Мы предлагаем два занятия по развитию элементарных математических представлений для старших дошкольников с использованием мнемотехники (технологии развития памяти).
Второе занятие
Первое занятие «В лесной избушке» для детей 5–6 лет. Вид занятия: развитие элементарных математических представлений. Тип занятия: интеллектуально-развивающее. Тема занятия: В лесной избушке. Возраст детей: 5–6 лет. Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.
Предварительная работа: получение знаний на предыдущих занятиях.
Наглядный дидактический материал:
– демонстрационный: колокольчик медный, две деревянные ложки, два сосуда с водой, два стеклянных предмета, рисунок с овощами и фруктами, рисунок со зверями.
– раздаточный: Блоки Дьенеша на каждого, модель недели и карандаши цветные – каждому, кусочки моркови, капусты, банана на палочках, повязка-очки.
Задачи:
– обучающие: умение определять предмет по признакам, звукам, вкусу: умение находить геометрическую форму по заданным признакам, закреплять навыки счета,
– развивающие: использование разнообразных средств для тренинга зрительной и слуховой памяти, вкусовых ощущений,
– воспитывающие: самостоятельности в поиске правильного выполнения действий по заданному схематическому изображению, коммуникативных навыков в общении со сверстниками.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу: Раз, два, три, занятие начни.
1.
– Ребята, послушайте задачу: В лесной избушке жили зверюшки. Угадай кто?
– Рыжая, пушистая, хитрая (лиса)
– Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц)
– Круглый, колючий (еж)
– Серый, злющий, зубастый (волк)
– Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь). Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
– Кто это были? (лиса, заяц, еж, волк, медведь)
2.
– Звери вечерами играли с шумами: медный, деревянный, водный, стеклянный. Ну-ка, вы сообразите, что звучит, говорите? (Дети слышат шум льющейся воды, звук стекла о стекло, звон медного колокольчика, стук деревянных ложек и угадывают звуки.)
3.
– Зверей дятел навещал, носом по звонку стучал: «Дзынь». Каждый его звуки повтори, в дом войди. (Дети слышат набор хлопков: 2 хлопка, пауза, 3 хлопка; 2 хлопка, пауза, 2 хлопка и т.д. Ребёнок повторяет хлопки и дети садятся за стол).
4.
Рис. 1. Модель недели
– Модель недели на столе лежит, заполнить названные дни велит.
– Во вторник в дом зайдет к ним гном. (Этот день найдите на модели и раскрасьте вторник – красным карандашом).
– А в четверг паучок каждому сплетет колпачок. (Этот день найдите на модели и раскрасьте четверг – синим карандашом).
– А в субботу на опушке собирает всех кукушка. (Этот день найдите на модели и раскрасьте субботу – желтым карандашом).
Дети выполняют задание по рабочей тетради «Математика – это интересно» И. Н. Чеплашкиной.
5.
– Звери отдыхали, весело играли:
Двумя лапами фигуры рисовали – квадрат, круг, овал, прямоугольник. (Дети в воздухе одновременно двумя руками повторяют за воспитателем называемые формы.)
6.
– Перед вами натюрморт висит.
Каждый пусть определит –
Что художник рисовал?
Верно написал или соврал?
Рис. 2.
(Дети исправляют: – Морковь не бывает зеленого цвета; груша и вишня –синего). Каждый неверно раскрашенный предмет убирается: на рисунке сделаны прорези, куда по контурам вставлены ложно раскрашенные морковь, груша, вишни, – и дети видят изображение истинного цвета.
7.
– А попробовать хотите? Глаза завяжите. Кусочек в рот возьмите, Что съели – скажите?
(Дети едят кусочки моркови, банана, огурца и озвучивают, что съели.)
– Подкрепились? А теперь отправляемся дальше.
8.
– Пойдите туда, не знаю – куда.
Физминутка: правая нога, левая нога, правое ухо, левый локоть, правый нос. Дети смеются: «Правого носа не бывает!»
9.
– Возьмите то, не знаю – что.
Рис. 3.
Кубик бросаем, три признака предмета определяем. Игра «Логический кубик» –2–3 раза. (Дети бросают три кубика и называют цвет, форму, размер блока, который нужно отыскать.)
10.
– На фото посмотрите – внимательно его разглядите.
Что видите – запомните.
Две минуты истекут,
Вам вопросы зададут.
Рис. 4.
Рисунок убирается.
– Сколько зверей было на фото? (5)
–Кто это? (Медведь, мышка, лиса, еж, кот.)
–Кого нет? (Волка, зайца.)
Дети вспоминают задачу из первого задания.
–Кто появился? (Мышь, кот.)
11.
– Тут занятию конец, кто работал – молодец.
Итог занятия: Что понравилось? Кто на занятии был молодец?
Дети отвечают.
Второе занятие.
Тема занятия: «В гостях у гнома».
Возраст детей: 6 лет.
Способ организации детей на занятии: общегрупповое.
Предварительная работа: мнемотехнические игры «Фотоаппарат», «Сделай как я!».
Наглядный дидактический материал:
–демонстрационный: рисунок домика гнома; карточки с числовыми фигурами; таблица (с числами 1–9 и буквами) и контурами птиц,
–раздаточный: цифры 1–9; счетные палочки – по 6 штук; повязка –очки на резинке; кусочки чеснока, апельсина, мыла.
Задачи:
–обучающие: закрепление количественного счета, соотнесение количества с числом, числа с буквой; создание (воссоздание) рисунка из счетных палочек,
–развивающие: формирование навыков запоминания и использования информации, совершенствование восприятия запахов (обоняния), развитие логического мышления, речи,
– воспитывающие: внимательно слушать задание, самостоятельно выполнять его, взаимодействовать друг с другом – в паре, в подгруппе
Ход занятия.
Воспитатель: Вам историю одну я поведаю.
1. На лесной полянке стоит дом,
в нем живет веселый гном.
Этот домик рассмотри и подробно опиши.
Рис. 5.
Дети смотрят 3 секунды на рисунок, затем изображение закрывается, и по памяти рассказывают то, что запомнили: Крыша черепичная зеленая, дом и два одуванчика – желтые, забор красный слева от дома, а справа – синяя труба, в окошке гном в зеленом колпаке.
2. Гном работал по утрам –
Гвозди бил он тут и там.
Вы их все пересчитайте, Сколько шляпок, отвечайте?
Рис. 6.
Детям по очереди показываются числовые фигуры 3 5 8 1 6, а они выкладывают ряд этих чисел.
3. Числа эти стоят в ряд,
Кто запомнил, будет рад
Буквы отыскать в таблице
И узнать, какая птица
В гости к гному прилетела,
Перед ним хвостом вертела.
Это кто?
И |
О |
С |
Ё |
Т |
Ж |
К |
Р |
Л |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рис. 7. |
Рис. 8. |
Рис. 9 |
79435 |
32729 |
35816 |
Дети соотносят ряд чисел с буквами в таблице и читают название птицы – стриж.
4. Стриж с восторгом излагал,
Быль иль небыль рассказал:
«Я на озере с утра, – только солнце закатилось,
В водной глади отразилось, – встретил осетра.
Тот водою умывался, полотенцем вытирался,
Чуб расческою чесал, галстук модный примерял,
К осетрихе собирался и при этом похвалялся:
Я сегодня так хорош, прямо глаз не отведешь!»
Долго гномик веселился, насмеявшись, удивился,
Что-то стриж сказал не так, сочинять-то он мастак!
Что не так, определите, гному подскажите!
Дети говорят: Утром солнце встало, а не закатилось; у осетра нет полотенца, чуба, расчески, галстука; рыба не разговаривает.
5. Веселье в доме гнома продолжается, физкультурная минутка начинается:
Три хлопка над головой, два хлопка перед собой,
Правую руку за спину спрячем и на двух ногах поскачем.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
6. А теперь глаза завяжите, носом потяните,
Что за запах в доме гнома, расскажите вы о нем.
Рис. 10.
Дети надевают повязку на глаза, нюхают и по запаху определяют чеснок, апельсин, мыло.
7. Гномик со стрижом играли:
6 спичек на стол клали.
Гном фигуру из них составлял,
Стриж по памяти эту фигуру повторял.
А потом наоборот – вот!
Дети играют парами в игру «Сделай как я!»: один выкладывает фигуру, затем на мгновение показывает ее партнеру и тот воспроизводит увиденную фигуру по памяти. Затем они меняются ролями.
Тут истории конец, кто поверил – молодец!
Всем спасибо за вниманье, все, ребята, до свиданья!