Театр эпохи Реставрации и возникновение жанра английской героической драмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 776 раз

Библиографическое описание:

Морозова, М. Н. Театр эпохи Реставрации и возникновение жанра английской героической драмы / М. Н. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38556/ (дата обращения: 18.11.2024).



Театр эпохи Реставрации по сравнению с театром Возрождения и театром Просвещения исследован мало. Огромное количество интереснейших работ посвящено изучению сцены времен Шекспира, Дж. Чепмена (George Chapman 1560–1634), Т. Деккера (Thomas Dekker 1570–1632), Б. Джонсона, Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Не меньшее внимание уделяется творчеству представителей английского театра XVIII века — Г. Филдинга (Henry Fielding 1707–1754), Д. Гаррика (David Garrick 1717–1779), О. Голдсмита (Oliver Goldsmith?1730–1774), Р. Шеридана (Richard Brinsley Sheridan 1751–1816). Однако, гораздо меньше мы знаем о сценическом искусстве XVII века, о драматургии Афры Бен (Aphra Behn 1640–1689), Н. Ли (Nathaniel Lee 1653–1692), Т. Отвея (Thomas Otway 1652–1682), В. Конгрива (William Congreve 1670–1729), В. Уичерли (William Wycherley 1640–1716), Дж. Фаркера (George Farquhar 1677–1707).

Это тем более странно, что время кризисов и нестабильности всегда вызывают повышенный интерес исследователей, а английский театр XVII века как раз и представляет собой явление сложное и противоречивое.

Театры того времени были вынуждены строиться за городской чертой, так как совет общин Лондона запрещал реализовывать патент на театр из-за больших скоплений народа и возможности нарушения общественного порядка. До появления профессионального театра в Англии существовало несколько трупп актеров, которые давали представления при дворе или в лондонских тавернах. До нас дошли сведения о двух таких труппах. В 1564–67 гг. появляются сведения о труппе Хансдона, покровителем которой был Генри Карей, лорд Хансдон (Henry Carey, 1st Lord Hunsdon), в 1585 году он стал Лордом Чемберленом и труппу переименовали в труппу Чемберлена. Просуществовав под этим именем до 1603 года, когда Джеймс I взял их под свою опеку, актеры превратились в Королевскую труппу. C последней и связано появление театра в Лондоне в 1576 году. Организовал этот театр Джеймс Бёрбейдж (James Burbage), актер и плотник. Когда в 1597 году истек срок аренды, сыновья Бёрбейджа разобрали театр и использовали тот же материал при строительстве всем известного «Глобуса», сгоревшего в 1613, реконструированного в 1614 и снесенного в 1644.

Вторая труппа изначально была известна под именем труппы лорда Ховарда (1576–79 гг.), в 1585 — она стала труппой Адмирала, став, наконец, труппой Палсгрейва, в 1600 году актеры основали театр Фортуна.

За короткий промежуток времени в Лондоне появилось огромное количество театров: Rose Theatre (1586), Swan Theatre (1596), Red Bull Theatre (1600–5), Blackfriars Theatre (1608) и т. д. Одним из основных новшеств театра Реставрации стало появление профессиональных актрис: Нелл Гвин (Nell Gwyn 1650–1687), Анна Брайсгёдл (Anne Bracegirdle 1663–1748), что придавало представлению большую реалистичность и повышало интерес к театральным постановкам.

После 1588 года, в период укрепления буржуазии и нового дворянства, в условиях национального подъема, вызванного борьбой с Испанией, английская драматургия достигает своего расцвета. Это связано с появлением целого поколения «университетских остряков» («university wits»), группы профессиональных драматургов, которые взяв на вооружение традиции национального театра, создали новую, самобытную драму. В числе остряков были Джон Лили (John Lyly 1554–1606), Кристофер Марло (Christopher Marlowe 1564–1593), Роберт Грин (Robert Greene 1558–1592), Томас Нэш (Thomas Nashe 1567–1601), Томас Лодж (Thomas Lodge 1557–1625), Джордж Пиль (George Peele 1556–1596) и Томас Кид (Thomas Kyd 1558–1594), эти молодые выпускники Оксфорда или Кембриджа, не чуждавшиеся экспериментов и пробовавшие себя в разных жанрах, вплоть до драматического попурри, подготовили почву для творчества Шекспира.

В этот период на английской сцене доминируют трагикомедии, драма ситуаций заменяет драму характеров, художественные образы отличаются многогранностью и объемностью, появляются новые жанры, например, «драма мести», мода на которую установилась после «Испанской трагедии» Томаса Кида («The Spanish Tragedy» 1589). Создававшаяся под непосредственным влиянием трагедий Сенеки, драма мести обычно начиналась с появления страждущего духа или неправедно обиженного человека, взывающего к своему потомку или другу с просьбой об отмщении. Дальнейшее действие пьесы всецело посвящалось исполнению этой мести. Примерами подобного жанра можно считать «Гамлета» и «Тита Андрония» В. Шекспира, «Трагедию мстителя» С.Тернера (Cyril Tourneur «The Revenger’s Tragedy», 1606), «Белого дьявола» Д. Уэбстера (John Webster «The White Devil», 1612), «Подмену» Т. Мидделтона (Thomas Middleton «The Changeling», 1622 и другие. К новым жанрам можно отнести и так называемую «черную комедию», примером которой является, например, «Антонио и Мелинда» Д. Марстона (John Marston, «Antonio and Melinda», 1599).

Таким образом, английские драматурги плодотворно занимались творчеством, часто вступая друг с другом в споры по поводу главных задач драматургии («война театров» Б. Джонсона и Марстона). И все-таки, несмотря на покровительство аристократии, в глазах пуритан, отрицающих воспитательное значение искусства, театр — источник порока и разврата, а актер — богопротивное существо. Надо сказать, что театральные нравы и в самом деле были довольно свободные; и на сцене, и в зрительном зале царила полная непринужденность. Театр становится объектом нападок и насмешек за вольность и распущенность как среди публики, так и на сцене.

В начале XVII века происходит резкое разделение драмы по сословным и классовым признакам. Появляется буржуазная драма Т. Хейвуда (Thomas Heywood 1574–1641) и Т. Деккера (Thomas Dekker 1572–1632), трагикомедии и романтические драмы Бомонта и Флетчера. На сцену выходят пьесы Ф. Мессинджера (Philip Massinger 1583–1639/40), Дж. Шерли (James Shirly 1596–1666), Д. Форда (John Ford 1586–1639), которые часто исполнялись труппами мальчиков (boys companies),чрезвычайно популярными в первом десятилетии XVII века. Однако, в 1613 году, после завершения творческой деятельности Шекспира английская драма приходит в упадок. Один за другим уходят из жизни В. Шекспир, Ф. Бомонт, Д. Флетчер, Т. Мидлтон (Thomas Middleton 1580–1627), Дж. Чапмен (George Chapman 1559–1634), Д. Марстон, Б. Джонсон, Т. Хейвуд, а 2 сентября 1642 года, английский парламент закрывает театры и запрещает всякие представления. В 1644 году снесен шекспировский «Глобус», в 1649 — театры «Фортуна» (Fortune Theater) и «Феникс» (Phoenix Theater), в 1649 — «Блекфрайэрс» (Blackfriars Theater). Тем не менее, после провозглашения республики и прихода к власти Кромвеля, когда борьба пуритан против театра лишилась своей политической остроты, решения парламента стали потихоньку обходить. Началось все с постановки отдельных сценок в частных домах, ну а в последние годы Протектората при дворе Кромвеля идут уже целые спектакли. Первые попытки возродить английский театр принадлежат Уильяму Дэйвенанту. Поэт-лауреат с 1638 года, он сражался за роялистов в гражданской войне, посвящен в рыцари в 1643 году, бежал от революции в Париж, вместе с Каули, Уоллером и Гоббсом, в 1649 году захвачен войсками Кромвеля и посажен в Тауэр, был освобожден при содействии Мильтона и в 1656 году написал и поставил пьесу «Осада Родоса» («The Siege of Rhodes»), явившуюся первой английской «оперной трагедией». Основанная на «Общей истории турков» Ричарда Кноллса (Richard Knolles (?1550–1610) «General History of the Turks» 1603), она сочетала в себе черты героической драмы и музыкального произведения (её рифмованные диалоги перемежались песнями и хором). После возвращения Карла II именно Давенант получает один из двух патентов на открытие театра, обуславливающий монополию в театральном деле. Второй патент получил Томас Киллигрю (Thomas Killigrew 1612–1683), автор популярных в то время трагикомедий, вернувшийся в Англию в свите Карла II.

Так образовались две конкурирующие труппы: Герцогская, возглавляемая Давенантом, и Королевская, под руководством Киллигрю. Первоначально они размещались в небольших зданиях со зрительным залом ярусного типа. Дворяне и богатые буржуа размещались в ложах на уровне большого просцениума, простой люд — в тесном райке под самым потолком. Сцена освещалась большой люстрой и чадящими лампами у края рампы. Вот в таком театре, в здании бывших теннисных кортов Гибсона, где разместилась Герцогская труппа, 5 февраля 1663 года и была поставлена первая трагикомедия и единственная прозаическая пьеса уже известного в то время поэта Джона Драйдена «Необузданный кавалер».

Первой английской героической пьесой стала «Королева Индейцев» Драйдена и Ховарда. Учитывая вкусы Карла II, известного своей любовью к рифме и пьесам французского образца, они создали жанр, позволивший им применять разнообразные сценические эффекты. По стилю, манере постановки, декорациям и костюмам «Королева индейцев» была несомненным открытием для зрителей того времени.

Перемешав в своей пьесе любовь и ненависть, дружбу и предательство, месть и раскаяние, преступление и подвиги, Драйден и Ховард тем не менее весьма непринужденно обходят правила построения классицистической драмы: не соблюдают единство места — действие происходит сразу в двух странах; весьма затруднительно представить себе, как в течение 24 часов один народ и одерживает победу, и терпит поражение; не соблюдают и единство действия — сюжетных линий как минимум две (историей любви и со своего рода преступление и наказание). Пути героев, в принципе, определены, обусловлены принципом поэтической справедливости. Главный герой — Монтесума позволяет своей ярости и чувству мести одержать верх над разумом, он совершает предательство, переходит на сторону врага, однако авторы, симпатизирующие своему персонажу, незамедлительно находят ему оправдание: ведь перейдя на сторону ацтеков он, как выясняется, приносит победу своему собственному народу. Этот человек обладает определенной жизненной целью, и это придает его характеру особую энергию и масштаб, а, следовательно, в качестве приза должен получить то, к чему стремиться. Один из наиболее интересных персонажей пьесы — Дземпоалла; Этот поистине отрицательный персонаж явно выигрывает на фоне положительных героев. Эта женщина, раздираемая противоречиями, как и Монтесума, твердо идет к намеченной цели, но умеет и проигрывать. Лишившись всего — власти, сына, надежды на любовь — она находит в себе силы сама прервать свою жизнь. Так что можно лишь предполагать, кого авторы имели в виду, называя свою пьесу «Королева индейцев», законную королеву Амексию, или захватчицу Дземпоаллу.

Надо сказать, что «Королева индейцев» вызвала не только восторженные отзывы зрителей, в том числе и известного театрала Семюэла Пипса, но и резкую критику, упреки в слезливости и мишурном блеске, чему противоречили огромные кассовые сборы и борьба театральных компаний за право постановки.

Пьесу «Королева Индейцев» в какой-то степени можно считать первым этапом возникновения жанра героической пьесы, именно создание этого произведения подтолкнуло Драйдена не только к написанию целого ряда подобных пьес, но и к детальному теоретическому обоснованию этого жанра, которое органично вливалось в литературно-эстетическую концепцию Джона Драйдена.

Литература:

  1. Alssid, M. W. Dryden rhymed heroic tragedies. A critical study of the plays and of their place in Dryden’s poetry. Vol.1–2. Salzburg, 1974
  2. Barber C. L. The Idea of Honour in the English drama 1591–1700 // Gothenburg Studies in English, Goteborg, № 6, 1957
  3. English drama: forms and development: Essays in honor of Muriel Clara Bradbook/ Ed. by Marie Axton a. Raymond Williams.-Repr.-Cambridge etc.: Cambridge Univ. Press, 1979.
  4. Brown, L. English dramatic form, 1660–1760: An essay in generic history. New Haven; London: Yale univ. press, cop., 1981 p120
  5. Алексеев М. П. О связях русского театра с английским в к. XVII — н.XVIII веков//Ученые записки ЛГУ. 1944.№ 72.
  6. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967
Основные термины (генерируются автоматически): театр, Англия, жанр, зрительный зал, Лондон, труппа.


Задать вопрос