В связи с быстрыми темпами развития науки и техники в 20–21 веках, усилилось негативное влияние на нашу планету. Начало всему этому дают достижения в области медицины, которая ведет к неуклонному росту населения Земли. Раньше, когда медицина не была столь доступной и совершенной, как в данный период, люди целыми селами, семьями умирали от всякого рода болезней. Сегодня актуальной проблемой для всех людей является плохая экологическая обстановка.
Под экологической политикой мы понимаем всю совокупность мер, используемых для обеспечения долгосрочной экологической безопасности с учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества. Это определение не единственное и не общепринятое. Н. Ф. Реймерс выделил две области в сфере экологической политики 1) глобальную — проведение международно-правовых, политических ограничений в социально-экономическом развитии, а также запасов стран: 2) государственную — социально-экономическую, построенную на понимании позитивных и негативных факторов, связанных с экологическим состоянием территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов. В настоящее время формируется еще сферы, экологической политики — территориальная (в том числе муниципальная) и локальная [1].
Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит и на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования — реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете [2].
Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений. Движение вобрало в себя коллективную обеспокоенность состоянием окружающей среды и объединило совместную деятельность по предотвращению экологических угроз отдельных индивидов, социальных групп, общественных объединений.
Цели, задачи и методы экологического движения и создания экологических организаций зависят от форм и идеологических основаниях, на которых базируется конкретная организация. Научные экологические организации ставят цели научного изучения состояния окружающей среды, составление сценариев и научно обоснованных моделей будущего состояния социоэкосистемы. Общественные организации заняты, в основном, просветительской работой, защитой населения и отдельных экосистем от произвола властей, информированием населения, организацией акций протеста. Экологические партии ставят цель вхождения в высшие органы государственной власти, продвижения своих программных заявлений в национальные проекты, лоббирование экологических интересов населения.
К задачам экологических организаций относится:
- формирование групп интересов и групп давления на социально-политические институты;
- формирование экологической политической элиты общества;
- формирование экоцентрического экологического сознания;
- охрана окружающей среды, исчезающих видов животных и растительности;
- изменение стереотипов повседневного поведения граждан, продвижение экосообразного образа жизни;
- широкое экологическое образование, просвещение и информирование населения.
Методы экологического движения:
- политическая борьба;
- митинги, акции протеста, пикеты, бойкоты;
- публикации в СМИ; — конференции, форумы, парламентские слушания;
- рейды.
Большинство экологических организаций декларируют свою аполитичность. Доминирующими направлениями являются распространение экологической информации, установление связей с другими экологическими организациями, экологический мониторинг. Менее распространенными являются такие направления, как лоббирование экологических интересов, акции протеста [3].
Комплексное рассмотрение экологических вопросов возможно лишь на межгосударственном уровне и осуществляется по программам ООН. Главной из них является Программа по окружающей среде и развитию (ЮНЕП — ЮНЕСКО). Ее целью является активизация научных исследований по природной среде и практических работ в этой области. В основе деятельности ЮНЕП лежит концепция «экоразвития», согласно которой экономическое и социальное развитие возможно совместить с сохранением природной среды в соответствии с законами экологии. ЮНЕП создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года. В состав ЮНЕП входят: Совет Управляющих; Совет по координации охраны окружающей среды; Фонд окружающей среды.
В инициативах ЮНЕП принимает участие Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный в 1948 году. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций — всего свыше 500 членов. От России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и Всероссийское общество охраны природы.
В целом ряде программ ЮНЕП участвует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946 году. ВОЗ занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте влияния состояния окружающей среды; осуществляет санитарный мониторинг; обобщает данные о заболеваемости людей; проводит экспертизу окружающей среды; участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни людей.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 году, также принимает участие в целом ряде проектов по природной среде. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.
Сельскохозяйственная и продовольственная организация при ООН (ФАО), образованная в 1945 году, в рамках своей компетенции сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП, занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проводятся международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.
Международная морская организация (ММО), созданная в 1948 году, взаимодействует с ЮНЕП и другими организациями, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими токсичными веществами. В состав ММО входит Комитет защиты морской среды.
Важные природоохранные функции возложены на Всемирную метеорологическую организацию при ООН (ВМО), созданную в 1947 году. Ее задача — изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Организация действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), работу которой координирует ЮНЕП. Глобальная система мониторинга окружающей среды имеет пять действующих программ: состояние атмосферы, здоровье человека, Мировой океан, трансграничные загрязнения, возобновляемые ресурсы [4].
В 1971 году, на волне протестов против подземных испытаний ядерного оружия и против коммерческой охоты на китов, возникла одна из известных международных экологических организаций «Гринпис», в целях деятельности которого: защита окружающей среды, экологическое образование и пропаганда экологического образа жизни. В поле зрения организации находятся такие глобальные проблемы, как глобальное изменения климата, сокращение тропических и бореальных лесов, чрезмерный промышленный улов рыбы, коммерческий китобойный промысел, развитие генной инженерии, радиационная опасность и сохранение Арктики.
В настоящее время в экологическом движении мира, значимое место занимает Россия. В 1994 году была образована партия «КЕДР», переименованная в 2002 году в Российскую экологическую партию «Зеленые». В 1992 году в РФ открыто представительство международной радикальной организации «Гринпис». В 1996 году организована Гильдия экологической журналистики — одна из самых активных Медиасоюза России. По данным Центра экологической политики России, в 1999 году в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано 17 международных, 21 общероссийское и 26 межрегиональных экологических объединений. Практически во всех регионах, крупных областных городах существуют экологические организации той или иной направленности, но актив движения невелик — 15–20 тысяч человек. Для сравнения: численность сторонников «Гринпис» в США около 435 тысяч человек.
В последнее Россия стала полноправным партнером международных межправительственных организаций, участницей совместных проектов, научных исследований, совместных акций, конференций по экологии. Россия подписала большое число многосторонних и двусторонних договоров в экологической сфере. На сегодняшний день ратифицировано 37 международных и 33 региональных договора по различным экологическим проблемам, еще 5 международных и 9 региональных договоров подписаны, но еще не ратифицированы. Россия принимала участие в разработке основных документов, необходимых для осуществления подписанной в 1991г. в г.Эспоо Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. За короткий срок была ратифицирована Конвенция 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий. На конференции в Люцерне в 1993 году Россия присоединилась к процессу «Окружающая среда для Европы». Россия приняла на себя обязательства по защите от загрязнений морской среды: ратифицировала в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву, Хельсинскую Конвенцию по Балтийскому морю, в частности, обязалась в рамках Декларации по Балтийскому морю прекратить сброс неочищенных или плохо очищенных сточных вод и сократить на 50 % сброс органических веществ, азота, фосфора и тяжелых металлов. В 1998 году был принят План действий и Экологическая программа по Каспийскому морю, наиболее сильно страдающему от загрязнения, браконьерства, сокращения биоразнообразия [5].
С 1991 года Россия сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономики. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе — по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и поддержание готовности к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече стран Арктического Совета в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и научными публикациями. Охраной окружающей среды занимаются многие международные организации: специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные универсального типа, региональные и субрегиональные органы.
Литература:
1. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник, М., изд-во Мысль, 1990.
2. Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике/М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев//Вопросы современной науки и практики. -Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. -2007. -№ 3(9).
3. Яо, Л. М. Социальная экология: учебное пособие/ Л. М. Яо. — Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. — 280 с.
4. Марфенин Н. Н.. Устойчивое развитие человечества. Изд-во МГУ, М.:, 2007 г., стр. 9.
5. Марфенин Н. Н.., Фомин С. А. Ресурсы экополитики в современной России // Россия в окружающем мире: 2003. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.