В статье рассматривается роль деятельности ООН и ее специализированных учреждений в формировании механизмов защиты окружающей средына международном уровне.
Ключевые слова: ООН, ЮНЕП, защита окружающей среды, изменение климата.
ООН — международная организация, созданная для поддержания международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Впервые в истории человечества Устав ООН закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. Первая же строка преамбулы Устава закрепляет: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» [1]. ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и исследуются многие международные проблемы в современном мире, такие как экономика, международная безопасность, здравоохранение, экология, образование и другие.
Очевидно, что тема экологии в наших современных реалиях очень актуальна. Ведь кроме угроз политического, экономического, социального характера существуют и экологические угрозы, которые тоже затрагивают права и свободы всех людей. Хотя в положениях Устава ООН не указывается обязанность защиты окружающей среды и его постоянного развития, но в преамбуле Устава говорится, что ООН будет «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Наряду с этим, в статье 1 части 3 Устава ООН закрепляется одна из основных целей ООН: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [1].
На своей 23-й сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968 года, где постановила созвать конференцию Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, отметив «продолжающееся и все более быстрое ухудшение качеств окружающей человека среды» и его «влияние на условия жизни человека, его физическое, психическое и социальное благосостояние, его достоинства и пользование им основными правами человека как в развивающихся, так и в развитых странах», увязывая таким образом Устав с появляющимся экологическим проблемам [2].
Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, проведенная в Стокгольме с 5 до 16 июня 1972 года, рекомендовала создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), являющейся ведущей программой системы ООН по экологическим вопросам. После Конференции официально была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), функции и организационную структуру которой определила Генеральная Ассамблея в своей резолюции 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972 года [3]:
а) осуществления содействия международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление, по мере необходимости, рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
b) осуществление общего стратегического руководства деятельностью в интересах целенаправленной реализации и координации программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций;
c) получение и проведение обзоров периодических докладов Директора исполнителя ЮНЕП об осуществлении программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций;
d) постоянное проведение обзоров состояния окружающей среды в мире, с тем чтобы возникающие экологические проблемы, которые имеют важное международное значение, соответствующим и надлежащим образом рассматривались правительствами;
e) содействие расширению роли соответствующих международных научных и других профессиональных сообществ в накоплении и оценке знаний и информации в области окружающей среды и в обмене ими и, в случае необходимости, в развитии технических аспектов разработки и осуществления программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций.
На девятнадцатой сессии в феврале 1997 года Совет управляющих ЮНЕП принял решением 19/1 Найробийскую декларацию, в которой роль ЮНЕП была заново определена следующим образом: «Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды» [4].
Приоритетные направления работы ЮНЕП включают следующие области, которые учитываются в ее оперативных задачах и подпрограммах: изменение климата; бедствия и конфликты; управление экосистемами; экологическое руководство; химические вещества и отходы; ресурсоэффективность; регулярные обзоры состояния окружающей среды.
ЮНЕП участвует во многих программах как защита океанов и морей, защита от загрязнений промышленных отходов, горнодобывающих работ, сельскохозяйственной деятельности, эффективное использование природных ресурсов, созданию более чистых и экологически рациональных технологий, ликвидации озоноразрушающих средств и их замена на другие более безопасные вещества. В течение многих лет ЮНЕП выступала в роли катализатора переговоров по другим международным соглашениям, образующим основу усилий ООН по прекращению нанесения вреда планете.
Деятельность ООН в целом направлена на «изменение мира к лучшему» [5]. Общеизвестно, что наиболее обсуждаемой глобальной проблемой является изменения климата. ООН нацелена дать научную оценку этой проблемы, ее последствия на окружающую среду, содействовать на решение этой проблемы и предупреждение новых. В 2007 году 5 июня ООН дала окончательный ответ, что существует глобальная проблема как изменение климата, что это реальный факт и что страны должны объединиться для ее разрешения. В октябре 2007 года на заседании Координационного совета руководителей системы ООН (КСР), исполнительные главы учреждений системы ООН, фондов и программ взяли обязательства по переориентации деятельности своих соответствующих организаций в направлении экологической нейтральности, и разработали Стратегию экологической нейтральности ООН. В частности, они обязались: произвести оценку выбросов парниковых газов организаций системы ООН в соответствии с принятыми международными стандартами; принять меры по сокращению выбросов парниковых газов; проанализировать финансовые последствия и изучить бюджетные условия приобретения углеродных квот с тем, чтобы в конечном итоге достичь экологической нейтральности.
В связи с проведением в скором времени в Париже 21-ой Конференции сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, свои национальные планы действий по климату представили уже 147 стран, на которые приходится более 85 % мировых выбросов парниковых газов (такие страны как Россия, США, Мексика, страны ЕС и другие). На конференции в Париже должен быть подписан документ, который затронет неправительственные организации, региональные структуры, профсоюзы, предприятия. Это соглашение преследует две цели: сокращение на 2°C климатического потепления; ограничение выброса парниковых газов к 2020 году, с целью их прогрессивного сокращения и достижения отрицательного показателя к концу XXI века. В своем интервью Руководитель Программы ООН по окружающей среде Ахим Штайнер объявил, что «вне зависимости о каком аспекте защиты окружающей среды идет речь — об изменении климата, предотвращении загрязнения воздуха или сохранении биоразнообразия — мы в ЮНЕП считаем важным учитывать то, что необходима увязка экономических выгод с сохранением окружающей среды. При переходе к зеленой экономике экономические блага будут стимулировать сохранение окружающей среды. При решении проблемы изменения климата важно не только устранять негативные факторы, но и заниматься развитием определенных областей, как, например, энергоэффективность, низкоуглеродная экономика, возобновляемые источники энергии. При переходе на зеленую экономику создаются дополнительные рабочие места, увеличивается конкурентоспособность предприятий, появляются дополнительные сектора в экономике и развиваются технологии» [6].
Другой проблемой, выявленной в 2005 году по оценке экосистем, стала проблема засушливых районов и пустынь. По мере изменения климата все больше районов будут опустыниваться, что приведет к различным формам деградации земель и к большей бедности населения. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1 января 2010 года по декабрь 2020 года Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием, с целью проведения мероприятий и кампаний по охране засушливых земель. Ответственными за реализацию данной проблемы стали Департамент общественной информации (ДОИ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО), Программа развития ООН (ПРООН) и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
В своей деятельности по защите и развитию экологии ООН затрагивает множества вопросов, такие как поиск глобального решения изменения климата, помощь странам в преодолении последствий изменения климата (глобальный экологический фонд финансирует экологические проекты в развивающихся странах), охрана окружающей среды, защита озонового слоя (совместно с деятельностью Всемирной метеорологической организацией определяет масштаб ущерба, причиненного озоновому слою Земли, для поэтапного отказа от химических веществ и защиты людей от онкологических заболеваний), обеспечение населения питьевой водой (кампания «Вода для жизни» с 2005–2015 года предусматривает сократить вдвое долю населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде), содействие экологической стабильности и регламентации использования ресурсов Мирового Океана (осуществляется мониторинг за глобальным рыболовством и учет запасов рыб).
Как видно из вышесказанного деятельность ООН в сфере экологии имеет первостепенное значение для прав и свобод всех людей на земле. Так как экологические проблемы давно вышли за границы национальных проблем и приобрели глобальный масштаб, их решение представляет большую важность для мирового сообщества. В нынешних условиях ролью мирового сотрудничества является исследование предмета темы и разработки рациональных способов и средств его разрешения.
Литература:
- Устав Организации Объединенных Наций, принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. — М., 1956. С. 14–47.
- Резолюция ГА ООН «Проблемы окружающей среды человека» № 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2398(XXIII)
- Резолюция ГА ООН «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды» № 2997 (XXVII) от 17 декабря 1972г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/273/21/IMG/NR027321.pdf?OpenElement
- Найробийская декларация «О роли и мандате Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде», 7 февраля 1997г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.unepcom.ru/unep/basedocs/narobi-decl.html
- Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, Принятарезолюцией 55/2Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
6. Глава ЮНЕП ждет от России смелых шагов в области экологии/ Радио ООН [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/190873/#.VjYBZ9LhBH0