Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 4012 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 345-348. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4488/ (дата обращения: 18.12.2024).

Жизнь маленького ребенка в условиях большого города открывает как массу преимуществ и возможностей для его всестороннего развития, так и целый ряд отрицательных факторов. Все чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей физического и психического развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. К сожалению, это явление имеет свою негативную динамику. Однако, в последние годы в системе дошкольного образования особое внимание уделяется именно педагогике раннего детства. Отмечается тенденция к восстановлению системы «ясельного» образования детей раннего возраста, успешно работавшей до 80-х годов прошлого столетия [6]. Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи.

Модели Центра игровой поддержки ребенка разработаны сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке Центра информационных технологий и учебного оборудования департамента образования города Москвы. Структурное подразделение призвано, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме. Таких как, например, увеличение очередности в дошкольные учреждения, сокращение объема игровой деятельности детей вследствие вытеснения ее учебной деятельностью, несовершенство системы по сопровождению семьи и обучению родителей игровым приемам.

Центр игровой поддержки ребенка дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи и особенности развития детско-родительских отношений. Анализ результатов мониторингов, тщательное изучение медицинских карт, анкет, опросов и бесед с родителями позволяют сделать печальный вывод, что причиной снижения показателей психофизического развития детей раннего возраста зачастую является тенденция семей не столько заниматься развитием ребенка, сколько найти, чем же занять его. Здесь следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности, но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. В данном же случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Малышу не остается места для деятельности, для его представления, фантазирования и преобразований [1].

Нами отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов и есть так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств также имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму [4]. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Родителям важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность уже и сейчас взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры [2, с.43]. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

На развивающих игровых сеансах нами неоднократно был отмечен устойчивый интерес малышей к деревянным игрушкам. Часто они делают выбор именно в их пользу, не смотря на то, что рядом стоит ее пластмассовый аналог. Мы глубоко убеждены в том, что деревянные игрушки имеют свою неоспоримую дидактическую ценность [5]. И в том, что игровое развивающее и обучающее взаимодействие с ними необходимо как на игровых сеансах, так и регулярно в семье.

Важно отметить, что дома у детей должны быть и народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего это глиняные и деревянные игрушки [3]. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

Но важно не только правильно подобрать игровые средства для малыша, необходимо также грамотно организовать игры в семье. Одно из главных условия – благоприятный эмоциональный фон таких занятий и искренний интерес и увлеченность самих родителей. С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

Мы часто спрашиваем родителей, которые приходят к нам на консультации или игровые сеансы: «Как вы играете дома с ребенком?», «Любит ли он собирать пирамидки и матрешки?», «Есть ли у него наиболее предпочитаемые игрушки?», «Играет ли ваш малыш дома с деревянными и народными игрушками?» и т.д. Такие вопросы позволяют собрать данные о том, как проходит развитие ребенка дома, что он умеет делать, а что еще и не пробовал. Часто родители искренне удивляются, когда мы рекомендуем им самые простые и общеизвестные игрушки: деревянные пирамидки, волчки, матрешки, рамки, вкладыши, мисочки, паровозики. У большинства современных семей их нет и в наличии, а возможность контактировать с ними у малышей изредка появляется при посещении гостей или развивающих центров.

В нашем дошкольном учреждении уже несколько лет работает мини-музей «Горенка», где собрана коллекция подлинных предметов народного обихода. Малыши имеют уникальную возможность познакомиться со старинными праздниками, традициями, произведениями фольклора и декоративно-прикладного искусства, художественными промыслами, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Кроме того, наш Центр игровой поддержки проводит мини-выставки как современных развивающих деревянных игрушек, так и старинных народных игрушек. Здесь малыши могут поиграть с самыми разнообразными игровыми средствами, а родители получить консультации специалистов по способам применения различных видов игровых средств, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми.

Для того чтобы помочь родителям и специалистам структурных подразделений с выбором игровых средств, нами был составлен небольшой предметно-методический комплект, состоящий из развивающих деревянных и народных игрушек, наиболее любимых малышами нашего Центра. В комплект вошли следующие игрушки:

1. Матрешкаклассическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Конструктор «Паровоз» (RNToys) – одна из самых излюбленных игрушек малышей. Игра с таким паровозиком поможет малышу развить мелкую моторику рук, координацию движений – катая паровозик по полу, ребенок сам будет активно двигаться, развивает пространственное и логическое мышление, последовательность действий, помогает изучить основные геометрические фигуры, освоить начальный счет.

4. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

5. «Бирюльки» - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей. Во-первых, во время игры ребенок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очередность. Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук. В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности. В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6. Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки. Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания. Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур, изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Звучащие блоки и шары. Игра развивает слуховое восприятие, учит различать фигуры по форме и по цвету, различать звуки, сравнивать и обобщать.

15. Фруктовые и овощные наборы «Дольки и кожура» и разрезные наборы.

16. Набор «Стучалка» или «Гвозди-перевертыши».

17. «Бычок на доске». Это русская народная игрушка-забавава выполненная из натурального экологически чистого дерева. Данная игрушка стала своеобразной иллюстрацией к известному стихотворению, написанному в 30-е годы прошлого столетия А.Л. Барто "Идет бычок качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается! Сейчас я упаду".

18. Горка пасхальная. Традиционная народная игра на Пасху и Красную горку. Игра проходит весело и быстро. Дети с удовольствием играют в нее несколько раз подряд. В игре развивается глазомер, ловкость, координация движений, умение следовать правилам, а также умение справляться с отрицательными эмоциями при неудачах.

19. Угадайка. Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

20. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

21. Шершавые парные фигуры. Наборы пластинок или рамок с фигурками разной текстуры. Ребенку предлагают с закрытыми глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Игра способствует сенсорному развитию, тактильного восприятия и соотнесения.

Кроме того, малыши очень любят играть с деревянными пазлами, мозаиками, палочками, домино, лото, конструкторами и строительными наборами, разнообразными музыкальными инструментами и материалами М. Монтессори.

Подводя итог, отметим еще раз, чем же хороши эти полузабытые игрушки? А тем, что именно они и являются подлинно развивающими. Способствуя активной игровой деятельности ребенка, они призывают его самостоятельно использовать игровое средство, дают пространство для исследования и экспериментирования, создают ощущение собственной компетенции, когда ребенок видит результат собственной деятельности. Помимо познавательной активности, большое влияние они оказывают на развитие движений рук, крупной и мелкой моторики, на сенсорное и социально-эмоциональное развитие, на речевое развитие, представление об окружающем мире и приобщают малыша к художественно-эстетической сфере.


Литература:
  1. Абдулаева Е. Развивающие игрушки. Что это такое? // Мама и Малыш. – 2006. – №02.

  2. Абрамычева Н.В. Мир народной игрушки // Юный художник. – 2007. – №04.

  3. Абрамычева Н.В. Дети и народная игрушка. Как играть в народные игрушки? Советы педагога // Храм и слово. – 2011.

  4. Огиевич М. О пользе деревянных игрушек // Волчонок. – 2011.

  5. Радина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1985.

  6. Харисова Е. Центр игровой поддержки ребенка // Учительская газета, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, ребенок, игра, малыш, мелкая моторика, мелкая моторика рук, координация движений, логическое мышление, игровая поддержка ребенка, раннее детство.


Похожие статьи

Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Практические идеи для воспитания старших дошкольников

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Особенности использования упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физической культуры у школьников младших классов

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе

Похожие статьи

Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Практические идеи для воспитания старших дошкольников

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Особенности использования упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физической культуры у школьников младших классов

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе

Задать вопрос