Обучение фразеологии через проектную деятельность на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.11.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Ревина, П. М. Обучение фразеологии через проектную деятельность на уроках иностранного языка / П. М. Ревина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108082/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует влияние проектной деятельности на процесс изучения фразеологических единиц

Ключевые слова: фразеологическая единица, проектный метод, иностранный язык

В настоящее время овладение учащимися коммуникативной компетенцией отражает главную цель обучения иностранному языку. В связи с этим обостряется вопрос организации содержания обучения, предоставляющей школьникам возможность увеличить скорость овладения знаниями и их усвоения, а также ознакомить учащихся со стратегиями индивидуальной работы с учебным материалом. Личностно-ориентированный подход признан наиболее подходящим для осуществления данной цели и позволяет реализовать процесс наделения учащихся коммуникативной компетенцией через ролевые игры проблемного содержания, дискуссии, обучение в сотрудничестве, а также благодаря методу проектов.

На сегодняшний день целесообразность использования метода проектов в обучении иностранным языкам не вызывает сомнений, так как данный метод позволяет совершенствовать теоретические знания на практике и мотивирует учащихся к осознанному применению приобретенной информации в процессе решения познавательных задач.

Несомненным преимуществом проектной деятельности также выступает возможность совершенствования творческого потенциала школьников, обогащения их кругозора и улучшения навыков анализа и отбора информационных источников, что особенно важно для современных детей и подростков.

В рамках обучения иностранному языку в школепроект предполагает формирование учителем определенного набора действий учащихся, результаты которых отражены в виде творческого продукта [Зуева 2001: 56].

Особая значимость проекта заключается в развитии независимости учащихся в области приобретения знаний и получении опыта учебной и познавательной деятельности. Кроме того, коммуникативный характер проектной методики активно включает школьников в реальную деятельность, учит их толерантно относиться к чужому мнению и выражать свое, дает возможность продемонстрировать свои чувства, а также формирует осознание личной ответственности за результат.

Основными целями применения метода проектов на уроках иностранного языка являются: повышение уровня социальной зрелости, образованности и развития учащихся, демонстрация качества владения школьниками иностранным языком, усиление мотивации к изучению предмета исследования и обогащение знаниями о нем, а также представление индивидуальных и коллективных исследовательских навыков, полученных во время учебного процесса.

Особым отличием проектной методики по мнению Е. С. Полат является соблюдение специальной формы организации, для осуществления которой необходимо придерживаться некоторых правил: тематическая составляющая должна относиться к стране проживания или стране изучаемого языка, предусматривается сопоставление событий, фактов и явлений, связанных с жизнью и историей представителей разных культур. При формулировке проблемы учитывается необходимость учащихся прибегнуть к использованию различных информационных источников и выявлению фактов из смежных областей знаний. Важно обеспечить каждого участника образовательного процесса задачей, соответствующей его уровню владения языком и организовать выполнение заданий таким образом чтобы все учащиеся были активно вовлечены [Полат 2000: 7].

В процессе обучения иностранному языку педагог может внедрить проектную деятельность в рамках любой программной темы, так как помимо вербальных выразительных средств учащиеся могут быть ориентированы на использование анкет, схем, рисунков, карт, графиков и таблиц. Благодаря этому происходит подкрепление развития коммуникативных навыков широким спектром средств передачи информации.

Особой ценностью применения метода проектов является эффективное запоминание лексических единиц и грамматических конструкций в процессе решения задач проблемной направленности, в связи с чем метод проектов в обучении иностранному языку в школе является полезным и интересным способом познания и запоминания фразеологических единиц — устойчивых сочетаний слов, имеющих особый смысл.

Учащимся может быть предложен социолингвистический проекта по сопоставлению русских и английских фразеологизмов, по описанию своеобразия русских и английских пословиц определенной тематики или с особым компонентом. Также полезными являются проекты, цель которых — создание словаря или справочника с практическими рекомендациями по запоминанию фразеологизмов, так как данные виды работы позволяют школьникам ознакомиться с фольклорно-исторической составляющей фразеологических единиц в процессе выявления их толкований, а также изучить особенности и этимологию анализируемых языковых реалий.

Не менее распространены проекты исследовательского характера, включающие классификацию фразеологизмов, анкетирование других учащихся на предмет владения и использования фразеологизмов в речи, обобщение результатов.

При возможности организации межпредметного проекта проработка фразеологического материала в рамках определенной учебной темы или объединенного наличием особого компонента может проводиться с подкреплением знаний по иным предметам. Осуществляя проектную деятельность в таком формате, учащиеся могут, например создать плакат на тему «Здоровое питание», экологический постер или стенгазету о значениях цветового компонента в родном и изучаемом языке, закрепляя знания по биологии, искусству и другим школьным предметам, совершенствуя при этом социолингвистическую компетенцию через применение фразеологического материала по иностранному языку в соответствии с ситуацией.

Исходя из алгоритма действий в рамках проектного метода, предложенного Г. А. Соковой проектная работа по фразеологизмам включает следующие этапы:

Подготовительный этап: выбор темы проекта и формирование групп учащихся. Учащиеся могут выбрать тему проекта, связанную с фразеологизмами определенной тематики (например, «Фразеологизмы о животных»), или с определенным языковым материалом (например, «Фразеологизмы с синонимами»). При формировании групп важно учесть интересы и способности учащихся, чтобы каждый член группы мог внести свой вклад в проект.

Исследовательский этап: изучение и анализ материала по выбранной теме. Учащиеся собирают информацию о фразеологизмах, обращаясь к справочным источникам, энциклопедиям, словарям, интернет-ресурсам и литературе. По результатам исследования составляется собственная база фразеологизмов, которую можно использовать в дальнейшей работе.

Творческий этап: разработка и создание проекта. Учащиеся могут представить результаты своей работы в различных форматах: создание презентации, видео или аудио материала, разработка интерактивной игры, составление кроссворда или карточек с фразеологизмами. Важно обратить внимание на эстетический и креативный аспект проекта, чтобы он был привлекательным и интересным для аудитории.

Презентационный этап: представление проекта. Учащиеся демонстрируют свои работы и делятся полученными знаниями и опытом с товарищами по группе или всем классом. Это может быть презентация, выступление, дебаты или показ видео материала.

Рефлексия, предполагающая обмен мнениями, активное обсуждение и оценивание проектов в соответствии с обговоренными ранее критериями.

Метод проектов — это эффективный подход к обучению фразеологическим выражениям на уроках иностранного языка. Он предлагает учащимся активное участие в процессе обучения, что способствует более глубокому погружению в смысл и использование фразеологических выражений в реальных ситуациях, формируя социолингвистическую компетенцию школьников [Сокова 2002: 54].

Можно выделить и ряд других преимуществ метода проектов в обучении фразеологизмам:

Учащиеся могут выбирать тему для своего проекта и работать над ним с учетом своих интересов и потребностей. Это помогает создать более высокий уровень заинтересованности и мотивации для изучения фразеологизмов.

Работа над проектом позволяет учащимся развивать навыки общения и демонстрировать свою коммуникативную компетенцию. Использование фразеологических выражений в проекте помогает им лучше понять и использовать эти выражения в реальных ситуациях.

Учащиеся могут проявить свою креативность и самостоятельность при создании проекта, поскольку у них есть возможность исследовать и представить информацию о выбранной теме с использованием фразеологических выражений.

Метод проектов позволяет развивать навыки работы в команде, исследования, презентации и самостоятельного обучения. Эти навыки и умения могут быть полезными не только в учебе, но и в жизни в целом.

Таким образом, метод проектов является эффективным подходом к обучению фразеологизмам на уроках иностранного языка, поскольку он стимулирует заинтересованность и мотивацию учащихся, развивает их коммуникативную и социолингвистическую компетенции, творчество, самостоятельность и глубокое понимание фразеологических выражений.

Литература:

  1. Зуева М. Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций. — Москва, 2001. — 56 c.
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностр. языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–10.
  3. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — Москва: Просвещение, 2003. — 52 с.
  4. Сокова Г. А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе [Текст] / Г. А. Сокова. // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 4. — C.53–55.
  5. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 3–10.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, учащийся, проектная деятельность, коммуникативная компетенция, проект, фразеологизм, особый компонент, проектная методика, проектный метод.


Похожие статьи

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Интерпретация научно-учебного текста в методическом аспекте

Статья посвящена проблеме интерпретации научно-учебного текста. Автор статьи сосредотачивает свое внимание на процессе обучения реферированию иностранных учащихся (на продвинутом уровне).

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Похожие статьи

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Интерпретация научно-учебного текста в методическом аспекте

Статья посвящена проблеме интерпретации научно-учебного текста. Автор статьи сосредотачивает свое внимание на процессе обучения реферированию иностранных учащихся (на продвинутом уровне).

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Задать вопрос