Адаптация учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдакова, Н. С. Адаптация учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра / Н. С. Евдакова, А. А. Коновалова, С. Ю. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109020/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает способы адаптации учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: адаптированные материалы, способы адаптации, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.

Для детей с расстройствами аутистического спектра готовые учебники и рабочие тетради не всегда доступны для понимания, поэтому основным условием реализации адаптированной основной образовательной программы является адаптация учебного материала [1]. Адаптированные материалы разрабатываются преимущественно под конкретного обучающегося, но могут использоваться и для работы с группой детей. Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, они являются универсальными, и могут быть применены на всех уроках: от русского языка до окружающего мира.

Упрощение инструкции к заданию.

  • Используя данный способ адаптации, можно разбить многоступенчатую инструкцию на короткие шаги и записать в виде алгоритма;
  • Заменить сложные для понимания слова и фразы пиктограммами, на которых будет схематически указано, что нужно сделать;
  • Продублировать все устные инструкции письменными;
  • Использовать опорные вопросы, слова, фразы.

Индивидуализация стимульных материалов.

У детей с расстройствами аутистического спектра зачастую есть специфические интересы, которые можно использовать не только в качестве мотивационных стимулов и поощрений, но и при адаптации заданий [2]. Так, можно предложить обучающемуся, которому очень нравится мультфильм «Смешарики», решить математический пример не на счетных палочках, а сосчитать фигурки персонажей из мультика.

Дополнительная визуализация.

Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. На уроках математики при решении задач помимо краткой записи и схемы стоит использовать реалистичную иллюстрацию к условию. При необходимости условие задачи можно разыграть с помощью реальных предметов. При написании изложений и сочинений используются иллюстрации к тексту. Так же, как и работа с текстами, произведениями на уроках чтения не обходится без иллюстраций, диафильмов или видео. Для запоминания основных понятий, свойств, признаков можно разрабатывать ментальные карты, которые удобно собирать в «тетради-выручайки». В такой тетради будут собраны все правила по учебному предмету за определенный класс, разбитые по темам [3].

Минимизация двойных требований.

На уроках часто встречаются задания, содержащие в себе двойные требования: нужно решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и подчеркнуть в нем главные члены предложения и пр. У детей с РАС выполнение таких заданий порой вызывает затруднение. В таком случае следует определить, какая цель первостепенная, сконцентрироваться на ней, а дополнительные требования упростить. Например, при решении задачи обучающемуся можно предложить оформить решение на специальном, заранее заготовленном бланке, в который требуется только вписать известное условие и записать решение (рис. 1).

Бланк для решения задач

Рис. 1. Бланк для решения задач

Таким образом, требования к правильному оформлению задачи в тетради будут снижены, но первостепенная цель «Решить задачу» будет достигнута.

По русскому языку вместо списывания текста из учебника обучающемуся с РАС можно предложить вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке (Рис. 2).

Бланк с адаптированным заданием по русскому языку

Рис. 2. Бланк с адаптированным заданием по русскому языку

Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра характерен замедленный темп работы, что связано со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации. Дети с РАС могут не успевать выполнять все задания по сравнению с другими обучающимися [2]. В такой ситуации рекомендуется предложить меньшее количество заданий, не меняя уровня сложности.

Данный прием адаптации будет необходим ученикам, для которых характерна низкая скорость письма, повышенная утомляемость. Так, изучая новый тип примеров, ребенок с РАС может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а 5, но этого будет достаточно, чтобы отработать конкретный навык. По русскому языку мы можем предложить списать только три предложения (пока весь класс списывает пять), зато синтаксический разбор будет выполнен наравне с другими обучающимися класса.

Упрощение содержания задания.

Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, можно изменить уровень сложности задания [4]. Например, пока на уроке чтения дети читают и пересказывают текст, ученику с РАС можно предложить подобрать к простым предложениям из этого текста соответствующие картинки. При этом, и картинки и предложения будут напечатаны на отдельных карточках. На уроке математики можно вместо примеров на умножение многозначных чисел предложить решить примеры с такими же цифрами, но только на сложение.

Можно выделить несколько основных принципов использования адаптированных учебных заданий:

  1. От уровня особенностей обучающегося зависит уровень адаптации от минимального до значительного.
  2. Задания адаптируются по мере необходимости.
  3. Степень адаптации заданий постепенно ослабляется.
  4. Адаптация задания преимущественно касается объема задания или уровня его сложности [1].

Главный же принцип заключается в том, что основной вид деятельности обучающихся не зависимо от использования обычных или адаптированных заданий не отличается. Например, если все ученики класса на уроке математики решают задачу, то ученик, выполняющий адаптированное задание, в данный момент будет тоже решать задачу. Если на уроке чтения класс участвует в устной беседе, отвечая на вопросы, нужно создать такие условия, чтобы ученик с РАС тоже смог принять участие в этой беседе, используя доступные ему способы. Т. е., при использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция учителя остается общей для всех, и ученики с расстройствами аутистического спектра также как и все ориентируются на учителя.

Таким образом, варианты адаптации учебного материала и заданий довольно разнообразные и касаются различных аспектов: инструкции к заданию, его объема, содержания, уровня сложности. Выбор приема адаптации учебного материала зависит от особенностей конкретного обучающегося с РАС, от уровня сформированности его учебных навыков, интеллектуального развития, особенностей переработки информации. Так, для ребенка, обучающегося по АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) адаптация может заключаться в упрощении инструкции и уменьшении объема задания при сохранении уровня сложности. В то время как для ребенка, обучающегося по АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.3) может быть упрощено содержание задания.

Литература:

  1. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Ресурсный класс: как обучать школьников с расстройствами аутистического спектра: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Книги 1, 2, 3 / Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  2. Загуменная О. В., Хаустов А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 г. — 80 с.
  3. Козорез А., Беспалова А., Гончаренко М., Калабухова А., Лебедева Е. и др. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе / М.: АНО «Ресурсный класс», 2016.
  4. Морозова С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. РБОО Общество помощи аутичным детям «Добро», 2013
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, задание, учебный материал, РАСА, ребенок, русский язык, способ адаптации, урок математики, урок чтения, адаптация заданий.


Ключевые слова

адаптированные материалы, способы адаптации, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Похожие статьи

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Задать вопрос