Кукла как явление художественной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 1299 раз

Библиографическое описание:

Бакулина, Н. А. Кукла как явление художественной культуры / Н. А. Бакулина, М. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 446-449. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51374/ (дата обращения: 16.11.2024).



Кукла — одно из интереснейших явлений в истории существования человечества. Изначальные ее практические функции, с течением времени, приобрели иной вектор развития, уступив первенство эстетическим качествам. В данной статье рассматривается трансформация значения куклы как объекта художественной культуры в историко-культурном аспекте.

Кукла является неким подобием человека и тесно связана с ним физиологически (обладает строением и пропорциями), психологически (играет роль «партнера» по общению, игре) и мировоззренчески (выполняет обрядовую и обережную функции). Она как бы иллюстрирует отношения бытия и сознания, отображает представления раннего возраста, когда все вокруг кажется живым и волшебным. Как писал А. Синявский: «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли» [5].

Исследователи полагают, что куклы и изображения людей появились практически одновременно, так как кукла является образом и подобием человека. До настоящего времени дошло немало изображений, выполненных древними людьми из глины, камня, рога и кости, которые хранятся в разных музеях мира. Как утверждается в энциклопедической литературе, они являются предшественниками кукол-игрушек. Так, в Чехословакии в захоронении «Брно-2» была найдена маленькая фигура из мамонтовой кости, возраст которой приблизительно 30–35 тысяч лет. Руки и ноги этой фигуры были подвижно прикреплены к туловищу, что позволило идентифицировать ее как прообраз куклы. Наиболее известны фигурки, изображающие женщину, созданные примерно 40–12 тысяч лет д. н. э. У «палеолитических Венер» подчёркнуто большие животы и грудь, что было олицетворением плодородия и материнства. Первые куклы отображали представления древнего человека о миропорядке и выполняли обрядовую функцию [4, с.17].

Исследователи отмечают, что кукла связана с представлениями человека о жизни и смерти; в ней воплотилось свойственное мифологическому мышлению противопоставление мёртвого и живого. В культуре человечества неживая кукла таинственным образом соотносится с живым существом. Так, по описаниям А.Синявского, до недавнего времени на Русском Севере женщины делали кукол — двойников своих мужей, ушедших на службу, на войну. Кукла становилась «хозяином дома», полностью заменяя отсутствующего: её угощали, развлекали, с ней советовались. Когда же хозяин возвращался, куклу сажали в игрушечную лодку и пускали вниз по реке. В Костромской губернии совершали обряд «Девичник»: девушки мастерили из тряпок фигурки солдат, изображавших парней-рекрутов. Кукол прикрепляли к наружной стене дома, а рядом иногда помещали кукольную фигурку девушки [5].

Издавна кукла служила символом перехода одного состояния в другое, символом изменений и трансформации времени и пространства, играя роль жертвы-заместителя. Например, на Руси, провожая зиму, непременно сжигали чучело Масленицы (её уничтожение являлось залогом рождения нового), а в деревнях после сбора урожая устраивали «похороны» соломенной куклы Андропушки, сохраняя до весны силу хлебного колоса.

Изначальная смысловая нагрузка куклы — обряды и оберег, с течением времени расширилась, и кукла начала выполнять функции игрушки. Так, в исследованиях описаны археологические находки на Крайнем Севере, включающие в себя, помимо прочего, игрушечную утварь, орудия охоты из кости и рога, которые в эпоху неолита, вероятно, использовались для игрового обучения детей. Необходимо отметить, что в культуре некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол. Так, у индейцев хопи разрисованные человеческие фигурки из дерева, кости, обожжённой глины и растительных материалов, одновременно являются и игрушками, и культовыми предметами [4].

С течением времени сложился еще один вариант бытования куклы — это театральные представления. В исследованиях коллектива ученых под руководством М.Аксеновой описаны свидетельства античных авторов, описывающих большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, проносили в обрядовых процессиях по древним улицам Рима и Египта. В Индии и юго-восточной Азии зародились первые кукольные представления, главной темой которых были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. При этом кукольник воспринимался зрителями подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира. В средневековой Европе куклы использовались в христианских представлениях-мистериях, а также в торжественных шествиях по случаю христианских праздников.

В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов (отсюда корни происхождения марионеток — от слова «Марион» — Мария). Одежда и лица персонажей выполнены натуралистично и изысканно. Рождественские празднования обычно начинаются с создания вертепа — подобия Вифлеемских ясель. Персонажи этого библейского сюжета — куклы, снабженные примитивными механизмами, позволяющими имитировать движения.

По мнению Д. Б. Богоявленской, эта европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла в Россию. Русский вертеп — это небольшой переносной кукольный театр, с двумя сценами, размещёнными одна около другой. Вертепные представления устраивались на ярмарках для народа [1].

Со временем кукла вышла за рамки обрядовости и символичности действа. Она приобрела самостоятельную эстетическую ценность. Так со второй половины XVII в. во Франции приобрели популярность прекрасные пандоры. Н. Джоан в своих исследованиях приводит их описание: «Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Во второй половине XIX в. пандора переродилась в манекен» [3, с.185].

Еще одна уникальная разновидность кукол — андроидные механизмы, появившиеся в конце XVII в., описаны в труде Н. Генсицкой. Самым известным создателем кукол- автоматов был Жак Вокансон (1709–1782). Его первый автомат — «Игрок на флейте», кукла размером с человека, которая умела исполнять двенадцать мелодий. При этом она весьма реалистично играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы двигались, имитируя человеческие действия. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. За XVIII в. было создано необыкновенное количество механических кукол: знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др [2, с.24].

Куклы, предназначенные для игровой деятельности ребенка, производились с давних времен. Однако это была домашняя деятельность, и каждая кукла была по-своему неповторима. К середине XIX в., в связи с индустриальным ростом и финансовым бумом в Западной Европе, пробудился интерес к психологии вообще и потребностям детей в частности. Начали появляться игрушечные производства. Создание куклы ставится на научную основу — для этого объединяют свои усилия художники и педагоги. В конце XIX в. немецкие и французские фирмы выпускали в основном кукол с идеализированными «кукольными личиками»: румяные щеки, открытый рот с отлитыми зубками, открывающиеся-закрывающиеся глаза и мохеровый парик [6]. Уже в то время делались редкие попытки создания характерных кукол, но они оказались безуспешными.

К началу XX в. начали осознавать его особый внутренний мир и признавать детскую индивидуальность. По мнению Н. Генсицкой первыми уловили эту тенденцию немецкие производители, которые начали делать «характерных» кукол в начале ХХ в. У таких кукол были эмоциональные лица, часто даже с преувеличенной экспрессией: они смеялись и плакали, строили рожицы и обиженно надували щеки. Самыми известными компаниями, выпускавшими характерных кукол, были Gebruder Heubach (братья Heubach) из г. Зоннеберг в Тюрингии и Kammer & Reinhardt, расположенной в Вальтерсхаузене, тоже в Тюрингии. Часто они использовали в качестве «моделей» реальных детей и младенцев: качественные куклы производства Gebruder Heubach обладали почти портретным сходством с моделью. Компания Kammer & Reinhardt наладила массовое производство характерных кукол. Не остались в стороне и французские производители. Около 1910 г. компания S. F. B.J. выпустила серию характерных кукол-детей, однако тиражи этих кукол были существенно скромнее, чем у немецких фирм [2, с.31].

Необычные куклы поначалу пользовались большой популярностью, но довольно быстро выяснилось, что многие дети не принимают характерных кукол, предпочитая более идеализированные варианты. Им было трудно играть с такой куклой, так как она не могла менять эмоции: плачущую трудно было представить смеющейся, а обиженную нельзя было «отправлять в гости». Некоторые производители по-своему попытались решить проблему. Они выпускали кукол с заменяемыми головами, у которых были разные выражения лиц, и даже кукол с несколькими лицами (голова могла вертеться, а «ненужные» лица легко закрывались чепцом или шляпой), но они тоже не прижились [6]. Век характерных кукол был относительно недолог, в настоящее время они являются редкостью среди антикварных кукол и очень ценятся коллекционерами.

Таким образом, можно отметить, что трансформация отношения к кукле, как объекту художественной культуры, напрямую зависела от формирования человеческого социума, от изменения в мироощущении и миропонимании человека. Переходя из мистического обряда в детскую игру, кукла «повествовала» о таинстве человеческой души и бытия. Поистине волшебным является то, что она, созданная неживой, послушной, может «оживать», когда в неё вдохнули дух игры и творчества. Так же и человек, лишённый Божественной искры, остаётся лишь механической конструкцией, безропотно следующей инстинктам и обстоятельствам. Ведь только осознанность делает человека подлинно живым. Куклы — человеческие двойники, свидетельствуя о слиянии мира живого и неживого, одухотворённого и механического, своей мнимой жизнью напоминают о жизни подлинной и глубокой.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11359l (дата обращения: 01.05.2018).
  2. Генсицкая, Н. История одной куклы. — М.: Страница, 2004. — 81 с.
  3. Джоан, Н. История костюма. 1200–2000. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 453 с.
  4. Куклы мира Председатель ред. совета М.Аксёнова; Гл. ред. Е.Ананьева; Дизайн, макет книги, отв. ред. Т.Евсеева; [Авторы глав М.Альбедиль, Л.Минц, Ю.Фридман и др.]. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. — 183 с.
  5. Синявский, А. Голос из Хора // e-reading.club. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/56310/Terc_-_Golos_iz_hora.html (дата обращения: 03.05.2018).
  6. Старинные куклы. Королева с конвейера, или Как немцы побили французов // ШколаЖизни.ру // https://shkolazhizni.ru/culture/articles/78403 (дата обращения 05.05.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, течение времени, время, кукла были, представление, Тюрингия, художественная культура.


Задать вопрос