т. е. модели электорального поведения избирателей. Оснований классификаций, как и количество самих моделей электорального поведения российских избирателей, названо большое множество: активность избирателей (В. Г. Зарубин) [1,с.42], географический фактор (Е. П. Трофимова) [2,с.28], полиэтнический фактор (А. С. Лебец) [3,с.25], множественность факторов (Ю. М. Королькова) [4,с.25].
Ученые О. П. Кудинов [5,с.469], Г. А. Шипилов [6,с.255], В. А. Бианки, А. И. Серавин, Ю. Д. Шевченко [7,с.111–136] считают, что в 1993–1999 гг. в России сформировались такие модели как идентификационная, идеологическая, имиджевая, классовая, административная, программная, референтная группы, социально-экономическая, традиционная, клиентелистская, социологическая, политических свобод. Вариативности моделей электорального поведения позволяют сделать вывод, что в России под влиянием социально-политических, экономических, региональных, ценностных факторов, приобретенного опыта и личностных детерминант отмеченные модели носили устойчивый характер. Разделяя мнение авторов о множественности моделей электорального поведения, автор считаем, что возможность участвовать в избирательном процессе, моделировать свое поведение в соответствии с электоральными предпочтениями у российских избирателей появилась только в связи с закреплением в избирательных нормативных положениях права на формирование органов выборной демократии.
Следовательно, первопричиной, основным фактором моделирования электорального поведения российских избирателей выступает политико-правовая основа избирательного права. На этом основании можно выделить идентификационную, имиджевую, классовую, административную, программную и другие модели электорального поведения российских граждан.
Кроме того, не отрицая, что модели электорального поведения возникали под влиянием множественности факторов, обозначенных как «воронка причинности» (Е. Ю. Мелешкина), автор не разделяет мнение, что «воронка причинности» в РФ не содержит как важнейший фактор социально-экономическое положение (Г. Н. Ляхова) [8,с.28].
Опираясь на теорию «экономического голосования» (М. Фиорина) [9,с.5], автор усматривает существование прямой связи между положением в экономике, электорально-правовой культурой и результатами выборов. Так, анализируя практику голосования в 1993–1999 гг., следует признать экономический фактор наиболее важным. Ухудшение положения в экономике и падение уровня жизни населения в 1990-х гг. (к 1998 г. в промышленности средний заработок будет в 5–7 раз ниже пособия по безработице в США и Западной Европе. Отток капитала за границу составил 300–400 млрд долл., превысил внешнюю задолженность государства в 1,5–2 раза.), что и привело к резкому расслоению российского избирательного корпуса и поляризации электоральных интересов. Маргинальность охватила более 10 % российского населения.
Экономический фактор, по мнению автора, определял политическое сознание российских избирателей с его коммуникативными свойствами и формировал не только социально-экономическую модель электорального поведения, но и влиял на другие модели, «косвенным образом» связанные с ним: идентификационную, имиджевую, программную, клиентелистскую (избиратели отдавали предпочтение тем лидерам, партиям, программам, которые своей задачей определяли улучшение экономического положения).
Также и исследование социально-демографических факторов электорального поведения предполагает выявление ключевых тенденций их развития, изучение динамики изменений во всей целостности и совокупности. Как показывает практика голосования, на выбор модели электорального поведения российских граждан существенно влияет положение избирателей, их статус, который они имеют в обществе. Конкретные группы населения (рабочие, студенты, бизнесмены и т. д.) участием в голосовании формировали социологическую модель. Место жительства (город/село), возрастные показатели определяли активность избирателей по разным мотивационным ожиданиям: влияние урбанизации, ожидание демократических перемен молодым поколением, традиционализм, влияние административного ресурса и вера людей старшего поколения в благополучие, предлагаемое программами партий и выступлениями кандидатов в депутаты, влияли на формирование моделей референтной группы, идентификационную, традиционную, программную, административную, клиентелистскую. Традиционные гендерные стратегии и ритуализированные формы поведения отражаются на возможностях реализации политических амбиций женщинами, формируя модель референтной группы: активность женской части населения снизилась к концу 1990-х гг., т. к. женщины стали больше уделять внимание семейным проблемам.
На модель голосования влияет и национальный фактор, т. к. в этнических группах поведение определяется историческими традициями и взглядами, что способствовало появлению идентификационной, традиционной, клиентелистской и референтной моделям электорального голосования.
На основе проведенных исследований следует сделать вывод: модель электорального поведения под воздействием социально-демографической ситуации влияла на образование идентификационной, традиционной, программной и других моделей.
В этой связи в можно выделить следующие модели электорального поведения:
социологическую модель, где основным мотивом электорального поведения является проявление солидарности с той социальной группой, к которой принадлежит индивид или с которой он себя идентифицирует;
социально-психологическую модель, в которой главной детерминантой электорального поведения выступает идеологическая или партийная идентификация;
рациональную модель электорального поведения, воспроизводя которую, избиратель может рационально обосновать свой выбор;
коммуникативно-эмоциональную модель электорального поведения, главной детерминантой в которой является возрастающий в предвыборный период поток политической информации;
социокультурную модель электорального поведения, главными детерминантами в которой являются содержание политического сознания, специфика менталитета и преобладающий в обществе тип электорально-правовой культуры.
Анализ тенденций электорального поведения избирателей в современной России позволяет выделить как более распространенные (коммуникативно-эмоциональную, социокультурную) модели, так и менее распространенные (социологическая, социально-психологическая, рациональная) модели электорального поведения российских избирателей.
В российской политико-правовой системе прослеживается ослабление влияния на электоральное поведение фактора принадлежности индивида к определенной социальной группе, поскольку в современном индустриальном обществе размывается само понятие «социальный класс», а значит, социологическая модель электорального поведения демонстрирует некоторую ограниченность.
Роль партийной идентификации в электоральном поведении российских избирателей, которая является главной детерминантой в социально-психологической модели, не будет существенной в связи с неустойчивостью связей между социальными группами, неустойчивостью политических преференций и особенностями современной российской многопартийности (отсутствие альтернатив).
В целом, электоральное поведение российских граждан не соответствует рациональной модели электорального поведения, что объясняется ограниченностью или отсутствием интереса к политике у многих российских избирателей и самоустранением от участия в политической жизни страны.
Кроме того, возрастание значения информации в переходный период стимулирует распространенность коммуникативно-эмоциональной модели поведения российских избирателей. В этот период общество нуждается в новых знаниях, ценностях, мотивах и стереотипах поведения, которые позволили бы ему быстрее приспособиться к новым формам социальной, экономической и политической практики [10,с.83]. В переходный для системы период усиливается манипулятивное воздействие со стороны групп, борющихся за власть, а также и само влияние манипуляции на сознание избирателей в силу большого количества поступающей извне политической информации, пониженной критичности восприятия и рациональности мышления. А так же, ослабление фактора партийной идентификации в переходных обществах увеличивает количество сомневающихся избирателей, на которых большое влияние будут оказывать характер и источник политической коммуникации.
Распространенность социокультурной модели электорального поведения в современной российской политической системе связана с тем, что в структуре ценностных ориентаций российского общества продолжает оставаться достаточно высокая доля традиционных ценностей с ориентацией на авторитарные методы управления. Кроме того, интерес к авторитарным методам управления возрос в связи со стремлением российского общества обрести безопасность, стабильный порядок и оградиться от криминально-бюрократического произвола [1,с.34–35]. При этом значительная часть населения разделяет демократические ценности, но низко оценивает эффективность демократических институтов в российской политической системе.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХI веков Россия пошла по пути перехода к открытой политической системе, что обусловило и изменение моделей электорального поведения как результата электорально-правовой культуры.
Литература:
Зарубин В. Г. Элективное действие и формирование корпуса российских избирателей: Опыт социологического анализ: автореф. дис… д-ра социол. наук. СПб. 1998.
Трофимова Е. П. Электоральное поведение избирателей Ленинградской области в условиях реформирования политической системы России в период 1995 -2008 гг: автореф. дис.... канд. полит. наук. СПб. 2009.
Лебец А. С. Этологическое измерение политического процесса в современной России: региональный контекст: автореф. дис.... канд. полит. наук.Ростов н / Д, 2004.
Королькова Ю. М. Электоральное поведение граждан в современной России: автореф. дис…. канд. полит. наук. Тула, 2007.
Кудинов О. П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России / О. П. Кудинов. — Калининград, 2000.
Шипилов Г. А. Диалектика выборов / Г. А. Шипилов. — М., 1997.
Шевченко Ю. Д. Поведение избирателей в России: основные подходы. / Ю. Д. Шевченко– М., 2000.
Ляхова Г. Н. Особенности электорального поведения жителей провинциального города: автореф. диc… канд. социол. наук. М., 2005.
Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. New Haven, 1981.
Кириллова Э. В. Информационно-культурная среда как фактор формирования политического сознания российских граждан: дис. …. канд. филос. наук. — Москва, 2006.
Галкин А. А. Социальная дифференциация и массовое сознание // Дифференциация российского общества в зеркале публичной политики / Под ред. Ю. А. Красина. — М., 2004.