Аксиология дискурса англоязычного протестантизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крылова, М. В. Аксиология дискурса англоязычного протестантизма / М. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1862/ (дата обращения: 16.12.2024).

Аксиология [др.греч.á&Ia / axia ценность, достоинство + ... логия] учение о ценностях, т.е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Под ценностью понимается «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать „иное” и сохранять в памяти прошлое [10, c. 788]. Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не свойствами этих объектов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческих интересов и потребностей; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях [11, c. 313]. Проблема ценностей – вечная проблема, современная и актуальная и для сегодняшнего дня, – связана с вопросами о полезном и вредном, добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недопустимом, прекрасном и безобразном, об идеале и благе. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества [2, c. 241]. Ценности занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений.

В.И. Карасик отмечает, что нормы институционального дискурса отражают ценности социума в целом и ценности определенной общественной группы, которая образует институт [5, c. 293]. Любая религия представляет определенный запас ценностей, накопленных человечеством. По мнению В.И. Карасика, ценности религиозного общения сводятся к ценностям веры, таким, как, например, признание Бога, понимание греха и добродетели, спасение души, ощущение чуда, соблюдение обрядов. Специфика рассматриваемого дискурса состоит в том, что если в других типах институционального общения ценности могут быть скрытыми, подразумеваемыми и выводимыми (с таким положением дел мы сталкиваемся, в частности, в деловом или научном дискурсе), то в религиозном общении суть дискурса состоит в открытом утверждении ценностей [4, c. 9].

В системе любой религии вера1 занимает центральное место. Вне веры в сверхъестественное невозможна сама религия, ее культовые и институциональные формы. Не случайно слово «верующий» идентифицируется в нашем сознании с понятием «религиозный человек». Религиозная вера определяется отношением человека к Божеству и проявляется в признании Его бытия, в доверии и верности Ему.

Формирование религиозного дискурса связано с процессом институции религиозной веры: церковь как форма институции веры создавалась для сохранения знания-истины, которое «рождается» вне форм институции.

Религиозный дискурс является одним из важнейших компонентов деятельности человека, поскольку вербально реализует весьма существенную его потребность – потребность в вере как концепте ценностной ориентации внутри пространства бытия. Не случайно Гегель в своей классификации потребностей уделил потребности в вере столь много внимания [3]: любая деятельность Homo Sapiens включает в себя целеполагание, а целеполагание предусматривает наличие ориентационной точки отсчета для дальнейшей деятельности. Такой точкой отсчета оказывается когнитивно освоенная человеком система ценностей и бытийных постулатов, которые он аксиоматично принимает и защищает от внешнего внедрения и попыток трансформации, пытаясь сохранить их в целостном и неизменном виде.

Подобным образом рождается сначала концепт веры, а затем с течением времени и в результате рекурсивного оперирования этим концептом возникает догмат веры. Догмат веры, как правило, непосредственно связан с ценностно-когнитивными ориентирами человека как полноправного члена сообщества: веруя, он сопоставляет свои представления о вере с представлениями о ней себе подобных, интегрируя их в национальный концепт [6, c. 438].

Религия как преимущественно институциональный тип коммуникации в том или ином ее виде пронизывает все прочие коммуникативные пространства именно при помощи и благодаря универсальности / интегративности концепта, которым она оперирует – концепта веры. Вера и доверие представляют собой основания для бытийной организации социума и существования каждого отдельного его члена (там же). Концепт «Вера» является автохтонным концептом, т.е. концептом исторически сформировавшимся в пределах определенного дискурса, в данном случае религиозного, и именно он определяет внутреннюю логику этого дискурса. Вера является базовой ценностью, которая приводит человека к выстраиванию всей последующей иерархии ценностей; оказывает сильное влияние на функционирование как государственных и общественных институтов, так и на бытие индивида [1, c. 83].

В английском языке наиболее четко различается вера теоретическаявера в то, что естьbelief (1. the mental act, condition, or habit of placing trust or confidence in another; 2. mental acceptance of and conviction in the truth, actuality, or validity of something) и религиозная вераfaith2 (1. the theological virtue defined as secure belief in God and a trusting acceptance of God’s will; 2. the body of dogma of a religion). В дискурсе англоязычного протестантизма слово faith означает доверие или вера в Бога. Важным составляющим данного концепта в религиозном дискурсе является: вера - это убежденность в чем-то и вера - это признание истинности бытия Бога [1, c. 83-84]. Исследование обнаруживает ряд лексических единиц и фразеологизмов, которые возникают и употребляются именно в дискурсе англоязычного протестантизма (the Belief, belief in God, implicit faith, to walk by faith и т. д.).

С начала своего существования протестантизм не был единым. Впоследствии в русле протестантизма возникло множество разнообразных самостоятельных христианских деноминаций, церквей и сект, объединенных общностью своего происхождения от Реформации. Каждая из протестантских церквей и сект самостоятельна в административном и религиозном отношении.

Англикане гармонично сочетают в своей догматике учение католической церкви о Спасении / Salvation с помощью церкви и учение протестантизма о Спасении через личную веру. Англиканский Символ веры (The Thirty Nine Articles of the Church of England) (принят в 1563 г.) состоит из 39 пунктов, он признает: филиокве3, принцип Sola scriptura, учит о спасении единственно верой / solo fide (без добрых дел4): «We are accounted righteous before God, only for the merit of our Lord and Saviour Jesus Christ by Faith, and not for our own works or deservings: Wherefore, that we are justified by Faith only is a most wholesome Doctrine, and very full of comfort, as more largely is expressed in the Homily of Justification» (Article 11). Принимает только символические таинства крещения и евхаристии, отвергает догмат о чистилище, не признает почитание и призывание святых.

Методисты исповедуют 25 из 39 тезисов англиканского Символа веры. Отмечается спасительная функция добрых дел: «We don't believe in just one or the other, just faith or works. We believe in both. Both faith in Christ and good works are necessary for eternal life».

Исповедуя Бога, явившегося в мир в Христе, баптисты не признают необходимость посредничества Церкви для спасения, таинства крещения и причащения считают символическими обрядами. Крещение баптисты совершают исключительно над взрослыми людьми как обряд прихода к вере. Водное крещение (крещение по вере) – заповедь, данная Христом и свидетельство веры и послушания Господу, обещание Ему доброй совести. Принимают крещение рожденные свыше, принявшие Слово Божие и Иисуса Христа как Спасителя и Господа: «Baptism is commanded of all who possess Saving Faith and truly believes that Jesus is the Christ and shows forth Repentance by their daily walk. Baptism is dipping or immersion in water». Баптисты верят во Второе пришествие Иисуса Христа в силе и славе в День Господень, воскресение мертвых и Страшный Суд, после которого праведные обретут вечное блаженство, а нечестивыевечные мучения: «There will be a general judgment in which all persons will come before the Judgement seat of Almighty God. Those that have not the benefit of Christ's saving love will be justly judged guilty and go to everlasting punishment. The beloved of God will be judged not guilty because of the cleansing power of the Perfect sacrifice Jesus Christ and inherit the Joys of eternal life».

Центральное учение адвентистов заключается в скором пришествии Иисуса Христа на землю, конце мира и установлении тысячелетнего царства Христова на небе: «The second coming of Christ is the blessed hope of the church, the grand climax of the gospel. The Saviour's coming will be literal, personal, visible, and worldwide... The almost complete fulfillment of most lines of prophecy, together with the present condition of the world, indicates that Christ's coming is imminent. The time of that event has not been revealed, and we are therefore exhorted to be ready at all times. (Titus 2:13; Heb. 9:28; John 14:1-3; Acts 1:9-11; Matt. 24:14; Rev. 1:7; Matt. 24:43, 44; 1 Thess. 4:13-18; 1 Cor. 15:51-54; 2 Thess. 1:7-10; 2:8; Rev. 14:14-20; 19:11-21; Matt. 24; Mark 13; Luke 21; 2 Tim. 3:1-5; 1 Thess. 5:1-6.)».

В момент пришествия Христа воскреснут все умершие: воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда как грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с Сатаной окончательному уничтожению: «When He returns, the righteous dead will be resurrected, and together with the righteous living will be glorified and taken to heaven, but the unrighteous will die». По прошествии 1000 лет Христос с адвентистами вновь спустятся на ранее опустошенную землю, где наступит вечное блаженство: «The second resurrection, the resurrection of the unrighteous, will take place a thousand years later. (Rom. 6:23; 1 Tim. 6:15, 16; Eccl. 9:5, 6; Ps. 146:3, 4; John 11:11-14; Col. 3:4; 1 Cor. 15:51-54; 1 Thess. 4:13-17; John 5:28, 29; Rev. 20:1-10.)». Адвентисты не признают бессмертие души, ад и рай. Душа, по их мнению, также смертна, как и тело. Адвентисты считают, что душа умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее, они утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить.

В своем вероучении пятидесятники большое место отводят новозаветному повествованию о сошествии «Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. В результате чего апостолы получили дар пророчествования, «говорения» на многих языках. На основе этого пятидесятники утверждают, что «Святой Дух» может воплотиться в любом верующем, если он будет искренне в это верить и страстно молиться: «The Pentecostal baptism with the Holy Spirit is a GIFT. You can’t earn it. You can’t “become good enough” to receive it. We are baptized in the Holy Spirit entirely as a gift from God». В результате молитв верующий, как и апостолы, получит якобы возможность «разговаривать с Богом» на «ангельском наречии», обращаться к Богу с любыми просьбами, пророчествовать. Это будет свидетельствовать о богоугодности человека и служить условием приобщения к секте. Само такого рода общение с Богом называется обрядом «крещения Святым Духом», вершиной, главным моментом которого как раз и является глоссолалия («говорение на иноязыках»), что якобы свидетельствует о получении верующим божественной благодати: «Speaking in Tongues (Glossolalia) is the Initial Evidence of the Baptism with the Holy Spirit. Speaking in Tongues is for today and for you! ». Местные «пророки» и «пророчицы» стараются перевести на понятный язык бредовые выкрики молящихся, как правило, в интересах руководителей общины. Молитвы проходят в обстановке крайнего психического возбуждения и экзальтации [7, c. 148]. Данная вера в глоссолалию составляет ту особенность пятидесятничества, которая отвергается подавляющим большинством христиан и протестантов [8, c. 147-148]. Пятидесятники признают символические таинства водного крещения и причастия (Вечерю Господню) и обряды бракосочетания, благословения детей, молитвы о больных, рукоположение.

С точки зрения квакеров, истинное христианство заключается не в догматах, не в богословских системах или символах веры, а в непосредственном озарении каждого человека от Духа Святого: «The heart of Quakerism is the belief in an Inner Light, a part of God's spirit that dwells in every human soul». Именно Святой Дух просвещает человека и направляет его к нравственному совершенству. Личное непосредственное озарение квакеры ставят выше Писания, которое толкуют в соответствии с личным озарением: «The Scriptures are very useful, but are a subordinate source whose validity springs from the Spirit. They contain the minimum necessary information for salvation, if assisted by the Holy Spirit, but alone are not an adequate primary rule of faith, practice, or individual Christian faithfulness». На своих собраниях после чтения Священного Писания они отводят время для так называемого «творческого молчания». В молчании и внутренней сосредоточенности каждый из участников собрания ожидает момента сошествия Святого Духа. Если кто-нибудь чувствует озарение, будь то мужчина или женщина, образованный или неграмотный, старец или юноша, он немедля начинает поучать собрание и пророчествовать, его наставления принимаются как откровение свыше, которыми следует руководствоваться в вере и жизни. Исходя из своих основных положений, квакеры отвергли церковную иерархию, а также все таинства, включая крещение и причастие. Лицо Иисуса Христа квакеры отождествляют с лицом Святого Духа, его воплощение и земную жизнь они относят к таинственному рождению и обитанию в душе человека [9, c. 227].

Бог, которому поклоняются мормоны, не есть верховное божество, а специальный бог планеты Земля. Он – существо материальное, телесный организм, существующий в пространстве и времени. Хотя в кратких символах веры мормоны употребляют христианскую формулу Троицы, в их вероучительных книгах разъясняется, что в Боге Земли сосуществуют два божественных лица – Отец и Сын, а третье есть лишь безличная энергия, исходящая от обоих [9, c. 231]: «The Holy Ghost is different from God and Jesus. While God and Jesus Christ have a body of flesh and bones-like ours, but perfected-the Holy Ghost does not. His spirit has the form of a person, but it isn’t made of flesh and blood. He can be in only one place, but He can work everywhere, and take care of many people at once. We don’t know a great deal about His workings, but we do know what He does». Этика мормонов очень проста: единственная добродетель, преобладающая над всеми остальными, есть безусловная вера и беспрекословное подчинение священному начальству. Единственным большим грехом является недоверие к пророку или провидцу, получающему откровения свыше, ослушание, невыполнение его указаний. Кроме собственных священных книг, мормоны признают Библию со своими поправками к ней. Своеобразным является понимание мормонами божественной сущности Иисуса Христа, который у них фактически не отличается от людей, являясь не столько божеством, сколько «нашим старшим братом». Такое понимание сущности Христа определяет и отношение мормонов к искупительной жертве Христа. Мормоны учат, что смерть Христа искупила только прошлые, но не будущие грехи людей, и поэтому (в соответствии с протестантской точкой зрения) человек должен зарабатывать спасение добрыми делами. Чтобы спастись, верующий должен не только верить в Христа, но и креститься водой, каяться в грехах, подчиняться учению и наставлениям руководителей своей церкви, совершать добрые дела, а также подвергнуться крещению Духом Святым посредством наложения рук [9, c. 232]: «We believe that the first principles and ordinances of the Gospel are: first, Faith in the Lord Jesus Christ; second, Repentance; third, Baptism by immersion for the remission of sins; fourth, Laying on of hands for the gift of the Holy Ghost». Спасение для представителей мормонской церкви – постепенный процесс превращения человека в Бога. Когда личность достигает божественного состояния, она способна создавать собственные миры и населять их. Этот процесс обожествления все новых созданий продолжается согласно их учению вечно. Мормоны признают таинства причащение хлебом и водой, крещение, производимое по достижении восьми лет через полное водное погружение. Существует и заместительное крещение для мертвых [9, c. 233]. В целом, мормоны считаются весьма маргинальной версией протестантизма; многие религиоведы сомневаются даже в их принадлежности к Христианской Церкви.

В основу вероучения «Свидетелей Иеговы» положены протестантские принципы отвержения церковного Предания и свободного изъяснения Писания. Базисом своего вероучения иеговисты признают Библию, но для «исследования» Библии они создали собственный перевод Священного Писания - «Новый всемирный перевод» / «The New World Translation of the Holy Scriptures», специфика которого обусловлена особенностями иеговизма. Иеговистское толкование книг Священного Писания носит чрезвычайно субъективный характер. Оно приспособлено для обвинения традиционных христианских конфессий в умышленном искажении Библии и для объявления себя «истинными христианами, истинными верующими». Вместе со Священным Преданием иеговисты отвергли и церковную иерархию (называя ее «коварной организацией диавола»), а также монашество, святых, отцов церкви и др. [9, c. 240]. Отрицая единосущность Троицы, иеговисты почитают главным образом Бога-Отца, которого и называют Иеговой: «God the Father (whose name is Jehovah) isthe only true God». Иисус Христос согласно их учению является единородным сыном верховного Бога Иеговы. Иисус не равен Отцу и на Земле он был не Богом, а человеком: «Jesus was God's first creation. Jesus Christ is not equal to God in power or eternity (i.e. age). When Jesus was on earth he was a perfect human being, but he was not divine in any way». Святой Дух, третья составляющая Троицы, в религиозной концепции иеговистов – власть Иеговы и «Божия невидимая действующая сила», которая участвовала в сотворении мира. С помощью Святого Духа Иегова по своей воле может влиять на сознание людей [9, c. 241]. Иеговисты по-своему интерпретируют догмат об искупительной жертве Иисуса, отождествляемого со Словом-Логосом. Несмотря на то, что иеговисты признают безгрешность Христа, по их учению, Христос «только частично искупил человеческие грехи»: смерть Иисуса очистила людей от первородного греха. Но после этого люди сами должны заслужить свое спасение. Тем самым иеговисты отвергают христианское учение о спасении: Христос, по их версии, даровал людям лишь возможность будущего спасения, которое необходимо заработать в земной жизни. Таким образом, отвергая в своем истолковании Священного Писания все основные догматы традиционного христианства (в том числе и положения, признаваемые большинством направлений в протестантизме), иеговисты фактически отрицают божественность Иисуса Христа, спасительное значение его смерти, бессмертие души, загробную жизнь, телесное вхождение в Царство Небесное [9, c. 244]. Сформировав свое вероучение на основе протестантской традиции, иеговисты тем не менее по существу уже не являются христианской конфессией. Крайне произвольное толкование практически всех ключевых моментов содержания Священного Писания, неприятие почти всех христианских догматов и таинств, нетерпимое отношение к другим церквям и сектам, жесткая иерархия организационной структуры, агрессивная пропаганда иеговистского вероучения позволяют говорить о Свидетелях Иеговы как о секте, предвосхитившей в своей деятельности многие отличительные черты нетрадиционных религиозных культов (неокультов) [9, c. 247].

За основу вероучения Армии спасения взято евангельское учение, но акцент сделан на моральных аспектах христианства. Вероучение Армии спасения отвергает традиционные таинства. Считается, что Дух Святой может воздействовать на каждого из членов Армии, и благодаря этому подвергшийся сошествию Святого Духа будет спасен [9, c. 235]: «We believe that repentance towards God, faith in our Lord Jesus Christ and regeneration by the Holy Spirit are necessary to salvation». Внешние действа (марши, забота о неимущих, походы на сатану и т.п.) заменяют здесь Церковь Христову и ее дух. Англиканская церковь обозначила Армию спасения как «противохристианское учреждение» [12, c. 48].

Таким образом, в ценностном содержании вероучений имеется немало общего у религиозных течений в дискурсе англоязычного протестантизма, однако можно говорить и об отсутствии догматического единства между ними.


Литература:

1. Арутюнян Н.Л. “Faith”/”Belief” как ключевой концепт религиозного дискурса (Четвертая типологическая школа: Международная школа по лингвистической типологии и антропологии. Ереван, 21–28 сентября 2005г. Материалы лекций и семинаров. М: РГГУ, 2005. 371с., стр.83-84).

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие – М.: Знание, 1998. – 304с.

3. Гегель Г.В. Философия истории. // Собр. соч. Т. VIII. Философское наследие. – М.: Мысль, 1977. – 544 с.

4. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. – Сб. науч. трудов. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 5-19.

5. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 476 с.

6. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса / А.В. Олянич. – Волгоград: Парадигма, 2004. – 507с.

7. Павловский В.П. Основы религиоведения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -239с.

8. Протестантство / Авторы-сост. А.А. Грицанов, В.Н. Семенова. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 384 с. – (Религии мира).

9. Религиоведение: Учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; Под ред. М.Я. Ленсу и др. – Мн.: Новое знание, 2003. – 446с.

10. Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.:, Академический проект, 2004. – 864с.

11. Философский словарь студента / Под общ. ред. В.Ф. Беркова и Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003 – 352с.

12. Христианство от А до Я. / Сост. Н.А. Добрина – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 384с

1 Вера – один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. Нерелиг. В. проявляет себя как уверенность в ком-нибудь или в чем-нибудь. Нередко В. называют сумму убеждений, вероучение и даже религию.

2 Слово faith имеет различное употребление, однако центральное значение – это эквивалентность словам belief или confidence. Объектом веры может являться либо человек (или неодушевленный предмет), либо утверждение (или основа утверждения, например, religious credo).

3 исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque)

4 Значение добрых дел для спасения отрицается, хотя добрые дела трактуются как «плоды веры», указывающие на ее истину.

Основные термины (генерируются автоматически): Святой Дух, вера, Священное Писание, ценность, англоязычный протестантизм, Бог, иеговист, религиозная вера, религиозный дискурс, спасение.