Исследование системы семейных ценностей современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.09.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Филимоненко, Е. А. Исследование системы семейных ценностей современной молодежи / Е. А. Филимоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95143/ (дата обращения: 16.12.2024).



Российское общество сегодня претерпевает множественные трансформации. Изменениям подверглись и ценности семейного образа жизни. Сложности в семейных отношениях решают педагогика, социология, психология. Важнейшей целью является как помощь уже сформировавшейся молодой семье, так и пропаганда семейных ценностей.

А. Г. Харчев определяет значение, семьи, опираясь на исторически сложившейся системы взаимоотношений между родителями и детьми. Данная система образует малую группу, члены которой состоят в брачных и/или родственных отношениях, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья удовлетворяет потребности социума в физическом и духовном воспроизводстве населения [12, с. 28].

Важнейшими характеристиками семьи являются: функции, динамика, структура, ценности.

Б. С. Братусь считал, что ценности это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни.

Поиск способов становления семейных ценностей проходит через получение знаний и понятий современной молодежи о семье. Интерес представлений о семейной жизни именно у молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет обусловлен особенностями данного периода жизни. Во-первых, это возраст интенсивного становления личности, во-вторых, на молодежи лежит ответственность за воспитание будущего поколения, их личностное развитие, формирование ценностей.

Структура семьи — это не только состав семьи и количество ее участников, а также комплекс их взаимоотношений. Исследование структуры семьи позволяет ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, как распределены права и обязанности.

По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко, более половины женщин считают супругу ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта». При исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России было отмечено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Для патриархальной модели семьи характерна определенная психология супругов. На протяжении веков замужество для женщины было прагматичным шагом. Отдавая себя мужчине, женщина перекладывала на него ответственность за свое выживание и благополучие.

Современная молодежь сегодня зачастую выбирает равноправие. Это эгалитарная модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью. По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко, треть опрошенных мужчин и женщин считает, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга, и каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.

Заключение брака побуждается системой мотивов. Ниже выделенные мотивы реализуют значимые отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы:

1) реализующие потребность любить и быть любимым;

2) самоутверждения и самореализации;

3) удовлетворяющие потребности в чувстве безопасности;

4) реализующие потребность в аффилиации;

5) самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;

6) продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;

7) сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;

8) прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения и др.).

В современном мире популярностью пользуется так называемый «гражданский брак» — совместное проживание без документально подтвержденного супружества. Хочется отметить значимость романтических отношений в добрачном периоде, этот период как важный этап в развитии семьи. Как считает О. А. Карабанова — момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой развития семьи и начинает другую. Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия решения о заключении брака имеет важное значение для последующего развития и функционирования семьи. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [9, с.31].

Функции семьи — это ее жизнедеятельность, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее участников. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Реализация семьей основных функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Стабильно функционирующая семья ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее участника. Психологи выделяют следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не обязательным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится». Сегодня возлюбленные рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии в ней детей. В. Н. Дружинин полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи было и есть воспитание, социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков. Многие исследователи придерживаются аналогичной точки зрения [6, с. 52]. Именно социализация и воспитание детей сохраняется в качестве основной функции семьи на протяжении всего исторического этапа ее существования, а также в качестве кристаллизующего, объединяющего момента в семейной системе. В современной семье особую роль играет родительство [11, с. 49]. В условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества [5, с. 37]. Ввиду того, что семья является структурно-функциональной системой, как и любая система, она может быть обозначена в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения своего существования). Таким образом, предоставляется возможность рассматривать жизненный цикл семьи и определенную последовательность стадий ее трансформации, от возникновения до прекращения жизнедеятельности. Известны различные периодизации развития семьи, в значительной степени повторяющие друг друга. Одна из самых популярных систем, в которой за основной признак разграничения периодов взят факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Примером такой периодизации развития семьи может быть вариант Э. К. Васильевой:

1) зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

2) рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

3) окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

4) дети живут с родителями, и, хотя бы один из детей не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в основу выделения этапов жизненного цикла семьи положили не факт наличия или отсутствия детей, а признак развития супружеских отношений [13, с. 25]:

1) знакомство, выбор партнера;

2) романтизация отношений, взаимная адаптация;

3) индивидуализация стиля супружеских отношений, формирование правил, супружеский симбиоз;

4) стабильность/изменяемость, расставания/встречи супругов;

5) фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни. Решают вопрос, был ли брак подлинным или случайным.

Семья в развитии проходит жизненный цикл. Замещение стадий обосновано возрастными изменениями (прохождение через возрастные кризисы), а также рождением детей, внуков и сферой деятельности, обусловленной их выращиванием и первичной социализацией. Единение ценностей, их смысл, значение и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом.

В современном мире многие исследователи акцентируют внимание на исключении семейных ценностей из системы ценностных ориентиров индивида. Семья всё еще занимает высокие позиции в рейтинговой системе ценностных ориентиров российского общества. Но всё-таки, несмотря на это, институт семьи кардинально изменился. Глобальным переменам подверглись и семейные ценности. Общество претерпевает многозначительные трансформации.

Литература:

  1. Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях и отношение к супружеской неверности. СПб: СПбГУ, 2000.
  2. Васильева Э. К. «Семья и ее функции». М., 1975.
  3. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. 2008. N 3;
  4. Давыдов, С.А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трасформации хозяйственной системы (на примере Санкт-петербурга и Ленинградской области) / С. А. Давыдов, А. М. Рогова. — СПб.: СПбГУСЭ, 2010. — 131 с.
  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб., 2006.
  6. Захаров С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. N 3 (23). С. 3.
  7. Здравомыслова О. М. Семья: из прошлого — в будущее / Интернет- конференция 'Тендерные стереотипы в современной России», 01.05.06–07.07.06. Доступна на http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/281530.html
  8. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования». — М., 2005.
  9. Сорокин П. А. Система социологии / вступ. статья, сост. и коммент. В. В. Сапова. — М., 2008. — 103 с.
  10. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. — М., 2011.
  11. Харчев А. Г. Нравственность и семья. — М., 1981. — 48 с.
  12. Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи». — СПб., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, функция семьи, ребенок, воспитание детей, жизненный цикл семьи, заключение брака, отсутствие детей, современная семья, современный мир, структура семьи.


Задать вопрос