В статье рассматриваются основные направления совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации, которые зависят от характерных проблем указанного механизма.
Ключевые слова: исполнение судебных актов, механизм исполнения судебных актов, исполнительное производство, проблематика, законодательная база, модернизация, судебный пристав-исполнитель, ответственность, мотивация, информационные технологии, судебный акт.
В результате оценки действующего механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации, можно говорить о проблематике указанного механизма, которая выражается в: несовершенстве законодательной базы, конкуренции отдельных норм федеральных законов, отсутствии механизма исполнения отдельных норм, отсутствии единообразия судебной и правоприменительной практики и т. д. В связи с чем, существует необходимость в исправлении текущего положения и совершенствовании механизма исполнения судебных актов. Направления необходимой модернизации зависят от конкретизации выявленных проблем.
Для устранения главной проблемы, связанной с нехваткой квалифицированных сотрудников исполнительных органов, необходимо установить серьезный квалификационный экзамен для среднего и высшего звена службы судебных приставов, предъявив требования, как к юридическому образованию, так и к опыту работы в области взыскания не только в органах принудительного взыскания, а также возможно предусмотреть введение централизованных курсов повышения квалификации, системы стажировки и должности помощника пристава вместо обязательного требования высшего юридического образования.
Также ввиду частых ошибок, совершаемых работниками органов, осуществляющих исполнение требований судебных актов или содействующих исполнению судебных актов, которые препятствуют своевременному восстановления нарушенных прав и свобод граждан видится необходимым установление дисциплинарной или иной ответственности для сотрудников указанных органов.
Однако следует не забывать и о мотивации сотрудников исполнительных органов совершать свою работу своевременно и качественно, например, установить дополнительное премирование и предоставление дополнительных социальных гарантий (право работников Федеральной службы судебных приставов и членов их семей на санаторно-курортное лечение).
Усовершенствовать процесс исполнения судебных актов в настоящее время можно также с помощью действующих информационных технологий нашей страны, путем установления электронного межведомственного взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и органов записи актов гражданского состояния, Федеральной налоговой службы и другими органами, а также их структурных подразделений. С помощью информационных технологий также можно предусмотреть уменьшение бумажной волокиты сотрудников, экономию времени получения и доставки необходимой, для исполнения судебного акта, информации. Необходимо организовать рабочее место каждого пристава-исполнителя с возможностью использования информационных ресурсов и доступом к сети Интернет, требовать не количественные, а качественные показатели [1].
Одним из вариантов повышения эффективности исполнительного производства может быть и создание института частных приставов по аналогии с частным нотариатом. Это могут быть независимые коммерческие организации, которые будут исполнять судебные акты и нести ответственность за свои неправомерные действия [2].
Эксперты «Адвокатской газеты» вынесли следующие свои предложения, проанализировав представленные Центром стратегических разработок предложения по совершенствованию системы принудительного исполнения судебных решений:
«В первую очередь указывается на разумность снижения входящего потока дел и нагрузки за счет вывода взысканий по административным штрафам из компетенции ФССП и изменения приоритетов в ведомственных показателях в пользу валовых сумм взысканий.
Среди прочих предложений обозначены создание системы частных судебных исполнителей для дел, в которых взыскателями являются граждане и негосударственные организации, и установление унифицированного формата обмена данными между ФССП и другими ведомствами, что снизит количество сбоев в межведомственном взаимодействии и связанных с этим жалоб» [3].
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем постановлении «О состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц» также предлагает ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов, необходимых для усовершенствования механизма исполнения судебных актов, например, № 156687–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан) [4].
Относительно проблемы, связанной с загруженностью работников, хотелось бы предположить, что данная проблема будет устранена самопроизвольно, если будут учтены все вышеуказанные проблемные вопросы и пути их решения.
Таким образом, можно выделить наиболее важные направления улучшения механизма исполнения судебных актов:
1) снижение нагрузки работников, путем применения новейших информационных технологий;
2) уделить внимание повышению образованности сотрудников и повышению их практических навыков, необходимых для исполнения своих обязанностей;
3) установление ответственности исполнительных лиц за несвоевременное и неточное выполнение своих рабочих функций;
4) предусмотреть направления мотивации для привлечения большего количества сотрудников исполнительных органов, а также повышения их заинтересованности в наиболее точном выполнении своих обязанностей;
5) устранение коллизий и пробелов в законодательстве, касающемся исполнения судебных актов.
Литература:
- Комарова, С. Е. Анализ причин неэффективной работы службы судебных приставов и предложения по усовершенствованию института принудительного исполнения судебных актов / С. Е. Комарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 203. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83024/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Комарова, С. Е. Анализ причин неэффективной работы службы судебных приставов и предложения по усовершенствованию института принудительного исполнения судебных актов / С. Е. Комарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 203. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83024/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Предложения по совершенствованию ФССП назвали концептуально верными, но недостаточно проработанными. — Текст: электронный // Адвокатская газета: [сайт]. — URL: https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-fssp-nazvali-kontseptualno-vernymi-no-nedostatochno-prorabotann/ (дата обращения: 19.04.2023).
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16.05.2018г. № 154-СФ «О состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц».