Проблема загрязнения окружающей среды берет свое начало от самых ранних цивилизаций до наших дней. Развитие общества сопровождали различные кризисы, которые выражались в негативном воздействии на природную среду. В результате появления аграрного общества вмешательство в экологию стало распространенным явлением по всему миру. В XX веке начали создаваться международные организации и экологические движения; они указывали на то, что материальные блага, которыми сейчас пользуются, сопряжены с экологическими издержками. В конце XX века экологические проблемы приобрели глобальный характер и стали особенно актуальными. В обществе сложилась такая ситуация, при которой развитие человеческой цивилизации ставит выживание людей под реальную угрозу экологической катастрофы. Именно поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены с помощью совместных усилий государств, для чего необходимо их объединение и международное сотрудничество. Спасение человечества от экологического бедствия должно являться мировой объединяющей идеей.
Ключевые слова: международное право, международные организации, экологические движения, экологическая безопасность, международные документы, глобальные экологические проблемы.
Международное экологическое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между государствами для обеспечения экологической безопасности на мировом уровне, которая сложилась в пределах современного международного права.
Международная экологическая безопасность представляет собой систему норм права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций, которые обеспечивают надлежащее использование и охрану природных объектов. А. С. Шишко отмечает, что «экологическая безопасность — совокупность правовых, организационных и материальных гарантий охраны окружающей среды каждого государства от вредоносного воздействия, источники которого расположены за пределами определенного государства» [14].
Предметом международной экологической безопасности являются экологические отношения относительно тех природных объектов, использование и охрана которых требует координации действий пограничных государств или мирового сообщества в целом — Мировой океан, воздушный бассейн, космическое пространство, Антарктида, подверженные угрозе вымирания животные и т. п.
Цель экологической безопасности — предупреждение экологических бедствий как условие сохранения нашей цивилизации. Представленная концепция имеет прямую связь между защитой природной среды и обеспечением безопасности населения. Юридическое содержание принципа экологической безопасности заключается в обязанности государства надлежащим образом осуществлять свою деятельность, чтобы уменьшить экологические стрессы не только на локальном и национальном уровнях, но и на глобальном. Действия одного государства не должны причинять вред другим.
Международная экологическая безопасность направлена на развитие такого характера отношений между странами, которые бы гарантировали сохранение и воспроизводство окружающей среды. Для экологической безопасности необходимо устойчивое развитие всех государств, внедрения экологических основ в систему государственной и международной политики, т. е. осуществление «экологической политики».
Международная защита прав человека осуществляется специализированными структурами: комитет Организации Объединенных Наций по правам человека, Европейский суд при Совете Европы.
Организация Объединённых Наций (ООН) является одной из самых значимых международных организаций. Под ее руководством осуществляет свою деятельность ЮНЕП — программа, содействующая координации защиты окружающей среды на общесистемном уровне. Ее роль состоит в разработке глобальных экологических проектов, которые могут служить базовой для определения системы ценностей людей на планете [11]. По своей юридической природе ЮНЕП относят к вспомогательному органу ООН, но предусмотрена определенная автономия в случае принятия решений.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принимает заявления, в которых утверждается, что договаривающееся государство нарушило экологическое право человека, названное в конвенции или дополнительных протоколах к документу, участником которых является государство-член. Суд также гарантирует заявителю справедливую компенсацию.
Действуют и другие специализированные международные межправительственные организации ООН, которые решают глобальные экологические вопросы. ЮНЕСКО проводит работу по программе «Человек и биосфера», занимается исследованиями социально-экономических факторов развития и взаимоотношений между человеком и природной средой. MAГАTE принимает нормы безопасности и защиты от радиации, в том числе разрабатывает меры для безопасной перевозки радиоактивных веществ и утилизации отходов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучает вопросы охраны здоровья людей в аспекте их взаимодействия с природой; она способствует обеспечению экологической безопасности, включая надлежащее водоснабжение и питание. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО) осуществляет деятельность, цель которой заключается в усовершенствовании производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесного хозяйства и рыболовства; она также содействует инвестициям в аграрный сектор, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, разработке новых и возобновляемых источников энергии. Международная морская организация (ИМО) обеспечивает безопасность на море и организует защиту окружающей среды, решает юридические вопросы безопасности мореплавания. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) занимается прогнозированием вероятных природных бедствий. Подобный подход дает возможность защитить население планеты от отрицательных последствий и позволяет регулировать влияние человека на природу; одним из первостепенных направлений деятельности является защита окружающей среды и повышение социально-экономического благополучия человека, включая решение проблем в сферах продовольственной безопасности, транспорта и распределения водных ресурсов. На основе ВМО осуществляется сотрудничество в области метеорологии, климатологии, гидрологии и геофизики.
Одной из важных международных неправительственных экологических организаций является «Гринпис». Ее деятельность заключается в исполнении природоохранных программ, уведомлении населения о возможных и существующих экологических проблемах, защите права граждан на благоприятную окружающую среду, привлечении сторонников для участия в экологических программах [12].
Поскольку предотвращение загрязнения окружающей среды возможно путем объединения, основой сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование.
Впервые на глобальном уровне в 1972 г. Стокгольмская декларация определила начальные подходы к разрешению экологических вопросов [1]. Так, в 26-м принципе указано: «Люди и окружающая их среда должны быть застрахованы от возможного использования ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. Государствам следует достигнуть скорейшего достижения договоренности в функционирующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении представленных видов оружия». Эта декларация не обладает обязательной юридической силой, однако имеет нормотворческое значение. Закрепленные в ней принципы, касающиеся защиты воздушного пространства и морской среды от загрязнения, предотвращения всемирного ядерного конфликта, а также другие нормы приобрели спустя некоторое время утверждение и распространение в международно-правовой практике государств по охране окружающей среды и в фундаментальных актах (в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).
На фото (рис. 1) представлены делегации государств на Стокгольмской конференции в 1972 году.
Рис. 1. Делегации государств на Стокгольмской конференции в 1972 году
Список международных природоохранных соглашений широк и включает в себя двусторонние и многосторонние международно-правовые договоры, направленные на защиту окружающей среды. В качестве ведущих источников международного права по указанной проблеме выделяются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского союза по правам человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Нормативные правовые акты также классифицируются по природным объектам. По данному основанию можно отметить международные договоры, соглашения и конвенции, которые касаются природных комплексов отдельных регионов — Африки, Антарктики, Арктики и др.; вопросы использования и охраны флоры и фауны, атмосферного воздуха; озонового слоя и т. д.
Влияние и приоритет международных договоров сильно отличаются. К тому же в некоторых соглашениях вопросы по охране природы могут быть второстепенными по отношению к другим предусмотренным целям в документах.
Эколекс содействует с Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП); по состоянию на апрель 2020 года он зарегистрировал около 2000 международных природоохранных договоров [2].
Ключевым на современном этапе международного экологического сотрудничества является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который был подписан в 1963 году более чем 100 странами [3]. А в 1977 году была заключена Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного применения средств, направленных на ухудшение природной среды [4].
Большое значение для международной охраны природы имеют и другие конвенции. Например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года [5], Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года [6], Конвенция о перевозке опасных грузов 1989 года [7].
Проанализируем существенные глобальные экологические проблемы.
Именно распространенные экологические катастрофы в современном мире и связанная с ними угроза всему международному сообществу породили проблему международной и национальной безопасности в области экологии.
Проблема глобального изменения климата, по мнению ученых, возникает в связи с ожидаемым потеплением, причиной которого считаются техногенные выбросы парниковых газов, наделенных способностью задерживать тепловое излучение поверхности планеты, нагретой Солнцем. Увеличение парниковых газов может привести к продолжающемуся потеплению, из-за которого возможно появление таяния полярных льдов, подъема уровня Мирового океана, опустынивания, уменьшения летних осадков на 20–25 % в сельскохозяйственных угодьях. По оценкам ученых, к 2040 году количество CO2 в атмосфере удвоится. Следовательно, климат изменится от 1,5 до 4,50 градусов. К 2040 году также ожидается подъем уровня моря от 8 до 30 см. На данный момент государства Китай и США имеют самую высокую долю выбросов [8].
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы изменения климата можно назвать пересмотр всех стран грамотного использования энергоресурсов и сокращение выбросов парниковых газов. Для этого мировому сообществу следует отказаться от традиционных способов добычи энергии и перейти к альтернативным (например, использовать ветряные электростанции для вырабатывания электричества, устанавливать солнечные батареи и т. д.). Кроме того, следует устранять пробелы в нормативной правовой базе, которая включает нормы, регламентирующие уменьшение выбросов парниковых газов. На сегодняшнее время ряд государств мира взял на себя обязательства, указанные в Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотском протоколе. Правительства некоторых стран принимают законы, направленные на регулирование углеродных выбросов. Климатологи полагают, что для снижения роста температуры в диапазоне до 2 градусов государства до 2050 года должны снизить глобальные выбросы в атмосферу по сравнению с уровнем 1990 года, а к концу XXI века — сократить их число до нуля.
По наблюдениям аналитиков, Россия с 2005 года в среднем сокращала выбросы углекислого газа на 3,6 % ежегодно, Великобритания — на 3,3 %, США — на 2,3 %. Углеродные выбросы сократились незначительно; за последние 15 лет их число составило 1,3 %. Эксперты предполагают, что для устранения существенных изменений климата снижение выбросов углекислого газа должно составлять не менее 6,3 % в каждом году.
Еще одной глобальной экологической проблемой современности можно назвать проблему кислотных дождей, так как выбросы оксидов азота и серы, аммиака и летучих органических соединений за последние 15 лет имеют тенденцию к увеличению. Источниками этих выбросов являются следующие объекты: тепловые электростанции и другие стационарные источники при сжигании ископаемого топлива, топливно-энергетический комплекс, животноводческие фермы. Кислотные дожди могут привести к экономическому ущербу (озера становятся безрыбными; леса высыхают ввиду окисления почвы и как следствие; гибнут животные, оказавшиеся в зоне поражения; у людей могут появиться проблемы со здоровьем — астма, заболевания сердца и легких). Стоит подчеркнуть, что наиболее часто выпадают кислотные дожди в США, Канаде, Китае, Японии, России.
Для разрешения представленной проблемы необходимо внедрение новых технологий в работу тепловых электростанций, топливно-энергетического комплекса, животноводческих предприятий.
Следующей глобальной экологической проблемой считается опустынивание. Оно возникает в результате глобального потепления, вырубки лесов, нехватки пресной воды, интенсивного использования плодородных земель. В России около 50 000 га земли ежегодно перестают использоваться для сельского хозяйства из-за разрушения почвы, что приводит к исчезновению пастбищ. В итоге возникает угроза голода и недостатка воды, — это проявляется в росте инфекционных заболеваний.
Для предотвращения опустынивания в 1994 году в Париже была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех государствах, где такая проблема более распространенная [9]. В России осуществляется программа по борьбе с опустыниванием, в рамках которой организуются различные мероприятия гидротехнического, лесомелиоративного противоэрозионного характера, принимаются восстановительные меры почвы и т. д. Как наглядный пример можно привести строительство и модернизацию гидромелиоративных систем в Алтайском крае и Воронежской области, высадку лесных насаждений в Алтайском крае.
Еще одной серьезной экологической проблемой является уменьшение биоразнообразия. Вымирание нескольких видов вызывает нарушение функционирования всей экосистемы. В качестве примера можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 1950-х годов прошлого века. В итоге нарушился экологический баланс, и размножающиеся насекомые начали уничтожать урожай, листву деревьев. Это привело к массовому голоду в стране и смерти более 35 млн человек.
С целью решения проблемы сохранения биологического разнообразия был принят Стратегический план в сфере сохранения и устойчивого использования биологических объектов. Согласно упомянутому документу все страны обязуются осуществлять меры к сохранению биоразнообразия. В свою очередь правительства государств взяли на себя обязанности по разработке целей и задач, указанных в плане.
Таким образом, с каждым годом увеличиваются факторы, оказывающие негативное воздействие на среду обитания и жизнедеятельность человека. В нынешнее время число токсичных химических веществ, используемых по всему миру, составляет 600 тыс., и к ним каждый год добавляется еще примерно 3 тыс. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн т двуокиси серы, 260 млн т пыли, 75 млн куб. м газа, а также примерно 1 млн т свинецорганические соединений, 20 тыс. т фтористых и хлористых соединений [13]. Основной проблемой, связанной с экологической безопасностью в Российской Федерации, является изменение климата в результате повышения в атмосфере содержания парниковых и озоноразрушающих газов [10].
Подводя итог, стоит отметить, что экологическая функция современных государств заключается в обеспечении достойного качества окружающей среды в условиях активного, экономического становления и развития общества в соответствии с правовыми формами реализации международных отношений. Кроме того, преобладающую роль в данном сегменте отношений должны занимать нормативно-правовые акты, роль и значение которых важны в создании и обеспечении деятельности механизмов государственного сектора в реализации природоохранной функции, учитывая перспективные задачи.
Литература:
- Декларация принципов Стокгольмской конференции 1972 г. // Действующее международное право. М.: МНИМП, 1997. Т. 3.
- Treaties. В: Ecolex. 04.04.2020. URL: https://www.ecolex.org/result/?q=&type=treaty&xdate_min=&xdate_max= — дата обращения 15.04.2023.
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года. URL: http://www.mid.ru/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/JrcRGi5UdnBO/content/id/609152 — дата обращения 16.04.2023.
- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/un/-/asset_publisher/U1StPbE8y3al/content/id/557030 — дата обращения 16.04.2023.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/transboundary.shtml — дата обращения 16.04.2023.
- Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ozone.shtml — дата обращения 16.04.2023.
- Конвенция о перевозке опасных грузов 1989 года. URL: ttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/euro_agreement.shtml — дата обращения 16.04.2023.
- Глобальное изменение климата. URL: http://tass.ru/spec/climate — дата обращения 16.04.2023.
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в наиболее страдающих от него странах 1994 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901893003 — дата обращения 17.04.2023.
- Доклад об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. М., 2016. С. 104.
- Балашенко, С. А. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова. — Минск: World Wide Printing, 1999. — 256 с.
- Белокрылова, Е. А. Правовое обеспечение экологической безопасности / Е. А. Белокрылова. — М.: Фениксъ, 2018. — 445 с.
- Дренгсон А. Р. Преодоление экологического кризиса: От технократа к планетарной личности. М.: ИНИОН, 1991. — 14 с.; 27 с.
- Шишко А. А. Предупреждение трансграничного загрязнения (международно-правовые проблемы). Киев: Наукова думка, 1990.