Рецепция творчества Элизабет Гаскелл в англоязычной критике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 1860 раз

Библиографическое описание:

Телегина, О. В. Рецепция творчества Элизабет Гаскелл в англоязычной критике / О. В. Телегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6385/ (дата обращения: 17.12.2024).

В последние десятилетия имя Элизабет Гаскелл приобрело особую популярность в сфере изучения литературы викторианской эпохи. Интерес к Гаскелл связан с востребованностью идей викторианства во второй половине XX столетия. Викторианство оставило в сознании англичан определенное представление о незыблемости традиций, значимости демократии и моральной философии, а также вызвало сильное желание обращаться к проверенным временем эмблемам и символам викторианской эры. Долгое время викторианская Англия сохранялась в обыденном представлении англичан как символ процветания, устойчивости и стабильности во всем, касающемся человека и всего общества в целом. Именно викторианцы своей великой литературой доказали непреходящее значение духовных ценностей в формировании национального менталитета и определении места индивидуума в истории и цивилизации. В произведениях Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, сестер Бронте, Э.Гаскелл, Д.Мередита, Дж.Эллиот, Э.Троллопа отразились особенности социального и политического развития Англии со всеми сложностями и противоречиями, открытиями и просчетами.

Жизнь Элизабет Гаскелл, как и ее творчество, была многосторонней. Она, в отличие от многих женщин — романистов ее времени, успешно совмещала роль жены, матери четырех дочерей, хозяйки дома с активной культурной и общественной деятельностью (была писателем, учителем, верным помощником своему мужу- священнику унитарианской церкви). Так и произведения Гаскелл отличаются жанровым и тематическим разнообразием. Гаскелл написала семь романов, пять новелл, двадцать два рассказа, одиннадцать статей и эссе, биографию и огромное количество писем, которые поражают своей искренностью и юмором. Как заметил Дэвид Мэссон в своем эссе сразу после смерти писательницы: «Мир английских писем только что потерял одного из самых выдающихся своих авторов». [1, c.184]

Произведения Гаскелл получали противоречивые отклики современников. Чарльз Диккенс, Джон Раскин, Томас Карлайл восхищались первым романом писательницы «Мэри Бартон» (Mary Barton, 1848) и искали встречи с ней. Популярная романистка Мария Эджворт в письме выражает свое мнение по поводу книги: «Все это сделано, чтобы помешать рабочим стать рабами, а хозяевам тиранами. Такой сильный писатель как автор «Мэри Бартон» мог поспособствовать этой благородной цели своими душераздирающими описаниями и призывами к сочувствию». [1, c.177] Ткач по профессии, активный защитник рабочего класса, Сэмюель Бэмфорд, в письме к Гаскелл называет роман «правдивым отражением жизни», а его автора «гениальной писательницей». [1, c.177] Но были и несогласные с такими лестными отзывами. Роман «Мэри Бартон» вызвал протест промышленников Манчестера. Основным документом этого возмущения была критическая статья анонимного корреспондента в «Манчестер Гардиан». В ней автор книги обвинялся не только в незнании, но и в «клевете о хозяевах, торговцах и джентльменах этого города». Писавшим был У. Р. Грег — образованный человек из семьи богатых промышленников. Грег был возмущен, что хозяева изображены как «выскочки из самых отбросов общества». [1, c.177; 2, c. 263]

Роман «Руфь» (Ruth, 1853) так же был воспринят неоднозначно. Шарлотта Бронте, которой Гаскелл послала набросок сюжета, была настолько очарована им, что задержала публикацию «Городка» (Villete, 1853), чтобы критики полностью сосредоточились на книге миссис Гаскелл. [3] Но проблемы религиозного лицемерия, двойных стандартов, супружеской неверности, проституции, поднятые в романе, шокировали многих читателей. Члены паствы Уильяма Гаскелла сожгли книгу и запретили читать ее своим женам. Некоторые критики указывали на неправдоподобность образа главной героини. Например, «Лондон Мэгэзин» прокомментировал его следующим образом: «Портрет нереалистичен… Руфь с ее детской чистотой и невинностью не похожа на женщин ее класса». «Спектэйтэ» так же отмечал двусмысленность морального урока, так как история Руфь — это «исключительный случай». Но в тоже время друзьям и знакомым Гаскелл, среди которых Флоренс Натингейл, Диккенс, Анна Джеймсон и Чарльз Кингсли, понравилось ее произведение, и они поддержали его право на существование. [4, c.106]

Общее признание, успех «Жизни Шарлотты Бронте» (The Life of Charlotte Bronte, 1857) сменило негодование, вызванное несоответствием действительности некоторых фактов, описанных в книге. Гаскелл позволила своим симпатиям взять верх в повествовании, поэтому ее суждения выглядят предвзятыми. Несколько эпизодов биографии чуть не стали причиной обращения в суд. В случае с леди Скотт, когда Гаскелл приняла сторону Брэнвелла Бронте и обвинила ее в попытке соблазнения, приведшей к его увольнению с должности учителя, потребовалось сокращение текста книги. Только третье издание стало итоговым вариантом. [3] Самым спорным моментом биографии стали отношения между Шарлоттой Бронте и бельгийским профессором Константином Хегером. Боясь очернить имя Бронте, Гаскелл скрыла ее привязанность, хотя и знала о ней из писем. [5, c.105–106] В итоге в эссе 1857 года «Атиней» (the Athenaeum) принес извинения «за книгу миссис Гаскелл, вышедшую с их рекомендацией», и за саму писательницу, которая не проявила себя как «честный биограф». [1, c.184] С другой стороны мистер Бронте в письме к Гаскелл очень высоко оценил ее работу: «… это то, что одна великая женщина могла написать о другой великой». Джордж Генри Льюис назвал книгу «изящной» и написал Гаскелл: «начало — это ваш триумф, последующее — это памятник вашей подруге». [5, c.104]

Невзирая на все трудности, при жизни миссис Гаскелл была популярна и востребована, а ее произведения широко читаемы и любимы современниками. Дэвид Мэссон утверждал в декабре 1865 года, что положение Гаскелл среди писателей будет «высоким, если не одним из наивысших». Как заметила Элисон Чэпмэн: «Элизабет Гаскелл чаще, чем многие из романистов ее времени, получала хвалебные отзывы критиков». [4, c.172]

После смерти писательницы о ней забыли, хотя «Крэнфорд» (Cranford, 1853) продолжал успешно продаваться. Имя Гаскелл появилось в работе лорда Сесила «Романисты раннего викторианского периода» (Early Victorian Novelists, 1934). Его отзыв был отнюдь не хвалебным. Решение Сесила было однозначным: отличительная черта творчества Гаскелл — женское видение жизни, все, что она могла изобразить — это быт. Она «представляла собой типичную женщину: мягкая, домашняя, тактичная, недалекая, плаксивая, легко ранимая». При этом Гаскелл — это «голубь», тогда как другие женщины — писатели, такие как Шарлотта Бронте, Джордж Элиот, — «орлы». Основным недостатком произведений Гаскелл, по мнению Сесила, является ее неспособность «нарисовать портрет мужчины». Сесил приходит к заключению, что основное наследие Гаскелл — ее бытоописательная проза: «Возлюбленные Сильвии» (Sylvia’s Lovers,1863), «Крэнфорд», «Кузина Филлис» (Cousin Phillis, 1864) и «Жены и дочери» (Wives and Daughters, 1866). Кроме того «Возлюбленных Сильвии» и «Кузину Филлис» «никак нельзя назвать сильными работами, да и «Жены и дочери» с «Крэнфордом» трудно причислить к таковым. Однако они отражают сильную сторону таланта миссис Гаскелл и занимают свое место среди классических английских семейных романов». [6, c.183–184] Мнение Сесила, выраженное на сорока четырех страницах, утвердило Гаскелл как «второстепенного писателя» с «незначительным талантом». [6, c.2] Ее литературная репутация не менялась на протяжении нескольких десятилетий.

Лишь во второй половине XX века встает вопрос о статусе Гаскелл в английской литературе. Начиная с 50-х годов, отмеченных усиленным интересом к наследию писателей — реалистов XIX века, творчество и переписка Гаскелл становится объектом пристального внимания. Ее произведения рассматриваются в свете марксистской теории и феминистской критике. Благодаря работам Э. Рубениус «Женский вопрос в жизни и работах миссис Гаскелл»(The Woman Question in Mrs Gaskells Life and Works,1950), А. Хопкинс «Элизабет Гаскелл: ее жизнь и творчество» (Elizabeth Gaskell: Her Life and Works, 1952), К. Тиллотсон «Романы 1840-х» (Novels of the Eighteen-Forties, 1954) и А. Кеттла «Социальный роман ранних викторианцев» (The Early Victorian Social-Problem Novel, 1958) произошла переоценка положения Гаскелл на литературном поприще. Хопкинс вернула Гаскелл звание одной из ведущих писательниц своего времени. В своем исследовании она подчеркивает значимость нравоописательных романов о жизни в провинции, в которых чувствуется «особая достоверность». Хопкинс так же отмечает жанровое разнообразие творчества Гаскелл и ставит ее в один ряд с Джордж Эллиот. [4, c.173]

Глава, посвященная Гаскелл, в книге Кеттла не только отводит индустриальным романам центральное место в творчестве писательницы, но и приписывает им важную роль в формировании викторианской культуры. Тиллотсон называет Гаскелл образцовым автором социально ориентированной прозы. Она хвалит стратегии письма, в которых Гаскелл выступает как проницательный политический писатель, умеющий донести свои идеи до читателей. [6, c.184–185]

К столетию со дня смерти Гаскелл были опубликованы работы Полларда «Миссис Гаскелл: романист и биограф» (Mrs. Gaskell: Novelist and Biographer, 1965) и Райта «Миссис Гаскелл: основа для переоценки» (Mrs. Gaskell: The Basis for Reassessment,1965). В большом долгу исследователи творчества писательницы у Чэппла и Полларда за выход в свет «Писем миссис Гаскелл» (The Letters of Mrs. Gaskell, 1966), они открыли новые перспективы и вдохновили многих ученых пересмотреть ее жизнь и литературные достижения.

В 1970-х годах интерес к Гаскелл только возрастал. Вышло энциклопедическое исследование Шарпса «Наблюдение и выдумка миссис Гаскелл: изучение ее небиографических работ» (Mrs. Gaskells Observation and Invention: A Study of Her Non-Biographic Works, 1970). За ним последовали книги: Мак Вейг «Элизабет Гаскелл. Биографические сведения в литературном цикле» (Elizabeth Gaskell. The Profiles in Literature Series, 1970), Крэйк «Элизабет Гаскелл и английский провинциальный роман» (Elizabeth Gaskell and the English Provincial Novel, 1975), Лэнзбери «Элизабет Гаскелл: роман социального кризиса» (Elizabeth Gaskell: The Novel of Social Crisis, 1975), Джерин «Элизабет Гаскелл: биография» (Elizabeth Gaskell: A Biography, 1976), Эссон «Элизабет Гаскелл» (Elizabeth Gaskell, 1979). А в 1977 году появились две библиографии: Велша «Элизабет Гаскелл: аннотированная библиография» (Elizabeth Gaskell: An Annotated Bibliography, 1929–1975, 1977) и Селига «Элизабет Гаскелл: справочник» (Elizabeth Gaskell: A Reference Guide, 1977). [7, c.14]

Работа Фрискстедт «Мэри Бартон» и «Руфь» Элизабет Гаскелл: вызов христианской Англии» (Elizabeth Gaskells Mary Barton and Ruth: a Challenge to Christian England, 1982) раскрывает социальный и религиозный подтексты романов. Отдельные главы посвящены описанию жизни в Манчестере того времени и особенностям вероисповедания унитарианской церкви.

Имя Элизабет Гаскелл встречается в двух томах «Словаря биографий писателей» (Dictionary of Literary Biography). В 21 томе «Викторианские романисты до 1885» (Victorian Novelists before 1885, 1983) Эдгар Райт повествует об основных этапах жизни и творчества писательницы, а так же анализирует критическую литературу по этой теме. 144 том посвящен биографам писателей XIX века (19th –century British Literary Biographers, 1994). В нем миссис Гаскелл выступает как биограф Шарлотты Бронте. Барбара Митчелл сравнивает жизни двух писательниц, рассказывает об их дружбе, о процессе написания книги и о противоречивых отзывах современников.

В «Критике литературы XIX столетия» (Nineteenth-century Literature Criticism) Гаскелл отмечена в четырех томах. В 5 (1984) и 70 (1999) томах собраны эссе и письма, посвященные произведениям Гаскелл на протяжении всей ее литературной карьеры. В 97 (2001) — работы о «Крэнфорде», в 137 (2004) — о «Мэри Бартон».

В конце XX века выходят новые биографии Гаскелл: авторитетное исследование Аглоу «Элизабет Гаскелл: привычка сочинять» (Elizabeth Gaskell: A Habit of Stories, 1993), личные переживания писательницы в книге Чэппла и Аниты Вилсон «Дневники Элизабет Клегхорн Гаскелл и Софии Холлэнд» (The Diaries of Elizabeth Cleghorn Gaskell and Sophia Isaac Holland, 1996), работа Анны Ансворт «Элизабет Гаскелл: независимая женщина» (Elizabeth Gaskell: An Independent Woman, 1996), описание детства и юности Гаскелл Чэпплом «Элизабет Гаскелл: юность» (Elizabeth Gaskell: The Early Years, 1997).

В XXI столетии интерес к произведениям Гаскелл не угасает, ее популярность растает. Опубликовано продолжение коллекции ее писем (Chapple and Alan Shelston Further Letters of Mrs. Gaskell, 2003). [6, c.187] В новой биографии «Элизабет Гаскелл: литературная жизнь» (Elizabeth Gaskell: A Literary Life, 2002) Ширли Фостер показывает связь жизни и творчества писательницы, какие события отражены в произведениях. Автор кратко пересказывает и анализирует основные работы Гаскелл.

Очень полезна для изучающих творчество Гаскелл книга под редакцией Джил Мэтьюс (The Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell, 2007). В ней собраны эссе исследователей, отражающие многогранность таланта писательницы.

Особую роль в переосмыслении литературной репутации Гаскелл играет общество ее имени (Gaskell Society). Образовано оно было в 1985 году после празднования 175-ой годовщины со дня рождения писательницы. Находясь в Натсфорде, общество поддерживает связи с Америкой, Японией и Италией. Влияние этой организации и ее журнала на статус Гаскелл трудно переоценить. Со времени появления общества почти половина исследований, посвященных жизненному и творческому пути писательницы, была опубликована в их журнале.

Статьи о Гаскелл так же можно встретить в журнале Кембриджского университета «Викторианская литература и культура» (Victorian Literature and Culture). В них читатель найдет современный взгляд на ее романы.

Еще одним подтверждением популярности произведений Элизабет Гаскелл и признания ее таланта является экранизация романов писательницы. Под влиянием общества Гаскелл в 1999 году ВВС выпускает мини-сериал «Жены и дочери». За этой успешной работой выходят «Север и юг» в 2004 году, «Крэнфорд» в 2007 и «Возвращение в Крэнфорд» в 2009.

Таким образом, положение Гаскелл в литературной критике претерпевало постоянное изменение, но в настоящее время большинство исследователей склоняются к мнению, что она — одна из ведущих романистов своего времени, а ее произведения — классика английской литературы XIX века.


Литература:

  1. Nineteenth-century Literature Criticism, vol.5. edited by Laurie Lanzen Harris, Sheila Fitzgerald.Emily Wade Barrett (associate ed.) — 1984

  2. Thiele D.“That There Brutus”: Elite Culture and Knowledge Division in the Industrial Novels of Elizabeth Gaskell / /Victorian Literature and Culture: Cambridge University Press, № 35,2007. P.263–285.

  3. Wright E. Elizabeth Cleghorn Gaskell // Dictionary of Literary Biography, Vol.21, 1983. http://lang.nagoya-u.ac.jp/~matsuoka/EG-DLB.html

  4. Foster S. Elizabeth Gaskell: A Literary Life. Houndmills Basingstoke Hampshire: Palgrave Macmillan, 2002. 202p.

  5. Mitchel B. Elizabeth Cleghorn Gaskell// Dictionary of Literary Biography, Vol.144, 1994. P. 97–107.

  6. The Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell/ ed. by Jill L. Matus. Cambridge University Press, 2007. 211p.

  7. Fryckstedt M. C. Elizabeth Gaskell’s Mary Barton and Ruth: A Challenge to Christian England. Uppsala: Studia Anglistica Upsaliensia, 1982. 213p.

Основные термины (генерируются автоматически): роман, творчество писательницы, письмо, произведение, работа, время, книга миссис, литературная репутация, Манчестер, смерть писательницы.


Задать вопрос