В статье рассматриваются проблемные вопросы при выявлении обстоятельств невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении при реализации права на жилое обеспечение жилым помещением, варианты решения имеющихся проблем.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение жильем, невозможность проживания в жилом помещении, наниматель по договору социального найма, член семьи нанимателя по договору социального найма, собственник.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты) являются одной из категорий граждан, имеющей право на обеспечение государством жилым помещением.
Предоставляемые государством детям-сиротам дополнительных мер социальной поддержки на имущество и жилое помещение, призваны помочь им адаптироваться к самостоятельной жизни по достижении возраста совершеннолетия.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети-сироты имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, внесены существенные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.12.996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ).
Одним из таких изменений является введение расширенных оснований на предоставление жилого помещение — установление факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Действующая модель определение нуждаемости в жилом помещении для детей-сирот определяется через два объективно существующих критерия: наличие в бессрочном пользовании жилого помещения и безопасность проживания, если такое помещение все же имеется [1].
Перечень обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, установлен пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. К ним отнесено:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
– лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот;
– страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы;
4) иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство.
Подпунктом 4 пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дал возможность субъектам РФ расширить этот перечень с учетом сложившихся в регионе социальных, экономических и иных условий.
Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, выпущенными в 2014 году Министерством образования и науки РФ, рекомендовано установить в законодательстве субъектов РФ дополнительные обстоятельства невозможности проживания детей-сирот такие как: проживание в жилом помещении больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, недееспособными (ограниченных в дееспособности), бывших усыновителей, лиц, судимых за преступления против жизни и здоровья и другие [2].
Такие обстоятельства были установлены в Новосибирской, Курганской областях, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и ряде других субъектах РФ.
В правоприменительной практике с 2013 года сложилось, что невозможность проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливалось по месту включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее — Список). Аналогичное мнение было отражено в Информации Министерства Юстиции РФ от 20.07.2015 [3].
Однако принятые в 2019 году Правила формирования Списка, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, установили, что в признание невозможным проживание осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится жилое помещение. При этом включение детей-сирот в Список осуществляется по месту их жительства.
Не редко место жительство ребенка-сироты, которое определяется местом жительства опекун (попечителя), и место нахождения жилого помещения находятся в разных субъектах РФ.
Установление невозможности проживания проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях по месту нахождения жилого помещения породило социальную несправедливость.
Так при рассмотрении вопроса о включении в Список в одном и том же субъекте РФ при одинаковой обеспеченности жильем один ребенок-сирота будет поставлен на учет, а второй нет, только по причине нахождения имеющегося жилья в разных субъектах РФ.
К примеру, в Курганской области учетная норма установлена в размере 12 кв.м., Тюменской области — 15 кв. м.; Нижегородской области — 18 кв.м., Курской области — 12 кв. м., Астраханской области — 11 кв.м.
Не определенным остался вопрос по установлению невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, если имеется несколько жилых помещений, расположенных в разных субъектах РФ, и надо ли учитывать второе жилое помещение, расположенное в другом субъекте.
Решением вышеуказанных проблемных вопросов является установление невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях не по месту нахождения жилого помещения, а по месту включения в Список.
Согласно статистических данных за 10 месяцев 2023 года из 27 131 человека, включенных в список, в связи с признание невозможным проживания в имеющихся жилых помещениях включено 31,2 % (8 460 человек), в 2022 году из 35 356 человек — 28,7 % (10 150 человек), в 2021 году из 35 346 человек 26,6 % в связи с признание невозможным проживания (9 414 человека), в 2020 году из 34 006 человек 23,8 % в связи с признание невозможным проживания (8 092 человека) [4].
Стоит отметить, что с учетом расширения государственных жилищных программ и мер поддержки семей, связанных с обеспечением жильем (федеральный и региональный материнский (семейный) капитал, выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и т. д.), увеличилось общее количество несовершеннолетних, являющихся собственниками жилых помещений.
В связи, с чем распространение дополнительных гарантий на жилое помещение на детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, позволяет восстановить права данной категории граждан и обеспечить их лучшую социализацию.
Литература:
- Папушина Н. Ю. Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики // Закон. 2023. N 3. С. 18–26.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. N ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» // КонсультантПлюс.
- Информация Министерства юстиции Российской Федерации от 20.07.2015 «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // КонсультантПлюс.
- http://egisso.ru/#/statistics/orphans.
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 // КонсультантПлюс.