Среди многочисленных нарушений развития группа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является наименее изученной в плане их образования и возможностей социальной реабилитации. Здесь следует напомнить о том, что не только познавательное развитие определяет успешность социализации. Важнейшее значение имеет психосоциальное развитие.
В норме человек воспринимает окружающий природный и социальный мир, а формирующиеся при этом образы — результат психического отражения — соответствуют таковым у «нормальных» людей [1, с. 103]. Поэтому люди и могут продуктивно взаимодействовать с другими, понимая их эмоции, потребности, намерения, в определенной мере и мысли (чувства).
Для поведения таких детей характерны стереотипность, приверженность к своим предпочитаемым видам занятий, которые для других людей странные, неадекватны и не имеют цели.
Типичны также неадекватные проявления (крик, агрессия и пр.), возникающие в ответ на попытки прервать эти занятия, приучить ребенка к необходимым для определенного возраста способам правильного поведения. Фактически всегда отмечаются проблемы с речью [1, с. 105]. В некоторых случаях дети остаются безречевыми, однако чаще это мутизм, а не какое-то специфичное речевое нарушение. Речь других отстает в своем развитии, носит своеобразный характер, не направлена на коммуникацию.
Исходя из этого принципы работы в классе с детьми РАС следующие:
− проговаривание хода занятия, а также конкретных упражнений заранее;
− предсказуемость;
− избегать резких движений и повышенного тона;
− четкие инструкции;
− как можно меньше фонового шума.
При наличии ребенка с РАС и сохранным интеллектом в 1 классе следует в первую очередь создать толерантную среду. Учет особенностей проявляется в спокойно-ненавязчивом и достаточно стереотипном взаимодействии с ребенком, способствующем его комфортному психологическому состоянию. Следует способствовать использованию имеющихся знаний и навыков в ситуациях, отличных от тех, в которых они были получены. Ребенок нуждается в похвалах, но крайне важно, чтобы они не вызывали у него дискомфорта [2, с. 47]. Отрицательные словесные оценки деятельности могут оказывать разрушительное влияние, более продуктивна жетонная система оценивания. И в начальных, и в последующих классах следует особое внимание уделять проверке понимания смысла задания. Внимание следует уделять и подбору правильных инструкций для обучения. Важно научить ребенка быть внимательным к словам взрослого, осознавать учебную ситуацию, в которой взрослый дает задание, а ребенок выполняет его [2, с. 50].
В классе, согласно нормам СанПиН, не должно быть более 1–2 обучающихся с РАС [3]. Большее количество учеников с РАС в одном классе может приводить к нежелательным последствиям. Именно поэтому не надо создавать отдельные классы для РАС. Для успешной адаптации ребенка в школе обучающиеся должны видеть примеры адаптивного поведения, которое не связывается непосредственно с уровнем интеллектуального развития, а потому, в соответствии со своими интеллектуальными возможностями, ребенок с аутизмом может получать образование и в классе для детей с интеллектуальными нарушениями, значительная часть которых ведет себя вполне адаптивно.
Специалиста, работающие с детьми РАС должны постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации таких детей. Это направление работы должно быть заложено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Коммуникативные навыки и прекрасно формируются при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых игр, если учитель целенаправленно работает в этих направлениях [2, с. 50]. Очень важно отработав какой-то навык, применить его в других ситуациях. Например, если ребенок научился покупать булочку в школьной столовой, можно предложить родителям попробовать чтобы ребенок купил сам что-то в магазине.
В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают. Получается, в младших классах педагоги учат очень большому количеству предакадемических вещей, чтобы в средней школе уже уметь поддерживать отношения со сверстниками.
Специалисты в области раннего детского аутизма (РДА), глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития при аутизме, утверждают, что в большинстве своем дети-аутисты обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.
Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков — от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в России есть дети с РАС, которые не включены в всеобщую образовательную систему из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы. Однако при условии эффективной и своевременной коррекционной работы дети из третьей и четвертой, а иногда и из второй группы вполне могут быть успешно подготовлены к обучению по программе общеобразовательной школы.
Конечно, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не дает гарантии на эффективное освоение учебного материала. Добиться максимальных успехов можно при наличии специальных условий, официально согласованных с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК):
− ресурсные классы;
− адаптированная учебная программа;
− на первом этапе — присутствие рядом с учеником тьютора (индивидуального сопровождающего, который посещает занятия вместе с ребенком и помогает ему наладить взаимодействие с учителями и другими учениками);
− непрекращающаяся АВА-терапия, как основа коррекционной и воспитательной работы с аутичным ребенком.
Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение аутистов в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению аутизма, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку — и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».
Литература:
- Инденбаум Е. Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие / Е. Л. Инденбаум. — Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2020. — 209 с.
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 22.05.2020).