Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 839 раз

Библиографическое описание:

Кандалова, М. В. Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Кандалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 306-307. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90973/ (дата обращения: 15.11.2024).



Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особенности развития речи у детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие речи, формирование речевых навыков.

«В современном мире речь считается главным и многоцелевым видом взаимодействия между людьми в обществе. Речевая деятельность играет огромную роль для всех людей, особенно для детей с РАС» [2].

На ранних этапах онтогенеза потребность в речевом общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношения ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослыми. Современные исследования поведения младенцев (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не выявляют потребность в речевом общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослыми [3].

Рассматривая раннее развитие детей с расстройствами аутистического спектра, можно выделить следующие варианты развития потребности в речевом общении. Первый путь — это уже с первых месяцев ребенку не приятны прикосновения близких, они плохо переносят изменения в режиме дня, не проявляют комплекс оживления, не смотрят в глаза, также не интересуются игрушками. У таких детей поздно формируется речь и познанию к окружающему миру. Второй вариант, напротив, дети развиваются как с сохранным интеллектом, у них есть комплекс оживления, гуление, обращают внимание на предложенную игрушку и могут с ней поиграть какое-то время. Речь развивается быстро, но уже к 2 годам развитие речи может снизится или исчезнуть вовсе. Ребенок перестает откликаться на имя, его сложно чем-то завлечь к игре, ему не требуется присутствие взрослого или сверстника рядом. Могут появится стимы и непонимание обращенной речи. Как правило, дети данной категории больше общаются жестами [1].

С возрастом в речи детей с расстройством аутистического спектра часто встречаются перестановки звуков, наблюдается нарушение грамматического строя речи, неправильное применение местоимений и предлогов. Они не контролируют тембр голоса, ритм речи также нарушен. Чаще встречается непроизвольная вокализация, которая сопровождается взмахами рук, самостимуляцией. Выделяют следующие группы нарушения речи у детей с РАС:

  1. нарушения речи как следствие задержанного развития;
  2. речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
  3. 3.речевые нарушения кататонической природы (вербигерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралингвистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
  4. речевые феномены вследствие психического регресса;
  5. расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса [3].

Данная проблема касается не только детей с РАС, но и детей с дефектами речи, так как социализация и адаптация детей данной категории занимает много времени и требуется постоянный контроль и коррекция со стороны специалистов и родителей.

Речь детей с расстройством аутистического спектра требует особого внимания специалистов и чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше. Авторы это описывают так: «Дети с РАС страдают от собственной неспособности наладить социальное взаимодействие, поддерживать контакт с чужим человеком без явного психологического дискомфорта» [4].

«Для них характерны трудности восприятия информации и понимания ситуации общения. Такие трудности вполне понятны и причина — это отсутствие самой потребности в общении, усиленное стремление избегать контактов и нежелания общаться» [2].

В своих работах Л. С. Лебединская, О. С. Никольская выделили четыре варианта состояния речевой сферы у детей данной категории.

«I вариант — дети демонстрируют самые яркие нарушения в развитии. Поведение плохо контролируется, речь отсутствует. Могут случайно произноситься отдельные слова, не направлены на коммуникацию. Со II вариантом развития дети имеют значительную задержку в умственном и в речевом развитии. Они пользуются преимущественно короткими стереотипными фразами — штампами [5]. Для III варианта характерен высокий уровень речевого и интеллектуального развития. Дети, владеют сложными речевыми формами, но не умеют ориентироваться на реакцию других при общении, не способны к конструктивному диалогу. У детей IV варианта — бедная, аграмматическая речь, интонационно невыразительная, нарушено понимание обращенной речи, простых инструкций» [6].

Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволяет ребенку в будущем овладеть основными формами коммуникативного поведения и научиться приспосабливаться к требованиям общества.

«В начале процесса обучения –специалист должен выявить сильные подкрепляющие стимулы и установить их как мотиваторы, минимизировать проявления нежелательного поведения, повысить уровень мыслительных процессов, активизировать сенсорные ощущения» [7].

Для диагностики речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра можно использовать такие метода как: АВА-терапию (прикладной анализ поведения) метод М. А. Лисиной, WP-MAPP и другие.

Таким образом, особенности речи при аутистических расстройствах являются проявлениями качественных нарушений коммуникации и социализации. Речь детей с РАС может быть необычной и по своим паралингвистическим компонентам: интонации, темпу, ритму и громкости. Понимания речи тоже ограничены, и во многом эти ограничения связаны с особенностями сенсорного восприятия [8].

Понимание особенностей и нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра не только улучшает возможности диагностики этих расстройств, но и помогает в процессе коррекции, обучения и взаимодействия с детьми.

Литература:

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. — М: Лабиринт,1996
  3. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — Москва: 2005. — 320 с.
  4. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога /С. С. Морозова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
  5. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). — Москва: изд-во «Сигналъ», 2002. — 205с.
  6. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — Москва: изд-во «Теревинф», 2006. -148с.
  7. Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма. — Москва: Исцеление: Альманах, 1993. — 154с.
  8. Шипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений-. СПб: 2001. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, расстройство, речевое общение, речь детей, III, WP-MAPP, комплекс оживления, нарушение речи, обращенная речь, развитие речи.


Ключевые слова

развитие речи, расстройства аутистического спектра, формирование речевых навыков

Похожие статьи

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Похожие статьи

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Задать вопрос