Статья посвящена анализу проблем функционирования общественного совета при ФНС России, а также, в авторском видении, решению, выделенных проблем функционирования общественных советов налоговой службы.
Ключевые слова: общественные советы, органы исполнительной власти Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Существование общественных советов имеет высокую актуальность в современной России.
Во-первых, общественные советы способствуют вовлечению общественности в процесс принятия решений и управления государственными делами в сфере налогообложения, что позволяет учитывать мнение и интересы различных групп населения и создает предпосылки для совместного формирования правильных и компромиссных решений, оказывающих влияние на всю область налогообложения [2].
Во-вторых, общественные советы предоставляют общественности доступ к информации о проектах, программах и решениях, реализуемых в сфере налогообложения, что обеспечивает возможность контроля и оценки эффективности деятельности Федеральной налоговой службы на основе анализа запланированных и реализованных мероприятий.
В-третьих, общественные советы способствуют укреплению гражданского общества и повышению уровня его активности в управлении делами государства.
Общественные советы, являясь важным инструментом для защиты прав и интересов граждан и обществ, предоставляют им возможность отстаивать свою позицию в вопросах налогообложения [3].
Таким образом, существование Общественных советов при Федеральной налоговой службе является важным элементом становления и развития демократических начал в нашей стране.
Исходя из системного анализа нормативно-правовой базы организации деятельности Общественных советов налоговой службы, автором выявлены следующие проблемы:
— отсутствие четких критериев для выбора членов общественных советов;
— отсутствие взаимодействие со средствами массовой информации по оповещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях Общественного совета налоговой службы;
— недостаточное взаимодействие с публичными органами Российской Федерации.
В связи с выявленными проблемами, автором статьи предлагается повысить эффективность Общественного совета следующим образом.
Во-первых, необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу организации Общественных советов о том, что Общественный совет должен в обязательном порядке состоять из представительства интересов различных социальных групп: часть членов Общественного совета должны представлять интересы юридических лиц, часть — представлять интересы индивидуальных предпринимателей, а другая часть — представлять интересы физических лиц.
В таком случае, представление интересов отдельных социальных групп не будет формальным, что будет свидетельствовать об эффективности Общественного совета налоговой службы.
Также, на мой взгляд, было бы правильным установить обязанность привлекать граждан и общественные объединения на заседания Общественного совета.
Например, посредством средств массовой информации объявлять набор для участия наиболее активных граждан и общественных объединений на заседаниях Общественного совета, соответственно, в определенном количестве.
Таким образом, с каждым заседанием Общественного совета может быть обеспечена возможность присутствия различных граждан и общественных объединений, имеющих различное мнение по определенной тематике заседания.
Кроме того, полагаю, что необходимо обеспечить участие в заседаниях Общественного совета непосредственно государственных служащих, осуществляющих налоговый контроль.
Увеличение количества участников в заседаниях Общественного совета, представляющих интересы общественности и осуществляющих непосредственный налоговый контроль, может позволить выстроить эффективный диалог между государственным органом исполнительной власти и общественностью, что, на мой взгляд, повысило бы эффективность Общественного совета.
Для разрешения проблемы «прозрачности» и доступности Общественного совета считаю необходимым сделать обязательным участие представителей средств массовой информации на заседаниях Общественного совета, а в последующем — оповещать о вопросах, обсуждаемых на заседаниях Общественного совета налоговой службы.
Данное обстоятельство могло внести вклад в общественное обсуждение значимых для социума вопросов и принятие решений по данным вопросам.
Поскольку Федеральная налоговая служба является органом, осуществляющим контроль за пополняемостью бюджета, считаю, что через Общественный совет можно обеспечить обсуждение установления налоговых ставок и налоговых льгот на региональном и муниципальном уровнях.
Так, на практике достаточно часто представительными органами муниципальных образований не учитываются интересы индивидуальных предпринимателей при установлении налоговых ставок в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации [1].
Данное обстоятельство приводит к увеличению налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей без учета сложившейся экономической ситуации на территории страны и, соответственно, к увеличению налоговой задолженности.
В последующем, с целью разрешения сложившейся ситуации, представительными органами муниципальных образований принимается решение о снижении налоговой ставки за предыдущие налоговые периоды, а возможно и введение налоговых льгот на определенный налоговый период, что влечет перерасчет налоговых обязательств налогоплательщиков.
Перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе, влияет на эффективность работы территориальных налоговых органов, а также может понести ряд негативных последствий и для самого налогоплательщика, в том числе, в связи перераспределением денежных средств в условиях Единого налогового счета налогоплательщиков, действующего с 1 января 2023 года.
В связи с чем, было бы правильным проводить очные заседания Общественного совета налоговой службы по вопросам, касающимся установления налоговых ставок на территория муниципальных образований.
Кроме того, считаю необходимым предложить ввести в нормативно –правовою базу организации деятельности Общественных советов изменения, касающиеся обязательственности взаимодействия Общественных советов налоговой службы с публичными органами Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, предложенные меры, на мой взгляд, могут повысить эффективность функционирования Общественного совета налоговой службы, как института участия граждан и общественных объединений в реализации отдельных направлений государственной политики.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Рос. газ. — 2000. — 10 авг.
- Авакьян С. Ничего нет и не может быть выше власти народа // Российская газета. 28.10.2006.
- Авакьян С. А., Арбузкин А. М., Кененова И. П. и др. Современные проблемы организации публичной власти: монография. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.