К вопросу о феномене профессиональной мотивации в психолого-педагогических исследованиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о феномене профессиональной мотивации в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ю. Шерстянникова, В. В. Сычева, Т. В. Орлова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 58-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/522/18673/ (дата обращения: 16.11.2024).



На этапе профессионального становления особое значение имеет развитие мотивации будущей деятельности, определения условий их становления.

В юношеском возрасте особое значение приобретает профессиональное становление, опосредствованное коммуникативными умениями, потребностью в достижении [7].

У обучающихся интересы меняются от общения личностного к аффилиативному на основе сотрудничества. В этом возрасте, как отмечают исследователи, происходит взаимообогащение внешних и внутренних причин, рассматриваемых в контексте трансформации в поведенческие паттерны [3].

В истории психологии мотивация разрабатывалась с тридцатых годов двадцатого столетия, и в большей степени она рассматривалась в контексте проблем личности.

А. Маслоу выстроил иерархическую систему потребностей личности, начиная от биологических до социальных и духовных.

Также им выделены потребности: в безопасности и стабильности; в любви и принадлежности; в признании, в самоуважении и в уважении других; когнитивные потребности — потребность в познании и понимании; эстетические потребности, потребности в самовыражении и в самоактуализации.

Личностный рост представляется А. Маслоу как последовательное удовлетворение всё более высоких потребностей.

На следующем этапе — ситуационно-динамическом — появляются работы А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе, раскрывающие в мотивации смысловые связи [5, 6].

В отечественной психологии мотивы, мотивация исследуются К. А. Абульхановой-Славской (личностно-деятельностный подход), А. Н. Леонтьевым (деятельностный подход) и др.

Побудительная функция мотива как основная выделена А. Н. Леонтьевым при изучении человека как субъекта деятельности, обладающего определенными потребностями.

Ю. М. Орловым представлена система потребностно-мотивационной сферы:

— совокупность ключевых объектов, способствующих актуализации потребности, оцениваемой субъектом как возможность удовлетворения потребности, характеризуемая как потребностная ситуация;

— аффективно-когнитивные процессы переживаний, установок к действию как потребностное состояние;

— рассогласование потребностей как мотивационное выражение потребности;

— проявление потребности в действиях, техника устранения рассогласования.

Взгляды на необходимость согласования личностью внешних и внутренних факторов реализации потребностей и мотивов разделяет с Ю. М. Орловым К. А. Абульханова-Славская, указывая на важность взаимосвязи субъективной и объективной реальности [1,2].

В рамках деятельностного подхода выделяют мотивы и потребности различных видов деятельности: игры, труда, учебной деятельности.

В исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Маслоу мотивация рассматривается как динамическая система, элементы которой находятся в соподчинении. Кроме того И. В. Имедадзе обращает внимание на поливалентность относительно потребности, полимотивированность относительно деятельности [32].

Внутренняя организация и динамика мотивации человека предполагает иерархическую соподчиненность (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу), полимотивированность в отношении к деятельности, поливалентность по отношению к потребности (И. В. Имедадзе) и др.

В своих исследованиях А. Г. Ковалев отмечает: изменение и развитие мотивации зачастую связано с ростом и изменением самой личности в силу возрастных особенностей профессионального и личностного роста [4].

В отечественных работах интернальности (внутреннему локусу контроля — видению причин своих успехов и неудач в самом себе или окружающих) придается особое значение.

Для нас важен взгляд А. В. Запорожца: изменение смысла в процессе решения человеком интеллектуальных задач приводит к изменению мотивации.

С. Н. Морозюк исследовала повышение учебной мотивации посредством рефлексии. Ю. М. Орлов среди потребностно-мотивационных факторов эффективности учения выделяет потребности в достижении, аффилилиации.

Обучение, тренировка, успешность, целеполагание целеобразование, повышение уровня притязаний — все то, что значительно влияет на потребностно-мотивационную сферу.

В настоящем исследовании мотив определен нами как предмет потребности, то реальное, что побуждает деятельность, придает ей направленность и участвует в осуществлении смыслообразования, он рассматривается как отраженное личностное явление, имеющее многочисленные психологические проекции не только на человеческую деятельность, но и на сознание, переживания на всю целостную психологическую структуру личности.

В исследованиях психологов раскрываются различные виды мотиваций и факторов, обуславливающих их возникновение. Особенно для современного человека важен мотив достижения, на который оказывает огромное влияние ситуационные и личностные детерминанты.

Изучение психолого-педагогических исследований позволяет выделить еще один из важных факторов — личностный, субъективный психологический фактор предвосхищения того, что выполнение действий приведет к определенным последствиям.

В ряде работ отмечается, что существует линейная взаимосвязь между показателями мотива удовлетворения при достижении определенного успеха и показателями его усилий, что говорит о важности интернальности. В нашем исследовании данный фактор рассматривался в контексте интернальности в области неудач, в области производственных отношений, в области межличностных отношений.

Таким образом, мотив — это устойчивая обобщенная диспозиция личности, проявляющаяся относительно получения достижения определенных побуждений.

Номенклатура мотивов (достижение, аффилиация и т. д.) есть не что иное, как название класса побуждений, которые производят один и тот же тип переживания чувства удовлетворенности.

Для нашего исследования особое значение приобретает взгляд Дж. Аткинсона на компоненты мотивации достижения. Он выделяет компонент стремления к успеху и компонент избегания неудачи. Мотив стремления к успеху понимается автором как способность переживать гордость и удовлетворение при его достижении.

Интересен вывод Дж. Аткинсона о том, что возрастание вероятности успеха уменьшает ценность успеха и наоборот.

Дж. Аткинсон развил положение К. Левина о том, что ценность успеха это линейная функция от трудности задачи. Чем труднее решаемая задача, тем ценнее ее решение. Мотив избегания неудачи можно рассматривать как способность переживать чувство унижения и стыда при неудаче, то есть ожидание, что некоторые действия в качестве последствий приведут к неудаче.

По мнению Х. Хекхаузена мотив является сложным конструктом, когнитивной диспозицией. Автором мотивационный процесс приравнивается к информационному, в котором происходит лишь оценка происходящих с личностью событий, согласно модели «ожидание — ценность», а сам мотив уже не рассматривается.

Как специфическое мотивационное понятие потребность в достижении была выделена и описана в работах Г. Мюррея, Д. Мак-Клелланда и Дж. Аткинсона.

Отечественные психологи достаточно внимания уделяли исследованиям потребности в достижении (Н. М. Пейсахов, В. И. Шкуркин, Р. С. Вайсман, Ю. М. Орлов).

Изучив исследования представленных выше авторов, можем трактовать понятие «потребность в достижении» как стремление:

— к дальней или ближней цели;

— к получению новых результатов;

— к переживанию чувства удовлетворенности и успеха;

— к устранению дисгармонии между тем, что запланировано в будущем, и тем, что есть сейчас;

— к пошаговому достижению поставленных целей

В экспериментах X. Хекхаузена раскрыт механизм работы потребности в достижении. Сущность этого процесса представлена двумя независимыми, имеющими отрицательную корреляцию, стремлениями: стремлением к успеху и стремлением избегать неудачи.

Стремление избегать неудачи, закрепленное в поведении индивида, в психологии называется выученной беспомощностью.

В своих исследованиях Ю. М. Орлов, изучая потребность в достижении, определяет ее психологическую структуру:

а) готовность в будущем видеть различия между тем, что есть в настоящий момент времени, и тем, что человек желает своей целью в будущем, опыт переживания чувства успеха в различных ситуациях;

б) исходя из прошлого жизненного опыта, предчувствие удовлетворения при достижении цели — удовлетворение потребности;

в) проявление индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности;

г) нацеленность на успех в течение продолжительного времени;

д) включение в «я-концепцию» образа ожидаемых результатов [56].

Исходя из данных экспериментальных исследований потребность в достижении коррелирует с такими качествами личности, как целеустремленность, высокий адекватный уровень притязаний, настойчивость, ценностное отношение к самому себе, работоспособность, способность найти себя в любом деле, что объясняется высоким уровнем способности к целеполаганию.

Кроме того, мы считаем важными для нашего исследования, выводы, полученные в психолого-педагогических исследованиях, подтверждающие связь потребности в достижении и потребности в познании.

Достижение невозможно без изменений себя изнутри, осуществляемое не столько ради самого дела, сколько ради самого себя, своих возможностей.

Для того, чтобы изменить самого себя, а это главное достоинство потребности в достижениях, необходима открытость для познания нового.

Ю. М. Орловым предложены пути решения проблемы: как научить человека испытывать чувство удовлетворения от собственных успехов и спокойно реагировать на успех или неудачу.

Необходимо отметить, что удовлетворенностью называют степень воплощения потребности в жизнь, которая характеризует не всю мотивационную сферу человека. И уровень удовлетворенности повышается, если в начале пути к достижению цели, вероятность успеха была не обеспечена, а у человека происходит осознание своей роли при достижении успешного результата. То есть в процессе достижения человек учиться правдивому и реалистичному целеполаганию, получает надежду на успех, самосовершенствуется, повышает показатели работоспособности и улучшает результаты своей деятельности, с помощью процессов познания. Кроме того, те качества личности, которые участвовали в процессе достижения, закрепляются в поведении.

Изучив психологические исследования, касающиеся вопроса проявления в личности мотивации достижения, можно выделить следующие аспекты:

  1. Аспект выбора деятельности. Человек склонен выбирать тот вид деятельности, в котором высокая вероятность успеха обеспечена его способностями. Этим объясняется устойчивый интерес к предмету. Психологическая цена и вероятность успеха при достижении поставленной цели определяют длительность и интенсивность деятельности по ее достижению.
  2. Аспект времени. Человек при достижении поставленной цели стремиться достичь необходимого ему результата за минимальный промежуток времени, при этом максимально концентрируясь на происходящем.
  3. Аспект привлекательности ситуации. Для человека важен не только предмет деятельности, но и условия, в которых он будет находиться, достигая свои цели.

Несмотря на всю значимость познавательной потребности, в мотивационных теориях ей стали уделять должное внимание не так давно, поэтому в существующих теориях мотивации освещены лишь некоторые аспекты данного вопроса.

Подвергнув теоретическому осмыслению сущность понятия «мотивация», выделив её составляющие и описав их наполнение, мы решили одну из задач нашего исследования.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Новое в психологии профессионализма [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1997. — № 4.- С. 16–18.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 330 с.
  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер.- М., 2002.- 415 с.
  2. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / В. И Ковалев. — М.: Мысль, 1993.- 352 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Анализ деятельности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. [Текст] / А. Н. Леонтьев. — 1983, № 2.- С. 75–86.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1975–234с. 39.Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 1971.- 318 с.
  5. Murray, H. Exploration in personality. [Текст] / H. Murray. — N.Y., 1938.

Похожие статьи

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

К проблеме формирования учебной мотивации студентов

Похожие статьи

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

К проблеме формирования учебной мотивации студентов