Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 1513 раз

Библиографическое описание:

Костовская, Н. И. Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе / Н. И. Костовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 576-577. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70942/ (дата обращения: 16.11.2024).



Среди многочисленных нарушений развития группа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является наименее изученной в плане их образования и возможностей социальной реабилитации. Здесь следует напомнить о том, что не только познавательное развитие определяет успешность социализации. Важнейшее значение имеет психосоциальное развитие.

В норме человек воспринимает окружающий природный и социальный мир, а формирующиеся при этом образы — результат психического отражения — соответствуют таковым у «нормальных» людей [1, с. 103]. Поэтому люди и могут продуктивно взаимодействовать с другими, понимая их эмоции, потребности, намерения, в определенной мере и мысли (чувства).

Для поведения таких детей характерны стереотипность, приверженность к своим предпочитаемым видам занятий, которые для других людей странные, неадекватны и не имеют цели.

Типичны также неадекватные проявления (крик, агрессия и пр.), возникающие в ответ на попытки прервать эти занятия, приучить ребенка к необходимым для определенного возраста способам правильного поведения. Фактически всегда отмечаются проблемы с речью [1, с. 105]. В некоторых случаях дети остаются безречевыми, однако чаще это мутизм, а не какое-то специфичное речевое нарушение. Речь других отстает в своем развитии, носит своеобразный характер, не направлена на коммуникацию.

Исходя из этого принципы работы в классе с детьми РАС следующие:

− проговаривание хода занятия, а также конкретных упражнений заранее;

− предсказуемость;

− избегать резких движений и повышенного тона;

− четкие инструкции;

− как можно меньше фонового шума.

При наличии ребенка с РАС и сохранным интеллектом в 1 классе следует в первую очередь создать толерантную среду. Учет особенностей проявляется в спокойно-ненавязчивом и достаточно стереотипном взаимодействии с ребенком, способствующем его комфортному психологическому состоянию. Следует способствовать использованию имеющихся знаний и навыков в ситуациях, отличных от тех, в которых они были получены. Ребенок нуждается в похвалах, но крайне важно, чтобы они не вызывали у него дискомфорта [2, с. 47]. Отрицательные словесные оценки деятельности могут оказывать разрушительное влияние, более продуктивна жетонная система оценивания. И в начальных, и в последующих классах следует особое внимание уделять проверке понимания смысла задания. Внимание следует уделять и подбору правильных инструкций для обучения. Важно научить ребенка быть внимательным к словам взрослого, осознавать учебную ситуацию, в которой взрослый дает задание, а ребенок выполняет его [2, с. 50].

В классе, согласно нормам СанПиН, не должно быть более 1–2 обучающихся с РАС [3]. Большее количество учеников с РАС в одном классе может приводить к нежелательным последствиям. Именно поэтому не надо создавать отдельные классы для РАС. Для успешной адаптации ребенка в школе обучающиеся должны видеть примеры адаптивного поведения, которое не связывается непосредственно с уровнем интеллектуального развития, а потому, в соответствии со своими интеллектуальными возможностями, ребенок с аутизмом может получать образование и в классе для детей с интеллектуальными нарушениями, значительная часть которых ведет себя вполне адаптивно.

Специалиста, работающие с детьми РАС должны постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации таких детей. Это направление работы должно быть заложено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Коммуникативные навыки и прекрасно формируются при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых игр, если учитель целенаправленно работает в этих направлениях [2, с. 50]. Очень важно отработав какой-то навык, применить его в других ситуациях. Например, если ребенок научился покупать булочку в школьной столовой, можно предложить родителям попробовать чтобы ребенок купил сам что-то в магазине.

В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают. Получается, в младших классах педагоги учат очень большому количеству предакадемических вещей, чтобы в средней школе уже уметь поддерживать отношения со сверстниками.

Специалисты в области раннего детского аутизма (РДА), глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития при аутизме, утверждают, что в большинстве своем дети-аутисты обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.

Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков — от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в России есть дети с РАС, которые не включены в всеобщую образовательную систему из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы. Однако при условии эффективной и своевременной коррекционной работы дети из третьей и четвертой, а иногда и из второй группы вполне могут быть успешно подготовлены к обучению по программе общеобразовательной школы.

Конечно, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не дает гарантии на эффективное освоение учебного материала. Добиться максимальных успехов можно при наличии специальных условий, официально согласованных с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК):

− ресурсные классы;

− адаптированная учебная программа;

− на первом этапе — присутствие рядом с учеником тьютора (индивидуального сопровождающего, который посещает занятия вместе с ребенком и помогает ему наладить взаимодействие с учителями и другими учениками);

− непрекращающаяся АВА-терапия, как основа коррекционной и воспитательной работы с аутичным ребенком.

Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение аутистов в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению аутизма, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку — и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».

Литература:

  1. Инденбаум Е. Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие / Е. Л. Инденбаум. — Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2020. — 209 с.
  2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 22.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, аутичный ребенок, РАСА, ребенок РАС.


Похожие статьи

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в группе компенсирующей направленности

Похожие статьи

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в группе компенсирующей направленности

Задать вопрос