История куклы неразрывно связана с культурной историей человечества. Кукла принадлежит к числу уникальных артефактов, свидетельствующих о его универсальном характере. Статья предоставляет читателям обзор и анализ истории и перспектив развития русских кукол конца XIX века, а также подчеркивает их ценность в современном контексте.
Ключевые слова: русские куклы, культурное наследие, реновация, кукольные мастерские, русская культура.
The history of the doll is inextricably linked with the cultural history of mankind. The doll is one of the unique artifacts that testifies to its universal character. The article provides readers with an overview and analysis of the history and prospects for the development of Russian dolls of the late 19th century, and also emphasizes their value in the modern context.
Keywords: Russian dolls, cultural heritage, renovation, doll workshops, Russian culture.
Русские куклы конца XIX века, изготовленные с исключительной красотой и мастерством, представляют собой не только великолепные образцы русского народного искусства, но и непередаваемый отрывок из истории России. Эти уникальные куклы, часто создававшиеся вручную, воплощали в себе дух и культурные особенности той эпохи. От амулетов и оберегов, предназначенных для защиты от злых духов и нежелательных гостей, до роскошных коллекционных предметов в XIX веке — русские куклы имели множество функций и значения в жизни русских семей.
Сегодня, в эпоху современных технологий и массового производства игрушек, русские куклы XIX века воспринимаются как исторический кладезь, который соединяет современное поколение с его культурными корнями. Они представляют собой ценный артефакт культурного наследия России и олицетворение русской истории и народной идентичности [2, с. 26].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По-японски кукла — «нинте», что так и переводится — «образ человека».
История русской куклы уходит в глубокое прошлое, когда наши предки вели натуральное хозяйство и создавали все собственными руками. В России, куклами в основном занимались женщины и девушки. В начале, куклы не создавались в первую очередь для детей, а использовались как амулеты и обереги для защиты от злых духов и нежелательных гостей. Современный этап в истории кукол связывают с появлением фарфоровых кукол [8, с. 74].
Фарфоровые куклы были созданы французами, которые считались законодателями моды. Эти куклы были удивительно реалистичными, с натуральными волосами и разнообразной одеждой. Они получили название «Пандоры» и создавались опытными мастерами и художниками, с использованием дорогих материалов. Фарфоровые куклы изготавливали на фабриках Франции и Германии, а для них самих создавались целые гардеробные с платьями и веерами [4, с. 644].
Если в Западной Европе промышленное производство кукол началось в XIX веке, то в России ситуация выглядела немного иначе: до Октябрьской революции 1917 года более популярными были народные кустарные игрушки, а не массово производимые куклы. При этом с начала XIX века до революции в России существовал Императорский кукольный завод, также известный как фабрика «Журавлёвъ и Кочешковъ», который специализировался на фарфоровых куклах. Эти куклы были роскошными и дорогими, и их передавали из поколения в поколение. Одевали их в роскошные ткани, кружево и шерсть, а также обували в кожаную обувь. Однако после 1917 года большинство старинных русских фарфоровых кукол утратились. Склады Императорского завода были разрушены в 1930-ых годах как «лишняя роскошь», и они были недоступны детям рабочего класса [6, с. 76].
Головки фарфоровых кукол с фабрики Дунаевой отправлялись в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова для сборки. Вот пример описания кукольного раздела из каталога этого столичного магазина игрушек последней трети XIX века:
– куклы: неодетые, деревянные, резиновые, фарфоровые, ватные — одетые в костюмы разных профессий и национальностей.
– обстановка кукол: гостиная, спальня, кухня, ванная, прачечная, купальня, дом, ферма, магазин, станция.
– обиход куклы: посуда чайная, столовая, кухонная, принадлежности туалета, кабинета, ванной и т. д [2, с. 121].
Рис. 1. Образцы кукол (Каталог изданий и изделий магазина «Детское воспитание»)
Позднее, с 1891 года, после закрытия мастерской, производство переехало в Сергиев Посад, где развивалось кустарное производство кукольных тел — их часто вырезали из дерева и расписывали топориком. Особо интересными были куклы-ведучки, представляющие женщин с детьми, символизирующие ведение малышей в мир.
В 1880-ых годах появились небольшие куклы высотой около 30 см с фарфоровыми головами, одетые в национальные костюмы различных российских губерний, известные как «этнографические» куклы. Они были созданы на мануфактурах Гудкова и Федосеева как коллекционные предметы и предназначались для демонстрации разнообразия национальных костюмов в России. Наряды для этих кукол разрабатывались с участием этнографического отдела Румянцевского музея в Москве и художника Кустарного музея Н. Д. Бартрама. В 1893 году эти куклы даже получили приз на Всемирной Чикагской выставке и начали экспортироваться за пределы России в качестве сувениров [5, с. 322].
Рис. 2. Этнографическая кукла. Казанская губерния
Фарфоровые куклы в России имели свои особенности в дизайне. Туловища этих кукол были крупными, и конечности были выточены на токарном станке. Туловища создавались из дерева и мастики, что было русским аналогом композита. Рецепты мастики различались в зависимости от мастеров, поэтому качество кукол могло сильно варьироваться. Однако русские куклы имели особенность — в их туловищах из дерева создавались не только шарниры, но и гнезда для них, что не было характерно для европейских кукол [1, с. 200].
Расширение мануфактурного, а затем фабричного производства во второй половине XIX века привело к распространению кукол в играх детей из разных социальных слоев. В обиходе ребенка женского пола из состоятельной семьи было до двух-трех десятков кукол различного типа и размера. Общепринятой практикой стала традиция дарить девочкам кукол на именины и Рождество, такой подарок считался приличным в буржуазной среде. Из забавы аристократов кукла превратилась в игрушку для детей среднего класса. Но и в этом качестве она продолжала сохранять вид респектабельной игрушки, что льстило ее обладателям.
Рис. 3. Этнографическая кукла. Вятская губерния
Позднее, чтобы снизить стоимость производства, зарубежные фарфоровые головки были заменены на отечественные, а затем на терракотовые, которые были менее прочными. К 1900 году ассортимент кукол насчитывал 144 вида. Сегодня большая коллекция таких кукол, одетых в национальные костюмы и обувь, хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица. Некоторые хорошо сохранившиеся русские дореволюционные фарфоровые куклы можно также встретить на аукционах, а их цена может достигать около 3000 долларов [7, с. 105].
Фарфоровые куклы до сих пор считаются элитой кукольного рынка из-за своей красоты и изящества. Развитие современного производства позволяет отобразить наименьшие детали образа — прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары и украшения. Сегодня фарфоровые куклы часто используются для украшения интерьеров гостиной, кухни, кабинетов и детских комнат. Они придают интерьеру красоту и изящество, делая его более привлекательным.
Русские куклы XIX века представляют ценный исторический артефакт, который имеет потенциал для развития и реновации в современном мире. Возвращение к классическим образцам через реновацию проявляется в таких аспектах:
– сохранение исторического наследия. Русские куклы конца являются частью культурного наследия и истории России. Их сохранение и восстановление в историческом контексте помогает сохранить память о прошлом и передать ее будущим поколениям;
– образование и культурное просвещение. Реставрация и репликация старинных русских кукол может использоваться для образовательных целей. Эти куклы сегодня часто становятся частью выставок и музейных экспозиций, где посетители могут узнать больше о истории и культуре России;
– коллекционирование и хобби. Русские куклы XIX века все больше привлекают коллекционеров и энтузиастов, интересующихся историческими игрушками. Восстановленные куклы и их реплики могут все чаще становятся ценными объектами коллекций;
– культурный туризм. Русские куклы и связанные с ними мероприятия все чаще становятся частью туристической индустрии: туристы посещают музеи и выставки, связанные с русскими куклами, приобретают куклы в русских национальных костюмах в качестве сувениров;
– современные интерпретации. Новые технологии и материалы позволяют создавать современные интерпретации русских кукол, сохраняя при этом их характер и стиль.
Таким образом, мы можем говорить о том, что русские куклы конца XIX века сегодня являются важным элементом сохранения культурного наследия России и предоставляют возможности для образования, коллекционирования, искусства и развития туризма. Реновация и возвращение к классическим образцам помогают сохранить и оценить это уникальное историческое наследие.
Литература:
- Загваздина, Я. Г. Фарфоровые куклы из усадьбы Неудачиных в Тобольске // Genesis: исторические исследования. 2021. № 12. С. 198–206.
- Костюхина, М. С. Записки куклы: модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII — начала XX века: [монография]— Москва: Новое литературное обозрение, 2017. — 301 с.
- Курочкина, Н. Кукольные тела французского и немецкого типа //Антикварная кукла, № 3(1), 2013, с. 41–43.
- Маевская Е. С., Ершова Л. В. К вопросу об истории фарфоровой куклы во Франции // Международный студенческий научный вестник № 4, 2016, с. 644–645.
- Политова, М. А. Фарфоровая кукла XIX-XXI веков: эволюция типологии, социальный статус, функции // художественная культура, № 2, 2020. — с. 316–335.
- Политова, М. А. История кукол: традиции и современная жизнь // СДО. 2014. № 7. С. 72–78.
- Пушкарева, Т. В. Мир кукол в мире людей: историко-культурный анализ // Человек. Культура. Образование. 2015. № 4 (18). С. 100–107.
- Татаркина, А. Р. Историко-культурные аспекты изучения традиционной тряпичной куклы // Вестник ЧГАКИ. 2022. № 2 (70). С. 71–80.