Российское общество сегодня претерпевает множественные трансформации. Изменениям подверглись и ценности семейного образа жизни. Сложности в семейных отношениях решают педагогика, социология, психология. Важнейшей целью является как помощь уже сформировавшейся молодой семье, так и пропаганда семейных ценностей.
А. Г. Харчев определяет значение, семьи, опираясь на исторически сложившейся системы взаимоотношений между родителями и детьми. Данная система образует малую группу, члены которой состоят в брачных и/или родственных отношениях, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья удовлетворяет потребности социума в физическом и духовном воспроизводстве населения [12, с. 28].
Важнейшими характеристиками семьи являются: функции, динамика, структура, ценности.
Б. С. Братусь считал, что ценности это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни.
Поиск способов становления семейных ценностей проходит через получение знаний и понятий современной молодежи о семье. Интерес представлений о семейной жизни именно у молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет обусловлен особенностями данного периода жизни. Во-первых, это возраст интенсивного становления личности, во-вторых, на молодежи лежит ответственность за воспитание будущего поколения, их личностное развитие, формирование ценностей.
Структура семьи — это не только состав семьи и количество ее участников, а также комплекс их взаимоотношений. Исследование структуры семьи позволяет ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, как распределены права и обязанности.
По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко, более половины женщин считают супругу ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта». При исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России было отмечено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Для патриархальной модели семьи характерна определенная психология супругов. На протяжении веков замужество для женщины было прагматичным шагом. Отдавая себя мужчине, женщина перекладывала на него ответственность за свое выживание и благополучие.
Современная молодежь сегодня зачастую выбирает равноправие. Это эгалитарная модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью. По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко, треть опрошенных мужчин и женщин считает, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга, и каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.
Заключение брака побуждается системой мотивов. Ниже выделенные мотивы реализуют значимые отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы:
1) реализующие потребность любить и быть любимым;
2) самоутверждения и самореализации;
3) удовлетворяющие потребности в чувстве безопасности;
4) реализующие потребность в аффилиации;
5) самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;
6) продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;
7) сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
8) прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения и др.).
В современном мире популярностью пользуется так называемый «гражданский брак» — совместное проживание без документально подтвержденного супружества. Хочется отметить значимость романтических отношений в добрачном периоде, этот период как важный этап в развитии семьи. Как считает О. А. Карабанова — момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой развития семьи и начинает другую. Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия решения о заключении брака имеет важное значение для последующего развития и функционирования семьи. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [9, с.31].
Функции семьи — это ее жизнедеятельность, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее участников. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Реализация семьей основных функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Стабильно функционирующая семья ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее участника. Психологи выделяют следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не обязательным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится». Сегодня возлюбленные рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии в ней детей. В. Н. Дружинин полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи было и есть воспитание, социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков. Многие исследователи придерживаются аналогичной точки зрения [6, с. 52]. Именно социализация и воспитание детей сохраняется в качестве основной функции семьи на протяжении всего исторического этапа ее существования, а также в качестве кристаллизующего, объединяющего момента в семейной системе. В современной семье особую роль играет родительство [11, с. 49]. В условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества [5, с. 37]. Ввиду того, что семья является структурно-функциональной системой, как и любая система, она может быть обозначена в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения своего существования). Таким образом, предоставляется возможность рассматривать жизненный цикл семьи и определенную последовательность стадий ее трансформации, от возникновения до прекращения жизнедеятельности. Известны различные периодизации развития семьи, в значительной степени повторяющие друг друга. Одна из самых популярных систем, в которой за основной признак разграничения периодов взят факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Примером такой периодизации развития семьи может быть вариант Э. К. Васильевой:
1) зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка;
2) рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;
3) окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;
4) дети живут с родителями, и, хотя бы один из детей не имеет собственной семьи;
5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в основу выделения этапов жизненного цикла семьи положили не факт наличия или отсутствия детей, а признак развития супружеских отношений [13, с. 25]:
1) знакомство, выбор партнера;
2) романтизация отношений, взаимная адаптация;
3) индивидуализация стиля супружеских отношений, формирование правил, супружеский симбиоз;
4) стабильность/изменяемость, расставания/встречи супругов;
5) фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни. Решают вопрос, был ли брак подлинным или случайным.
Семья в развитии проходит жизненный цикл. Замещение стадий обосновано возрастными изменениями (прохождение через возрастные кризисы), а также рождением детей, внуков и сферой деятельности, обусловленной их выращиванием и первичной социализацией. Единение ценностей, их смысл, значение и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом.
В современном мире многие исследователи акцентируют внимание на исключении семейных ценностей из системы ценностных ориентиров индивида. Семья всё еще занимает высокие позиции в рейтинговой системе ценностных ориентиров российского общества. Но всё-таки, несмотря на это, институт семьи кардинально изменился. Глобальным переменам подверглись и семейные ценности. Общество претерпевает многозначительные трансформации.
Литература:
- Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях и отношение к супружеской неверности. СПб: СПбГУ, 2000.
- Васильева Э. К. «Семья и ее функции». М., 1975.
- Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. 2008. N 3;
- Давыдов, С.А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трасформации хозяйственной системы (на примере Санкт-петербурга и Ленинградской области) / С. А. Давыдов, А. М. Рогова. — СПб.: СПбГУСЭ, 2010. — 131 с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб., 2006.
- Захаров С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. N 3 (23). С. 3.
- Здравомыслова О. М. Семья: из прошлого — в будущее / Интернет- конференция 'Тендерные стереотипы в современной России», 01.05.06–07.07.06. Доступна на http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/281530.html
- Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования». — М., 2005.
- Сорокин П. А. Система социологии / вступ. статья, сост. и коммент. В. В. Сапова. — М., 2008. — 103 с.
- Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. — М., 2011.
- Харчев А. Г. Нравственность и семья. — М., 1981. — 48 с.
- Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи». — СПб., 2002.