В статье рассматриваются различные теории, с позиции которых исследуются профессии и профессиональные траектории: даётся анализ идеям таких социологов, как М. Сакс, Э. Дюркгейм, А. Флексиер, Т. Парсонс, М. Р. Смит, Р. Дингуэлл, М. Вебер. Представлены признаки профессии в позиции разных подходов, определены особенности исследования профессиональных траекторий на современном этапе.
Ключевые слова: профессия, профессиональная траектория, разделение труда, социальное неравенство, структурно-функциональная теория, стратификационная теория, макро- и микроуровни.
На протяжении продолжительного времени исследование профессий и профессиональны траекторий в социологии носили точечный характер. Как правило, фрагменты подобных исследований входили в состав общесоциологических теорий, а также в отдельные разделы социологии (например, в раздел «Экономическая социология»).
Со временем начали своё формирование самостоятельные социологические подходы к изучению профессий и профессиональных траекторий.
М Сакс выделил ряд подходов к изучению профессий с позиции социологии: функционалистский, интернационалистский, неомарксистский, структуралистский и монополистический [4].
К настоящему времени сформированы отдельные социологические концепции профессий и профессиональных траекторий. Они разделены по определённым уровням социологического анализа.
Первая граппу социологических концепций и теорий исследуем профессии и профессиональные траектории на макроуровне в качестве соответствующих структурных образований. Данная теория берёт своё начало в трудах К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Так, Г. Спенсер писал о том, что отдельные профессиональные группы возникли в ходе разделения труда. И в связи с тем, что в человеческом обществе продолжается социальная эволюция, со временем возникают всё новые и новые профессии, которые впоследствии также образуют целые группы. Функция образующихся профессиональных групп состоит в объединении и сплочении людей одной профессиональной принадлежности, защите их интересов, дальнейшем профессиональном росте в данном направлении.
В основе данной теории лежат позитивные убеждения о профессионалах как о людях, владеющих определёнными навыками, намеренными развивать их и приносить пользу обществу своими профессиональными качествами. Результатом при этом становится повышение уровня жизни.
Карл Маркс полагал, что возникновение профессий напрямую связано с развитием рыночных отношений. Первое профессиональное действие возникло в ходе появления обмена в человеческом обществе. Появление отдельных профессий произошло на основе разделения труда и возникновения понятия «товар» [3].
Э. Дюркгейм создал масштабный труд под названием «О разделении общественного труда. Метод социологии» в 1893 году. Здесь он рассматривает возникновение многообразия профессий как результат появления социального неравенства. При этом в профессиональных группах он видел инструмент, способствующий сглаживанию индивидуального эгоизма. Однако на это способна не любая профессиональная группа: она должна быть структурированной и организованной. В качестве образцовых профессиональных групп автор отмечал профессиональные объединения врачей, педагогов, судей, священников, полагая, что в данных специализациях присутствует глубокая профессиональная этика. Дюркгейм противопоставлял этим объединениям профессии «экономического» характера: предпринимателей и наёмных работников, которые считал распространителями индивидуального эгоизма и усиления конфликтов в профессиональной сфере [2].
А. Флексиер в своей работе «Является ли социальная работа профессией?» выделяет ряд определённых критериев профессиональной деятельности: интеллектуальный характер труда, научная основа профессии, высокая степень личной ответственности профессионала, существование определённой системы профессионального обучения, общественная польза профессии. Данная работа стала базовой для изучения профессий и профессиональных траекторий в западной социологии [7].
В основе структурно-функциональной теории изучения профессий и профессиональных траекторий положено учение Т. Парсонса [8]. Этот социолог разделяет понятия «профессия» и занятие». Он полагал, что занятия включают в себя большое многообразие форм деятельности (общественная работа, бизнес и т.п). При этом профессиями могут быть только ограниченные формы интеллектуального труда, а именно деятельность врачей, юристов, преподавателей и священнослужителей. Развитие общества во многом связано с успешностью деятельности профессионалов. Отличие профессионалов от бизнесменов в первую очередь связано с бескорыстием первых и преобладанием альтруистического подхода в трудовой деятельности. Парсонс выделяет следующие черты, характерные для профессии: профессиональное образование, профессиональные компетенции, общественные условия, которые определяют эффективность и полезность образования и умений профессионала.
Стратификационная теория изучения профессий и профессиональных траекторий в социологии характерна для современных западных социологов. В соответствии с данной теорией профессии и профессиональные группы лежат в основе социального неравенства. Так, М. Р. Смит в 2002 году указывал, что существуют категории населения, которые имеют профессию значительно более низкого уровня по сравнению с остальными представителями населения. При этом основным критерием является уровень заработной платы. Это может быть обусловлено различными факторами: например, особенностями образования, гендерными факторами и др. При этом такая проблема, как низкий уровень оплаты труда профессионала, нередко связывают с принадлежностью к какой-либо социальной группе [5].
Р. Дингуэлл, также основываясь на стратификационной теории, отмечает, что сами профессии, а соответственно и профессиональные траектории, не являются константным понятием: в связи со сменой общественных условий, с повышением уровня развития общества происходит изменение особенностей профессиональной деятельности. Какие-то профессии становятся ненужными и постепенно исчезают, какие-то, напротив, приобретают особую актуальность, а ещё ряд профессий только появляется. При этом автор указывает, что существует преемственность между разными профессиональными группами [6].
С позиции микросоциологического анализа профессии и профессиональные траектории рассматриваются с позиции особенностей профессиональных коммуникаций, взаимосвязи, существующей между профессионалами. Основателем данного подхода является М. Вебер. Он полагает, что особенности профессиональной деятельности не стоит сводить только к экономическому и социальному устройству: важно принимать во внимание жизненный путь индивида, его способности, склонности, качества личности, интересы и многое другое. Во многом все эти особенности определяют тот профессиональный класс, в которых входит индивид: класс собственников, класс стяжателей, социальный класс. Те индивиды, которые имеют профессию, относятся к стяжательному классу. Данный автор рассматривает профессиональную деятельность как творческую и полагает, что к этому понятию применимо слово «призвание». Например, призвание для политика — это стремление сделать лучше жизнь народа, и только обладание данным качеством сделает из политика истинного профессионала [1].
На современном этапе развития социологии при изучении профессий и профессиональных траекторий, как правило, используется интегративный подход. Он предполагает изучение различных особенностей профессий профессиональных траекторий с использованием различных концепций. При этом оптимальный подход может быть обеспечен, если используются макро- и микроподходы.
Литература:
1. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 147–156
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 575 с.
3. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 23 т. М.: Госполитиздат, 1960. — 907 с.
4. Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — С. 36–56
5. Смит М. Р. Анализ рынков труда в канадской социологии // Экономическая Социология. — 2003. — Т. 4. — № 5. — С. 95–117.
6. Dingwall R. Professions and social order in a global society // Revista Electrónica de Investigación Educativa. — 2004. — Vol.6 — №. 1.
7. Flexner A. Is Social Work a Profession? // Research on Social Work Practice. –2001. 11: 152
8. Parsons T. Professions and social structure // Social Forces. — 1939. Vol. 17. — № 4. — Р. 457–467