Проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 1214 раз

Библиографическое описание:

Гончаров, М. А. Проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды / М. А. Гончаров, Д. А. Болотов. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9340/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации информация получила признание в качестве значимого ресурса, обладающего сильным влиянием на Человека, общество и государство в целом, который охватывает все сферы деятельности, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды. Все это, а также возникающие проблемы с экологическим информированием находятся под пристальным вниманием ученых и юристов. Учитывая множество работ, посвященных исследованию данной проблемы, как российских, так и зарубежных, учебников, комментариев к законодательным актам, результатам практической деятельности, складывается впечатление, что эта тема хорошо отработана. Вместе с тем, ее изучение не прекращается, а наоборот набирает силу. Это объясняется тем, что нет точной формулировки понятий «экологическая информация», какая экологическая информация является «значимой»; не определены точно содержание, виды и источники подобной информации; порядок ее предоставления, юридическая ответственность; требуют особой оценки принятые управленческие экологически значимые решения.

Одним из первых представил актуальную, современную и обоснованную позицию М. М. Бринчук, который в конце 90-х годов, предыдущего столетия, проанализировал правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды, используя комплексный подход к отношениям в информационной сфере в данной области [1, С. 246–284]. Данный подход актуален и сегодня, так как этого требуют эколого-информационные отношения, которые развивались и формировались достаточно долго и получили законодательное закрепление.

Подходы к экологической информации стали принципиально меняться в 1991 году после принятия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», которым впервые в законодательстве Российской Федерации было закреплено право требовать от соответствующих органов предоставление своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Экологическое право граждан в виде права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды получило конституционное закрепление в 1993 году. Принятый спустя 10 лет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не только полностью закрепил эти нормы, но и предусмотрел принципиально важные новеллы для эколого-информационных отношений. Основным принципом охраны окружающей среды законодательно определено соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, расширено содержание экологического мониторинга, а главное — в Законе появилась норма (п. 3 ст. 63) об использовании информации о состоянии окружающей среды и ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга, для принятия управленческих решений. К сожалению, эти примеры единичные и иллюстрируют только положительную динамику развития как самих эколого-информационных отношений, так и законодательства в данной сфере.

Однако, сегодня мы утверждаем о несовершенстве правовых механизмов и законодательства в сфере информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды, поскольку юристами обсуждается перечень проблем и нарушений, связанных: с информированием общественности при проведении оценки воздействия на окружающую среду, при проведении экологической экспертизы. По мнению М. М. Бринчука: «органы местного самоуправления, располагая информацией о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, не информируют об этом специально уполномоченные природоохранные органы, вследствие чего объекты возводятся без проведения экологических экспертиз». В условиях ослабления государственного и муниципального экологического контроля, снижения эффективности экологического управления в целом и правовых мер воздействия в экологической сфере — указанные нарушения самые распространенные в последнее время [2, С. 58–62].

Понятно, почему существует необходимость совершенствования правового регулирования эколого-информационных отношений, причем отделять данный процесс от предметной сферы — природопользования и охраны окружающей среды — недопустимо. Правовое регулирование эколого-информационных отношений зависит и от внешних условий. Нельзя не учитывать, что правовые предписания, определяющие понятие экологической информации, определяющие порядок обмена отдельными видами информации, ее режим отражены не только в природно-ресурсном, экологическом, но и в гражданском, уголовном и ином законодательстве. Поэтому правовое регулирование эколого-информационных отношений необходимо рассматривать во взаимосвязи с экологическим правом, информационным правом, а также другими отраслями права [3, С. 21].

В промышленно развитых странах Запада и Восточной Европы в последние годы активно внедряется системный подход к экологическому управлению (экологическому менеджменту) конкретного предприятия. А такие инструменты экологического менеджмента, как экологический мониторинг, экологический аудит, экологическое страхование, и другие — уже активно применяются в мировой практике. В связи с вступлением России в ВТО, ратификацией Киотского соглашения, других процессов возрастает необходимость в эколого-информационном обеспечении субъектов хозяйственной и иной деятельности, в нашей стране. Неотъемлемой составляющей инструментов экологического менеджмента является информационная составляющая, которая имеет большое значение для осуществления российскими предприятиями экологически обоснованной деятельности, а ее отсутствие либо недостаток — снижает экологическую активность бизнеса, затрудняет формирование его экологической ответственности, задерживает процесс создания новых стимулов и форм экологически правомерного поведения предприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, приводит к другим негативным последствиям. Эти проблемы могут быть решены с помощью организационной, финансовой и информационной поддержки предприятий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в части повышения экологического рейтинга предприятий. С другой стороны, усиление внимания к деятельности российских предприятий, привлечение инвестиций в российскую экономику приводит к существенному возрастанию экологических требований к отечественным предприятиям, влияющим на состояние окружающей среды не только на территориальном, региональном, но и глобальном, трансграничном уровнях, что вынуждает их изменять свое отношение к экологической составляющей своей деятельности [4, С.105].

Обязательным условием осуществления экологически обоснованной хозяйственной деятельности является внедрение международных стандартов, касающихся систем управления качеством окружающей среды (экологического менеджмента) на предприятиях, экологического аудита, методов контроля окружающей среды. При этом возникают проблемы информационно-правового характера, решение которых тесно связано с нормативной правовой базой. Отсутствие Федерального закона «Об экологическом аудите в Российской Федерации» тормозит процесс внедрения экологического менеджмента на предприятиях в соответствии с международными стандартами и требованиями, что в конечном итоге негативно сказывается на экологических и других правах потребителей [5, С.320]. А результат — отсутствие либо недостаточность оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую среду вплоть до глобального уровня, с включением учета отдаленных последствий, связанных с негативным воздействием на окружающую среду продукции конкретного предприятия; низкий уровень внедрения современных систем управления качеством окружающей среды на предприятиях, в частности, из-за отсутствия корреляции между информацией о выбросах и сбросах загрязняющих веществ и данными мониторинга загрязнения окружающей среды и др., что вызывает необходимость повышения требований к качеству работ при проведении экологического аудита для сертификации на соответствие стандарту ИСО 14001. Решение этих и других проблем, связанных с эколого-информационным обеспечением хозяйственной и иной деятельности, необходимо осуществлять с учетом особенностей реализации Федерального закона «О техническом регулировании» 2002 г., налогового, гражданского и другого законодательства.

Правовое регулирование информационного обеспечения экологического управления, по-нашему мнению:

1)        должно основываться на изменениях системы административно-правового регулирования в современных условиях, когда значительная часть общественных отношений (включая сферу природопользования и охраны окружающей среды) основана на принципах демократии и урегулирована элементами рыночного механизма;

2)        его нельзя рассматривать вне законодательства, в первую очередь экологического, которое совершенно справедливо в юридической науке называется в качестве самостоятельного вида правовой информации;

3)        его основы должны быть адекватны современному состоянию общественного развития этой сферы, исходить из выработанных мировым сообществом и закрепленных в международном законодательстве положений устойчивого развития, служить базой для создания механизмов их реализации (в частности, на основе ландшафтного подхода), учитывать зарубежное информационное законодательство в сфере окружающей среды.

Кроме того:

1)        требуют законодательного закрепления концептуальные основы регулируемой сферы, поскольку они имеют принципиальное значение не только для совершенствования законодательства, но и для правоприменительной практики и управленческой деятельности;

2)        необходима научная аргументация при принятии решения по развитию системы органов федеральной исполнительной власти в этой сфере, основанная на идеях последовательного и эффективного обеспечения рационального природопользования и охраны природы;

3)        необходимо продолжить дискуссии по поводу концепции развития экологического законодательства, разработки Экологического кодекса России;

4)        необходимо разработать и принять Федеральный закон «Об экологической информации», направленный на регулирование отношений, связанных с экологической информацией и ее обращением, возникающих в процессе природопользования и охраны окружающей среды. В нем следует предусмотреть: понятие, состав, виды экологической информации и ее источников, а также виды эколого-информационных ресурсов, установив требования к правовому режиму государственных эколого-информационных ресурсов на основе публично-правовых начал регулирования; принципы правового регулирования отношений в области экологической информации (открытости, доступности, достоверности, обоснованности, своевременности, полноты и др.); право граждан и общественных организаций (объединений) на экологическую информацию, определив обязанности уполномоченных субъектов по ее предоставлению, порядок и способы обеспечения доступа граждан и других пользователей к экологической информации; порядок создания и функционирования эколого-информационных систем; порядок обмена и распространения экологической информации; требования защиты права на экологическую информацию и привлечения нарушителей законодательства к юридической ответственности;

5)        необходимо установить в экологическом законодательстве общие требования к порядку и условиям сбора, передачи, получения, предоставления, обмена, распространения экологической информации;

6)        необходима организация и функционирование единых государственных эколого-информационных систем и банков данных, центров информатизации, обеспечивающих эколого-информационное сопровождение органов власти в процессе осуществления ими всех функций экологического управления, а также потребности граждан, общественных организаций и юридических лиц в экологической информации.

Таковы, на наш взгляд, основные положения, касающиеся правового регулирования информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды на основе комплексного подхода.

 

Литература:

 

  1. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, ред. От 2004г. С. 246–284
  2. Васильева М. И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. N 8. С. 58–62.
  3. Копылов В. А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 21.
  4. Гладких С. В. Категория «экологическая деятельность» в экологических науках // Устойчивое развитие: экология и управление природопользованием. М. 1999. С. 105.
  5. Гринь Е. А., Филь В. С. Некоторые правовые проблемы при осуществлении экологического аудита в Российской Федерации. Тенденции формирования науки нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч.2 / Отв.ред. А. А. Сукиасян. –Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 320.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, правовое регулирование, экологическая информация, экологический менеджмент, экологическое управление, достоверная информация, информационное обеспечение природопользования, отношение, Российская Федерация, экологический аудит.