К вопросу о феномене профессиональной мотивации в психолого-педагогических исследованиях
Авторы: Шерстянникова Лариса Юрьевна, Сычева Виктория Викторовна, Орлова Татьяна Викторовна, Грановская Елена Александровна, Жучева Алена Викторовна, Афанасьева Ирина Витальевна, Михалёва Ирина Валерьевна, Паршакова Марина Викторовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2024)
Дата публикации: 15.10.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
К вопросу о феномене профессиональной мотивации в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ю. Шерстянникова, В. В. Сычева, Т. В. Орлова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 58-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/522/18673/ (дата обращения: 16.11.2024).
На этапе профессионального становления особое значение имеет развитие мотивации будущей деятельности, определения условий их становления.
В юношеском возрасте особое значение приобретает профессиональное становление, опосредствованное коммуникативными умениями, потребностью в достижении [7].
У обучающихся интересы меняются от общения личностного к аффилиативному на основе сотрудничества. В этом возрасте, как отмечают исследователи, происходит взаимообогащение внешних и внутренних причин, рассматриваемых в контексте трансформации в поведенческие паттерны [3].
В истории психологии мотивация разрабатывалась с тридцатых годов двадцатого столетия, и в большей степени она рассматривалась в контексте проблем личности.
А. Маслоу выстроил иерархическую систему потребностей личности, начиная от биологических до социальных и духовных.
Также им выделены потребности: в безопасности и стабильности; в любви и принадлежности; в признании, в самоуважении и в уважении других; когнитивные потребности — потребность в познании и понимании; эстетические потребности, потребности в самовыражении и в самоактуализации.
Личностный рост представляется А. Маслоу как последовательное удовлетворение всё более высоких потребностей.
На следующем этапе — ситуационно-динамическом — появляются работы А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе, раскрывающие в мотивации смысловые связи [5, 6].
В отечественной психологии мотивы, мотивация исследуются К. А. Абульхановой-Славской (личностно-деятельностный подход), А. Н. Леонтьевым (деятельностный подход) и др.
Побудительная функция мотива как основная выделена А. Н. Леонтьевым при изучении человека как субъекта деятельности, обладающего определенными потребностями.
Ю. М. Орловым представлена система потребностно-мотивационной сферы:
— совокупность ключевых объектов, способствующих актуализации потребности, оцениваемой субъектом как возможность удовлетворения потребности, характеризуемая как потребностная ситуация;
— аффективно-когнитивные процессы переживаний, установок к действию как потребностное состояние;
— рассогласование потребностей как мотивационное выражение потребности;
— проявление потребности в действиях, техника устранения рассогласования.
Взгляды на необходимость согласования личностью внешних и внутренних факторов реализации потребностей и мотивов разделяет с Ю. М. Орловым К. А. Абульханова-Славская, указывая на важность взаимосвязи субъективной и объективной реальности [1,2].
В рамках деятельностного подхода выделяют мотивы и потребности различных видов деятельности: игры, труда, учебной деятельности.
В исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Маслоу мотивация рассматривается как динамическая система, элементы которой находятся в соподчинении. Кроме того И. В. Имедадзе обращает внимание на поливалентность относительно потребности, полимотивированность относительно деятельности [32].
Внутренняя организация и динамика мотивации человека предполагает иерархическую соподчиненность (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу), полимотивированность в отношении к деятельности, поливалентность по отношению к потребности (И. В. Имедадзе) и др.
В своих исследованиях А. Г. Ковалев отмечает: изменение и развитие мотивации зачастую связано с ростом и изменением самой личности в силу возрастных особенностей профессионального и личностного роста [4].
В отечественных работах интернальности (внутреннему локусу контроля — видению причин своих успехов и неудач в самом себе или окружающих) придается особое значение.
Для нас важен взгляд А. В. Запорожца: изменение смысла в процессе решения человеком интеллектуальных задач приводит к изменению мотивации.
С. Н. Морозюк исследовала повышение учебной мотивации посредством рефлексии. Ю. М. Орлов среди потребностно-мотивационных факторов эффективности учения выделяет потребности в достижении, аффилилиации.
Обучение, тренировка, успешность, целеполагание целеобразование, повышение уровня притязаний — все то, что значительно влияет на потребностно-мотивационную сферу.
В настоящем исследовании мотив определен нами как предмет потребности, то реальное, что побуждает деятельность, придает ей направленность и участвует в осуществлении смыслообразования, он рассматривается как отраженное личностное явление, имеющее многочисленные психологические проекции не только на человеческую деятельность, но и на сознание, переживания на всю целостную психологическую структуру личности.
В исследованиях психологов раскрываются различные виды мотиваций и факторов, обуславливающих их возникновение. Особенно для современного человека важен мотив достижения, на который оказывает огромное влияние ситуационные и личностные детерминанты.
Изучение психолого-педагогических исследований позволяет выделить еще один из важных факторов — личностный, субъективный психологический фактор предвосхищения того, что выполнение действий приведет к определенным последствиям.
В ряде работ отмечается, что существует линейная взаимосвязь между показателями мотива удовлетворения при достижении определенного успеха и показателями его усилий, что говорит о важности интернальности. В нашем исследовании данный фактор рассматривался в контексте интернальности в области неудач, в области производственных отношений, в области межличностных отношений.
Таким образом, мотив — это устойчивая обобщенная диспозиция личности, проявляющаяся относительно получения достижения определенных побуждений.
Номенклатура мотивов (достижение, аффилиация и т. д.) есть не что иное, как название класса побуждений, которые производят один и тот же тип переживания чувства удовлетворенности.
Для нашего исследования особое значение приобретает взгляд Дж. Аткинсона на компоненты мотивации достижения. Он выделяет компонент стремления к успеху и компонент избегания неудачи. Мотив стремления к успеху понимается автором как способность переживать гордость и удовлетворение при его достижении.
Интересен вывод Дж. Аткинсона о том, что возрастание вероятности успеха уменьшает ценность успеха и наоборот.
Дж. Аткинсон развил положение К. Левина о том, что ценность успеха это линейная функция от трудности задачи. Чем труднее решаемая задача, тем ценнее ее решение. Мотив избегания неудачи можно рассматривать как способность переживать чувство унижения и стыда при неудаче, то есть ожидание, что некоторые действия в качестве последствий приведут к неудаче.
По мнению Х. Хекхаузена мотив является сложным конструктом, когнитивной диспозицией. Автором мотивационный процесс приравнивается к информационному, в котором происходит лишь оценка происходящих с личностью событий, согласно модели «ожидание — ценность», а сам мотив уже не рассматривается.
Как специфическое мотивационное понятие потребность в достижении была выделена и описана в работах Г. Мюррея, Д. Мак-Клелланда и Дж. Аткинсона.
Отечественные психологи достаточно внимания уделяли исследованиям потребности в достижении (Н. М. Пейсахов, В. И. Шкуркин, Р. С. Вайсман, Ю. М. Орлов).
Изучив исследования представленных выше авторов, можем трактовать понятие «потребность в достижении» как стремление:
— к дальней или ближней цели;
— к получению новых результатов;
— к переживанию чувства удовлетворенности и успеха;
— к устранению дисгармонии между тем, что запланировано в будущем, и тем, что есть сейчас;
— к пошаговому достижению поставленных целей
В экспериментах X. Хекхаузена раскрыт механизм работы потребности в достижении. Сущность этого процесса представлена двумя независимыми, имеющими отрицательную корреляцию, стремлениями: стремлением к успеху и стремлением избегать неудачи.
Стремление избегать неудачи, закрепленное в поведении индивида, в психологии называется выученной беспомощностью.
В своих исследованиях Ю. М. Орлов, изучая потребность в достижении, определяет ее психологическую структуру:
а) готовность в будущем видеть различия между тем, что есть в настоящий момент времени, и тем, что человек желает своей целью в будущем, опыт переживания чувства успеха в различных ситуациях;
б) исходя из прошлого жизненного опыта, предчувствие удовлетворения при достижении цели — удовлетворение потребности;
в) проявление индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности;
г) нацеленность на успех в течение продолжительного времени;
д) включение в «я-концепцию» образа ожидаемых результатов [56].
Исходя из данных экспериментальных исследований потребность в достижении коррелирует с такими качествами личности, как целеустремленность, высокий адекватный уровень притязаний, настойчивость, ценностное отношение к самому себе, работоспособность, способность найти себя в любом деле, что объясняется высоким уровнем способности к целеполаганию.
Кроме того, мы считаем важными для нашего исследования, выводы, полученные в психолого-педагогических исследованиях, подтверждающие связь потребности в достижении и потребности в познании.
Достижение невозможно без изменений себя изнутри, осуществляемое не столько ради самого дела, сколько ради самого себя, своих возможностей.
Для того, чтобы изменить самого себя, а это главное достоинство потребности в достижениях, необходима открытость для познания нового.
Ю. М. Орловым предложены пути решения проблемы: как научить человека испытывать чувство удовлетворения от собственных успехов и спокойно реагировать на успех или неудачу.
Необходимо отметить, что удовлетворенностью называют степень воплощения потребности в жизнь, которая характеризует не всю мотивационную сферу человека. И уровень удовлетворенности повышается, если в начале пути к достижению цели, вероятность успеха была не обеспечена, а у человека происходит осознание своей роли при достижении успешного результата. То есть в процессе достижения человек учиться правдивому и реалистичному целеполаганию, получает надежду на успех, самосовершенствуется, повышает показатели работоспособности и улучшает результаты своей деятельности, с помощью процессов познания. Кроме того, те качества личности, которые участвовали в процессе достижения, закрепляются в поведении.
Изучив психологические исследования, касающиеся вопроса проявления в личности мотивации достижения, можно выделить следующие аспекты:
- Аспект выбора деятельности. Человек склонен выбирать тот вид деятельности, в котором высокая вероятность успеха обеспечена его способностями. Этим объясняется устойчивый интерес к предмету. Психологическая цена и вероятность успеха при достижении поставленной цели определяют длительность и интенсивность деятельности по ее достижению.
- Аспект времени. Человек при достижении поставленной цели стремиться достичь необходимого ему результата за минимальный промежуток времени, при этом максимально концентрируясь на происходящем.
- Аспект привлекательности ситуации. Для человека важен не только предмет деятельности, но и условия, в которых он будет находиться, достигая свои цели.
Несмотря на всю значимость познавательной потребности, в мотивационных теориях ей стали уделять должное внимание не так давно, поэтому в существующих теориях мотивации освещены лишь некоторые аспекты данного вопроса.
Подвергнув теоретическому осмыслению сущность понятия «мотивация», выделив её составляющие и описав их наполнение, мы решили одну из задач нашего исследования.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Новое в психологии профессионализма [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1997. — № 4.- С. 16–18.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 330 с.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер.- М., 2002.- 415 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / В. И Ковалев. — М.: Мысль, 1993.- 352 с.
- Леонтьев, А. Н. Анализ деятельности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. [Текст] / А. Н. Леонтьев. — 1983, № 2.- С. 75–86.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1975–234с. 39.Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1971.- 318 с.
- Murray, H. Exploration in personality. [Текст] / H. Murray. — N.Y., 1938.