Исследование глобального экологического управления и роль ООН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Ахмедова, Ш. А. Исследование глобального экологического управления и роль ООН / Ш. А. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109295/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: международное и глобальное экологическое управление, ООН, национальные интересы.

Современный мир сталкивается с рядом серьезных проблем, связанных с изменением климата, потерей биоразнообразия, загрязнением окружающей среды и другими экологическими вызовами. Данные проблемы требуют международного вмешательства и координации, чтобы найти устойчивые решения. В этих реалиях глобальное экологическое управление становится необходимостью для сохранения биоразнообразия, обеспечения устойчивого развития и преодоления глобальных вызовов.

В зарубежной литературе одинаково часто используются два термина — международное экологическое управление («international environmental governance») и глобальное экологическое управление («global environmental governance»). Однако первый термин преимущественно используется в официальных документах Организации Объединенных Наций для описания деятельности Организации в области экологии, координации сотрудничества, разработки политических рекомендаций, проведения исследований, обеспечения соблюдения многосторонних договоров и интеграции экологических вопросов в национальные стратегии развития через развитие потенциала и проектную деятельность организаций системы ООН[1].

Второй термин, «глобальное экологическое управление», имеет более широкий контекст и отображает формирующийся подход к управлению окружающей средой, основанный на широком круге участников, который в настоящее время не имеет четких организационных рамок (при этом ООН выступает лишь одним из элементов этой системы). Различие между глобальным и международным уровнями управления направлено на демонстрацию разнообразия участников управления, которые могут действовать независимо от государств и межправительственных организаций. В общем смысле, в западной литературе глобальное экологическое управление понимается как совокупность организаций, политических инструментов, финансовых механизмов, правил, процедур и норм, регулирующих отношения в области глобальной окружающей среды на международном уровне [1].

Тем не менее, наличие большого количества организаций, занимающихся экологическими вопросами, само по себе не является признаком международного управления. Управление предполагает наличие организующего начала — совокупности взаимосвязанных структур и организаций, в рамках которых разрабатываются общие согласованные нормы и правила. В современном мире таким организующим началом служит Организация Объединенных Наций, которая является крупнейшим межправительственным форумом. Негосударственные участники в большей степени ориентируются на сотрудничество и партнерство с существующими структурами ООН, вместо того чтобы создавать собственные, хотя, конечно, есть исключения.

Мы будем говорить о международном экологическом руководстве, потому что оно закладывает основу для глобального сотрудничества, которая выражается в следующем:

— Формирование глобальной экологической повестки дня

— Создание и поддержание международных экологических режимов;

— Менеджмент взаимосвязанных и часто взаимодействующих организаций;

— Активная разработка специальных инструментов и механизмов сотрудничества для преодоления политических и институциональных ограничений;

— Распространение влияния контроля на все уровни — перефразирую как политолог, от глобального до локального.

Обычно аргументируется необходимость международного управления окружающей средой тем, что глобальные проблемы, которые нельзя решить на уровне отдельных стран и силами только государства. Однако эта необходимость сотрудничества имеет более фундаментальные причины. Глобализированная модель развития человечества буквально «обрекает» на глобальное регулирование антропогенных воздействий на окружающую среду [3].

Из политологической перспективы часто подчеркивается, что глобализация создает новые вызовы для национальных и международных систем управления. Взаимозависимость государств и глобальные экологические проблемы требуют участия различных акторов, включая государства, международные организации, и общественные группы, в разработке и реализации мер и политики для защиты окружающей среды. Политологи также рассматривают влияние глобализации на структуру власти в мире, а также воздействие этого процесса на принятие решений в области экологии и устойчивости.

Одной из основных характеристик глобальной экосистемы является ее глубокая взаимосвязанность, которая преодолевает государственные границы и политическую организацию. Компоненты природной среды взаимосвязаны не только между собой, но и с человеческим обществом. Изменения, происходящие в обеих средах, существенно влияют друг на друга. В последние десятилетия отношения между человеком и природой претерпели радикальные изменения, и биосфера перешла в новое состояние [2]. По мере развития человек вовлекает в хозяйственную деятельность все больше пространств, что воздействует на понятие окружающей среды как дикой природы. Важно учитывать экологические аспекты при принятии политических решений и разработке стратегий развития, чтобы обеспечить устойчивость глобальной экосистемы и сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Понимание и оценка взаимосвязи между природной средой и человеческим обществом являются критически важными для разработки эффективных политик в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Реакция на изменения в экосистеме и природных ресурсах должна быть обсуждена на международном уровне с соблюдением принципа неделимости глобальной экосистемы. Политика должна стремиться к устойчивому взаимодействию человека и природы, минимизации негативного влияния на окружающую среду и обеспечению устойчивого использования природных ресурсов.

В прошлом экологический ущерб от воздействия человека на экосистемы вызывал катастрофические последствия на местном и региональном уровнях, однако сегодня становится очевидно, что негативные последствия распространяются на весь земной шар. Мы наблюдаем обратные связи, когда глобальные процессы порождают локальные проблемы. Один из ярких примеров — изменение климата, вызванное увеличением выбросов парниковых газов и разрушением природных экосистем. На сегодняшний день существует множество данных, указывающих на необходимость срочного снижения потребления ресурсов и кардинального пересмотра существующей модели развития. Уже сформулированы научные подходы, включая методики оценки стоимости экосистемных услуг, что позволяет преодолеть «невидимость» природы в рыночной экономике. Как политолог, я считаю, что политические решения должны быть направлены на сокращение экологического негативного воздействия и разработку устойчивой модели развития, учитывающей экологические аспекты.

Как поясняется в аналитическом докладе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, в настоящее время существует более 500 международных соглашений и договоров, большинство из которых касаются сохранения морской среды и биоразнообразия. Такая ситуация, особенно в развивающихся странах, привлекла внимание политологов, привела к несоответствиям между нормативной и аналитической работой, а также к повышению оперативного уровня управления окружающей средой.

Поэтому в Стратегическом документе ООН «Повестка дня на 21 век» признается важность разработки национальных программ устойчивого развития в развивающихся странах. Они основаны на Рамочной программе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) и стратегиях сокращения масштабов нищеты, поскольку только комплексный подход может снизить уровень бедности и достичь других целей благосостояния людей.

Концепция «зеленой экономики» представляет собой стратегию, направленную на повышение эффективности и снижение экологических рисков в производстве, что важно как для человека, так и для окружающей среды. Эта концепция может быть применима к различным технологическим процессам и отраслям, а также к различным услугам обществу [4].

В ходе анализа можно утверждать, что изменения структуры и функционирования органов ООН в контексте экологической безопасности требуют дополнительных усилий и корректировок. Несмотря на общее стремление к международному сотрудничеству, на практике преобладают национальные интересы, что мешает разработке и принятию глобальных экологических программ. Политологи считают, что мировое сообщество пока не готово к эффективному реагированию на вызовы в области охраны окружающей среды, что может иметь катастрофические последствия. Следовательно, необходимо стимулировать развитие творческого потенциала в рамках ООН, вовлекая активного участия представителей всех мировых политических сил, для преодоления экологического кризиса и разработки системы международного экологического управления на основе наднациональных правовых инструментов.

Литература:

  1. Adil Najam, Mihaela Papa, Nadaa Taiyab Global Environmental Governance: A Reform Agenda / Global Environmental Governance: A Reform Agenda // International Institute for Sustainable Development, — 2006
  2. Frank Biermann, Philipp Pattberg, Harro van Asselt, and Fariborz Zelli The Fragmentation of Global Governance Architectures: A Framework for Analyses // Global Environmental Politics. — 2009, № 9:4 — P. 14–40
  3. Е. А. Близнецкая/ Международное экологическое управление: ключевые вопросы осуществления и перспективы, С-149
  4. Глобальная экологическая перспектива 4 (ГЕО): окружающая среда для развития. ЮНЕП, 2007 С.386

[1] Официального определения международного экологического управления не существует. Его принято формулировать, исходя из функций системы ООН по данному направлению

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, глобальное экологическое управление, глобальная экосистема, международный уровень, устойчивое развитие, международное управление, международное экологическое управление, природная среда, современный мир, человеческое общество.


Ключевые слова

национальные интересы, ООН, международное и глобальное экологическое управление

Похожие статьи

Роль ООН в развитии международного экологического права

В статье проводится анализ становления и развития международного экологического права в рамках деятельности ООН. Исследуется необходимость кодификации норм по исследуемой проблеме.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Влияние глобализации на экономику России

Глобальная нестабильность и проблемы стратегического менеджмента

В статье рассмотрены причины нестабильности мировой экономики. Раскрыты последствия глобализации. Определены проблемы стратегического менеджмента.

Явление принципа суверенного равенства государств как идейность международной практики

Общая проблематика в противодействии терроризму на фоне эволюции кризиса международных отношений

Понятие и сущность международной безопасности

В статье проведено исследование международной безопасности через призму формируемого на международном уровне политико-правового института безопасности человечества и национальная безопасность.

Международное климатическое финансирование как инструмент снижения антропогенного воздействия на окружающую среду

В статье рассматривается возможность перехода экономики на путь устойчивого развития с учетом формирования оптимального набора инструментов климатической политики. Значительное внимание в работе уделяется системе международного климатического финанси...

Правовое регулирование климата в условиях «зеленой» экономики

Роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенного сотрудничества

Похожие статьи

Роль ООН в развитии международного экологического права

В статье проводится анализ становления и развития международного экологического права в рамках деятельности ООН. Исследуется необходимость кодификации норм по исследуемой проблеме.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Влияние глобализации на экономику России

Глобальная нестабильность и проблемы стратегического менеджмента

В статье рассмотрены причины нестабильности мировой экономики. Раскрыты последствия глобализации. Определены проблемы стратегического менеджмента.

Явление принципа суверенного равенства государств как идейность международной практики

Общая проблематика в противодействии терроризму на фоне эволюции кризиса международных отношений

Понятие и сущность международной безопасности

В статье проведено исследование международной безопасности через призму формируемого на международном уровне политико-правового института безопасности человечества и национальная безопасность.

Международное климатическое финансирование как инструмент снижения антропогенного воздействия на окружающую среду

В статье рассматривается возможность перехода экономики на путь устойчивого развития с учетом формирования оптимального набора инструментов климатической политики. Значительное внимание в работе уделяется системе международного климатического финанси...

Правовое регулирование климата в условиях «зеленой» экономики

Роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенного сотрудничества

Задать вопрос