Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 11.03.2017

Статья просмотрена: 4726 раз

Библиографическое описание:

Лавриненко, С. А. Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение / С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40317/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаза привыкли к ним как к чему-то обыденному. Этим, вероятно, объясняется, что история и психология, педагогика и искусство обратили внимание на игрушку не так давно, в XIX веке, как на очень древний и сложный по своему содержанию материал по истории культуры.

Чтобы, лучше узнать людей, достаточно приглядеться к тому, чем и как играют их дети. Ведь игры детей — жизнь, и в этих играх они, как в зеркале отражают то, что происходит вокруг них в жизни взрослых, в окружающей жизни целого общества и даже народа в данное время. А не запечатлевается ли эта жизнь на тех игрушках, которыми играют дети? Вот вопрос, достойный внимательного изучения.

В настоящее время опубликовано небольшое количество трудов, посвященных воспитанию детей на традициях русской культуры. Среди них можно выделить работы Н. Д. Бартрама, Г. Л. Дайн, Г. В. Луниной. Игрушка оказывает большое влияние на психику ребенка. На разных этапах психологического развития дети играют в разные игры. Они усложняются вместе с возрастом ребенка. Играя, ребенок копирует мир взрослых, применяя на себя различные социальные статусы. Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

В современной России выделяют ряд педагогических проблем:

‒ воспитание патриотизма;

‒ формирование духовно-нравственных качеств личности;

‒ воспитание уважения к историческому наследию России.

Взгляды народа на воспитание складываются исторически, под влияние особенностей всего уклада жизни, исторических и географических условий, характера трудовой деятельности, быта, верований, системы взаимоотношения людей, традиций, обычаев, обрядов.

Игры и игрушки многофункциональны, но главной их функцией является воспитательная. Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра — это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально — волевые качества.

Часто ли мы, как родители, думаем о том, чем играют наши дети, а главное, какие качества у них формируются в процессе игры с современными игрушками? Сегодня в мире фабричных игрушек, а также кукол «Винкс» и «Барби», совсем не осталось места для добрых и простых игрушек, которые несут в себе любовь тех, кто их создавал и согреты теплом их сердца. Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат добру каждого ребенка, который с ними играет.

Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок. Вы можете с пользой провести свое время, если начнете вместе с ребенком создавать традиционные народные игрушки. Подарите вашему ребенку возможность превратиться в «маленького волшебника». Позвольте ему получить удовольствие от общения с вами, а также от процесса рукоделия.

Знаете ли вы, что умение делать куклы помогает ребенку познать себя, оно открывает его сердце для любви. Интересно, что куклы — это не просто творение рук, это творение души человека.

Многие современные игрушки, к сожалению, развивают в ребенке агрессию, не оставляя малышу выбора действий. Скажите, во что можно играть роботом с оружием? Какие эмоции вызывает у вас такая игрушка?

Игрушка же, сшитая своими руками, будет вызывать только добрые чувства, а отсутствие лица у нее позволит ребенку проявлять свои собственные эмоции. В результате эмоции ребенка будут развиваться. Это полезно еще и тем, что малыш не будет накапливать в себе негативные эмоции, выплескивая их с помощью своих кукол.

Играя традиционными народными куклами, ваш ребенок будет учиться творить, фантазировать, тренировать память. Куклы помогут ему также научиться общаться и проявлять милосердие.

Но самое главное — это, конечно, эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к своим любимым куклам, как к живым, и расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно. Никогда не выбрасывайте старые куклы: помойте их, причешите и сшейте для них новую одежду. Участвуя вместе с вами в этом процессе, ребенок научится доброте, чуткости и бережливости.

Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняла жизненный опыт. Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать. Нарушается логическая цепочка «общество — игрушка — ребёнок».

Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве. По мнению О. М. Манасеиной, «…обилие игрушек вредно потому, что, давая ребёнку слишком много разнообразных ощущений, …мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх». Да и сами родители зачастую понимают, что не все игрушки несут добро, полезны и нужны их малышу. Большинство родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо — добрую народную игрушку.

Сейчас в России народными образцами игрушки являются матрёшка, неваляшка, колобок, плюшевый мишка. Они, по своей сути, игрушки безобидные, весёлые, добродушные. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Фабричное производство игрушек отсутствовало. Взрослые вместе с детьми сами делали игрушки. Их наделяли магическими качествами: считалось, что они способствуют счастливому браку, материнству, богатому урожаю, уберегали от сглаза. Игрушка могла и навредить. Дарить игрушку было распространённым обычаем. Народная игрушка — своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым. Тряпичная куколка всегда оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, в отличие от пластмассовой, она снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей»; во-вторых, воспитывает ласковое и небоязливое отношение к миру; и, в-третьих, постоянное наличие рядом оберега, защитника успокаивает малыша.

А как приятно малышу играть с игрушкой, сделанной своими руками! Куколку, в которую вложил свой труд и душу, он будет беречь. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. В интересной игровой форме дети узнают о народных куклах, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Сколько обрядовых традиционных праздников дети усваивают в процессе знакомства с народными куклами и их изготовления! Сколько потешек, песенок, поговорок они слышат и легко заучивают! Развивается память, речь детей, умение чувствовать прекрасное. Дети узнают, как жили их предки — нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребёнка с природой и воспитывает творческое отношение к миру.

В последнее время много уделяется внимания приобщению ребёнка к традиционной отечественной культуре, воспитанию бережного отношения и любви к ней. В этом может помочь народная кукла, и знакомство детей с её историей и значением в жизни наших предков нужно начинать в дошкольном возрасте. Народная кукла способствует укреплению и внутрисемейных связей: дети рассказывают родителям о своей работе и предлагают дома сделать совместно куколок, изготовить для них атрибуты; заинтересованные родители посещают мои мастер-классы, мастерят дома с детьми. А ведь это так важно, особенно сейчас, когда дети испытывают дефицит родительского внимания.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Литература:

1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. — 2004.- № 6.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.

3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, ребенок, кукла, народная игрушка, игра, народная кукла, Россия, ваш ребенок, внутренний мир, русская культура.


Ключевые слова

дети, дети, игрушки, старинные игрушки, куклы-закрутки

Похожие статьи

Елочная игрушка как отражение русской истории и культуры

В статье автор обращается к елочной игрушке как к отражению русской истории.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Быть ли валенкам в XXI веке?

Валенки — неотъемлемый атрибут не только русского костюма, но и русского образа жизни. В преддверии дня «Валенка» мне захотелось узнать, как появились валенки, как их изготавливают, и выяснить актуальность их в современном мире.

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России»

В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.

Воспитательный потенциал книги-игрушки для детей

Статья посвящена актуальной проблеме дошкольной педагогики — формированию читательской компетенции ребенка. В работе рассматривается воспитательный потенциал книги-игрушки для детей, ее психолого-педагогическое значение в современном образовательном ...

Похожие статьи

Елочная игрушка как отражение русской истории и культуры

В статье автор обращается к елочной игрушке как к отражению русской истории.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Роль книги в разностороннем развитии ребёнка

В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Быть ли валенкам в XXI веке?

Валенки — неотъемлемый атрибут не только русского костюма, но и русского образа жизни. В преддверии дня «Валенка» мне захотелось узнать, как появились валенки, как их изготавливают, и выяснить актуальность их в современном мире.

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России»

В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.

Воспитательный потенциал книги-игрушки для детей

Статья посвящена актуальной проблеме дошкольной педагогики — формированию читательской компетенции ребенка. В работе рассматривается воспитательный потенциал книги-игрушки для детей, ее психолого-педагогическое значение в современном образовательном ...

Задать вопрос