На протяжении всей своей истории человечество постоянно подвергалось влиянию природных и техногенных катастроф. Они есть причиной того, что уносятся тысячи человеческих жизней, наносится огромный экономический ущерб и в одно мгновение уничтожается все, что было создано за долгие годы, десятилетия или даже столетия. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной задачей государства и состоит из социальной, военной, экономической, экологической и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере. Эта проблема волнует не только россиян, она актуальна для населения всех стран мира.
Экологические проблемы все чаще выходят на первый план в международных отношениях.
Неравномерное распределение природных ресурсов на Земле и стремление владеть тем, чего нет в себе, но есть у соседа, во все времена были причиной любых взаимоотношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют границы и являются невозобновляемыми, эта проблема со временем усугубляется [1; 3].
Интеллект, рациональное производство и использование невозобновляемых ресурсов, защита и воспроизводство возобновляемых ресурсов по мере их истощения и загрязнения будут все больше превращаться из внутренних дел одной страны в человеческую проблему выживания, которая требует установления соответствующих международных отношений.,
В настоящее время одним из первых мест в международных отношениях является проблема рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Уже есть экологические беженцы и экологические войны. Обусловленность государственных границ особенно заметна в районах экологического бедствия. Африка в районе Сахары является примером. Когда-то давно эта пустыня возникла на месте саванны в результате выпаса скота, и в настоящее время растет со скоростью несколько километров в год.
Население и живая природа, спасаясь от голода и жажды, пытаются перебраться на еще более пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровопролитные столкновения. Всем стало ясно, что в принципе невозможно решить экологические проблемы только на национальном уровне. Природный комплекс некоторых стран, особенно малых, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является его частью.
Необходимость международного сотрудничества в области защиты окружающей среды в настоящее время продиктована растущей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, океанов и повышение температуры на планете распространяются не только на страны, где разрешена экологически опасная деятельность, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой Организации Объединенных Наций или на двусторонней основе сотрудничают в целях защиты мест обитания людей, флоры и фауны. Такое взаимодействие основано на ряде общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования окружающей среды. Они содержатся частично в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и обобщаются в решениях наиболее значимых международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества между государствами и народами в этой области. [4].
Негативное изменение окружающей среды на нашей планете стало глобальной проблемой в глобальном масштабе, в которой должны участвовать все страны. Воздействие человека на окружающую среду достигло чрезмерно высокого уровня. Это привело к тому, что на планете практически не осталось естественных экологических систем. Кроме того, многие международные и национальные экологические проблемы вызваны трансграничным антропогенным воздействием на окружающую среду, что делает такое решение возможным только благодаря объединенным усилиям всех государств.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды также усугубляется заботой мирового сообщества о глобальных экологических проблемах, некоторые из которых связаны с охраной природных объектов за пределами действия национальной юрисдикции, таких как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, загрязнение вод океанов и др. [5]
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды играет важную роль в обеспечении экологической безопасности страны; совершенствование международного права окружающей среды; гармонизация законодательства, национальных и международных процедур, критериев и стандартов оценки качества окружающей среды; развитие международной системы стандартизации; противодействие экологическому терроризму.
Для международного сообщества охрана природы является одной из наиболее важных задач, которые необходимо решать для защиты экологических интересов не только сегодняшнего дня, но и будущих поколений. Именно поэтому международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является самостоятельным блоком активной внешнеполитической деятельности российского государства, обусловленной особой значимостью России, обладающей природными ресурсами и стабилизирующей экологический потенциал мирового значения.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области устойчивого природопользования, необходимо в первую очередь:
– продвигать национальные интересы Российской Федерации в указанной сфере международной деятельности;
– создавать экологически безопасные и природные ресурсы, обеспечиваемые переходом Украины к устойчивому развитию путем содействия устойчивому глобальному развитию;
– обеспечить постоянный анализ эффективности участия Российской Федерации в международных природоохранных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций по оптимизации форм и механизмов сотрудничества [6].
Международное сотрудничество России основывается на императивах универсального международного права и международного экологического права (международного экологического права), а также на приоритетах национальной экологической политики. Конкретными принципами международного сотрудничества в этой области являются: принцип неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами; принцип недопустимости причинения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип предварительного уведомления и обмена экологической информацией; принцип минимизации воздействия на окружающую среду и т. д.
В целях обеспечения экологически устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, федеральном и местном уровнях необходимо определить приоритеты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды [7].
В течение последних нескольких десятков лет, под эгидой ООН, был создан ряд международных органов, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного природопользования и охраны окружающей среды, среди которых следует выделить:
– Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация по радиологической защите и другие.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды может осуществляться на нескольких уровнях (глобальном, региональном).
Важную роль в области охраны окружающей среды играет Организация Объединенных Наций, которая на практике реализует совместные международные усилия. В этом направлении, налаживая сотрудничество, с государствами мира, способствуя решению национальных проблем, связанных с охраной природы [2, с. 59].
В соответствии с Уставом ООН и принципов международного права, государства обязаны заботиться о том, чтобы любая деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерб окружающей среде той или иной тстраны среде других стран или районов, находящихся за их пределами
Эксперты ООН отмечают, что решить современные экологические проблемы, существующие в мире, можно путем проведения следующих мероприятий:
1) исследование и анализ основных причин экологиеского кризиса и борьба с его последствиями;
2) привлечение широкой общественности;
3) обеспечение средств правового регулирования;
4) инвестирование в будущее [4].
На региональном уровне также прослеживается активная деятельность институтов власти, направленная на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов.
Международное сотрудничество невозможно без консолидированных усилий государств и их активного участия в деятельности ведущих международных организаций. Речь идет о выполнении финансовых обязательств государств, а также об оптимизации правовых основ сотрудничества, а также об управлении информационными потоками.
Таким образом, в XXI веке экологические проблемы приобрели высокой степени риска для дальнейшей нормальной жизнедеятельности человечества. Как следствие, мировое сообщество объединяется для решения таких проблем, поскольку они требуют высокого научного потенциала, средств для проведения работ, сложного оборудования и согласованных действий.
Основная тяжесть обеспечения реализации политики, направленной на охрану окружающей природной среды, берут на себя международные организации и региональные образования государств.
Россия принимает активное участие в сотрудничестве по охране окружающей среды, направляет усилия на повышение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Литература:
- Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика. — М., 1992. — С. 294.
- Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века: ст. и докл. междунар. конф., Москва, 13–15 мая 2008 г. / В. В. Минаев и др.; под ред. В. В. Минаева. — М.: Издат. центр Российского государственного гуманитарного университета, 2008.– 467 с.
- Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 5–16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, № Р.73. II. А. 14), глава 1.
- Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право: Учебник. Издание 2- е, доп. и перераб. — М.: Международные отношения, 1998. — 624 с.
- Копылов М. Н. Международные организации и охрана окружающей среды. — М., 1994. — С. 274.
- Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать седьмая сессия, Дополнение № 51. — С. 24–27.
- Принципы, касающиеся общих прав и обязанностей. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // МЖМП.1992. — № 4. — С. 207.
- Рачевский А. Н., Данекина Д. П. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в 1996 году. — Мн.: 1997.
- Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ 19 апреля 2017 г. № 176).