В данной статье рассматриваются механизмы и потенциал регулирования гражданско-правовых договоров с целью уменьшения нагрузки на государственные органы, ответственные за надзор и контроль в определенных сферах деятельности.
Ключевые слова: договор, экономическая деятельность, гражданское законодательство, судебная система, общий принцип свободы договора, предоставление услуг, аутсорсинг.
Публичные договоры в России, выделяясь из общего принципа свободы договоров, становятся значимым инструментом регулирования гражданско-правовых отношений. Они охватывают широкий спектр сфер, включая продажу товаров, услуги, и инфраструктурные области, такие как водоснабжение и общественное питание. Повседневная жизнь граждан тесно связана с исполнением публичных договоров, в которых качество предоставляемых услуг и товаров, а также права и обязанности сторон имеют огромное значение.
Интересы индивидов, общественных групп и общества в целом переплетаются в контексте публичных договоров, устанавливая баланс между ними. Регулирование публичных договоров отличается от общего принципа свободы договоров и имеет целью защиту прав граждан и потребителей, а также обеспечение стандартов качества и безопасности товаров и услуг. Важная роль публичных договоров заключается также в поддержании стабильности и надежности экономических отношений.
Публичный договор, также известный как оферта, представляет собой ключевой элемент гражданского оборота и общественных отношений в современном обществе. Эти отношения четко регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Публичные договоры являются инструментом правового регулирования, который отражает принципы публично-правовых отношений в сфере гражданского законодательства.
Договоры, включая публичные, широко регулируются в законодательстве РФ, такие как главы 27–29 Гражданского кодекса РФ [1] и статьи 25, 48, 49, 72, 73, 74, 75, 76, 77 Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2023 года [3]. В контексте гражданско-правового регулирования публичных договоров, существует потенциал для снижения нагрузки на государственные органы, ответственные за надзор и контроль в определенных областях деятельности. Этот потенциал может быть реализован путем делегирования ответственности и передачи на аутсорсинг [3] некоторых видов деятельности сторонним организациям, которые не непосредственно связаны с основными предприятиями. В такой модели контроль за соблюдением норм перекладывается на основные предприятия и получателей услуг, что, в свою очередь, снижает уровень контроля, осуществляемого государством. Однако регуляторные функции продолжают выполняться посредством публичных оферт, ключевые аспекты которых закреплены в законодательстве.
В некоторых сферах услуг использование оферты становится обязательным. Это позволяет юридическим и физическим лицам более активно сосредотачиваться на своей основной деятельности, перенося определенные риски и ответственность на сторонние организации в рамках аутсорсинга и предоставления услуг.
За предоставление услуг и выполнение работ через аутсорсинг, организация уплачивает вознаграждение, которое может быть фиксированным или рассчитанным в процентах от дохода. Обычно эта сумма составляет от 1 % до 15 %.
Снижение надзорных функций государства может потребовать дополнительного совершенствования судебной системы для разрешения возможных споров между участниками контрактов.
Анализ структуры законодательства, касающегося надзора и контроля, выявил наличие потенциальных коррупционных рисков при осуществлении данных функций. Субъекты экономической деятельности могут находить интерес в снижении своих расходов на соблюдение санитарных норм, что может привести к нарушениям, таким как недостаточная частота санитарных обработок, использование некачественных дезинфицирующих средств и другие подобные нарушения.
Для смягчения коррупционных рисков необходимо внести изменения в законодательство, включив новую главу «Регулирование и надзор в определенных сферах деятельности» в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2]. Эта глава может включать следующие статьи:
— область применения главы;
— установление списка услуг и обязательных пунктов в публичных договорах;
— ограничение компетенций, связанных с санитарно-эпидемиологическими функциями у субъектов экономической деятельности;
— регулирование функционирования юридических и физических лиц, предоставляющих услуги по поддержанию санитарно-эпидемиологических норм.
Внедряя эту схему, заменяя жесткий контроль государства на регулирование через публичные договоры, можно снизить коррупционные риски [4].
Уменьшение контрольных функций государства в некоторых сферах деятельности, связанных с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, требует усиления судебной системы и увеличения числа экспертных организаций.
Государство по-прежнему сохраняет свои надзорные функции в определенных областях, но активирует их только в случае кризисных ситуаций, таких как массовые отравления или значительное превышение норм санитарной безопасности.
Субъекты экономической деятельности получают больше свободы в выборе поставщиков услуг, могут проверять и требовать соблюдение санитарных норм, а также имеют право отказаться от поставщика услуг при наличии обоснованных причин.
Окончательный результат внедрения данной схемы заключается в том, что обычные потребители тоже получают возможность проверять, направлять на независимую экспертизу, а также получать услуги и товары, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и стандартам.
Эти выводы и рекомендации позволяют увидеть значительные перспективы в усовершенствовании системы регулирования соблюдения санитарных норм и рисков коррупции.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 1999 г., № 14, ст. 1650; «Российская газета» от 06.04.1999 г.).
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аусорсинг: история, методология, практика. НИЦ ИНФРА-М, 2017, ISBN: 978–5–16–005159–8
- Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне. Санкт-Петербург, «Петрополис», 2001 г, с.23–45.