Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особенности развития речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие речи, формирование речевых навыков.
«В современном мире речь считается главным и многоцелевым видом взаимодействия между людьми в обществе. Речевая деятельность играет огромную роль для всех людей, особенно для детей с РАС» [2].
На ранних этапах онтогенеза потребность в речевом общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношения ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослыми. Современные исследования поведения младенцев (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не выявляют потребность в речевом общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослыми [3].
Рассматривая раннее развитие детей с расстройствами аутистического спектра, можно выделить следующие варианты развития потребности в речевом общении. Первый путь — это уже с первых месяцев ребенку не приятны прикосновения близких, они плохо переносят изменения в режиме дня, не проявляют комплекс оживления, не смотрят в глаза, также не интересуются игрушками. У таких детей поздно формируется речь и познанию к окружающему миру. Второй вариант, напротив, дети развиваются как с сохранным интеллектом, у них есть комплекс оживления, гуление, обращают внимание на предложенную игрушку и могут с ней поиграть какое-то время. Речь развивается быстро, но уже к 2 годам развитие речи может снизится или исчезнуть вовсе. Ребенок перестает откликаться на имя, его сложно чем-то завлечь к игре, ему не требуется присутствие взрослого или сверстника рядом. Могут появится стимы и непонимание обращенной речи. Как правило, дети данной категории больше общаются жестами [1].
С возрастом в речи детей с расстройством аутистического спектра часто встречаются перестановки звуков, наблюдается нарушение грамматического строя речи, неправильное применение местоимений и предлогов. Они не контролируют тембр голоса, ритм речи также нарушен. Чаще встречается непроизвольная вокализация, которая сопровождается взмахами рук, самостимуляцией. Выделяют следующие группы нарушения речи у детей с РАС:
- нарушения речи как следствие задержанного развития;
- речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
- 3.речевые нарушения кататонической природы (вербигерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралингвистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
- речевые феномены вследствие психического регресса;
- расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса [3].
Данная проблема касается не только детей с РАС, но и детей с дефектами речи, так как социализация и адаптация детей данной категории занимает много времени и требуется постоянный контроль и коррекция со стороны специалистов и родителей.
Речь детей с расстройством аутистического спектра требует особого внимания специалистов и чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше. Авторы это описывают так: «Дети с РАС страдают от собственной неспособности наладить социальное взаимодействие, поддерживать контакт с чужим человеком без явного психологического дискомфорта» [4].
«Для них характерны трудности восприятия информации и понимания ситуации общения. Такие трудности вполне понятны и причина — это отсутствие самой потребности в общении, усиленное стремление избегать контактов и нежелания общаться» [2].
В своих работах Л. С. Лебединская, О. С. Никольская выделили четыре варианта состояния речевой сферы у детей данной категории.
«I вариант — дети демонстрируют самые яркие нарушения в развитии. Поведение плохо контролируется, речь отсутствует. Могут случайно произноситься отдельные слова, не направлены на коммуникацию. Со II вариантом развития дети имеют значительную задержку в умственном и в речевом развитии. Они пользуются преимущественно короткими стереотипными фразами — штампами [5]. Для III варианта характерен высокий уровень речевого и интеллектуального развития. Дети, владеют сложными речевыми формами, но не умеют ориентироваться на реакцию других при общении, не способны к конструктивному диалогу. У детей IV варианта — бедная, аграмматическая речь, интонационно невыразительная, нарушено понимание обращенной речи, простых инструкций» [6].
Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволяет ребенку в будущем овладеть основными формами коммуникативного поведения и научиться приспосабливаться к требованиям общества.
«В начале процесса обучения –специалист должен выявить сильные подкрепляющие стимулы и установить их как мотиваторы, минимизировать проявления нежелательного поведения, повысить уровень мыслительных процессов, активизировать сенсорные ощущения» [7].
Для диагностики речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра можно использовать такие метода как: АВА-терапию (прикладной анализ поведения) метод М. А. Лисиной, WP-MAPP и другие.
Таким образом, особенности речи при аутистических расстройствах являются проявлениями качественных нарушений коммуникации и социализации. Речь детей с РАС может быть необычной и по своим паралингвистическим компонентам: интонации, темпу, ритму и громкости. Понимания речи тоже ограничены, и во многом эти ограничения связаны с особенностями сенсорного восприятия [8].
Понимание особенностей и нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра не только улучшает возможности диагностики этих расстройств, но и помогает в процессе коррекции, обучения и взаимодействия с детьми.
Литература:
- Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. — М: Лабиринт,1996
- Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — Москва: 2005. — 320 с.
- Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога /С. С. Морозова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
- Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). — Москва: изд-во «Сигналъ», 2002. — 205с.
- Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — Москва: изд-во «Теревинф», 2006. -148с.
- Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма. — Москва: Исцеление: Альманах, 1993. — 154с.
- Шипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений-. СПб: 2001. — 368 с.