Казначейство России в последние годы стало мощной платежной, учетной, контрольной системой с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти.
Специалистами Федерального казначейства была разработана Стратегическая карта развития ведомства до 2015 года, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач
На сегодняшний день основными актуальными стратегическими задачами Казначейства России являются:
развитие и совершенствование механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета;
развитие государственных информационных систем;
создание и развитие системы «Электронный бюджет»;
реформирование системы платежей бюджетной системы.
Рассмотрим в целом каждое из направлений.
Управление ликвидностью — относительно новое направление в работе Федерального казначейства. Начиная с 2008 года средства федерального бюджета стали размещаться на депозиты в коммерческих банках. Данный процесс является основным методом управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) бюджета.
Размещения средств бюджета на банковские депозиты позволило получить в бюджет дополнительно около 5 млрд. рублей в 2010 году, а в 2011 году — более 19 млрд. рублей, что является ярким показателем эффективности от концепции ЕКС федерального бюджета, где деньги не просто хранятся, а начинают «работать» — приносить дополнительный доход в бюджет.
Одним из методов управления ликвидностью также является находящийся в разработке механизм краткосрочного кредитования бюджетов субъектов Российской Федерации — замещение механизма предоставления субсидий бюджетам на предоставление средств поддержания ликвидности бюджетов по кредитным договорам.
В настоящее время, совместно с Минфином России рассматривается вопрос о механизмах размещения средств федерального бюджета по сделкам РЕПО (кредитования под залог государственных ценных бумаг).
Таким образом, не смотря на очевидную пользу, получаемую от применения текущих способов управления ликвидностью, у данного направления есть пути развития и совершенствования, которые позволят этому процессу работать с еще большей эффективностью для бюджетной системы государства.
Следующим направлением развития Казначейства России является развитие информационных систем.
Самый значимый результат развития информационных систем — внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК), которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это результат слаженной работы Федерального казначейства с Министерством финансов России и Всемирным банком. Максимальное использование результатов внедрения АС ФК во всех сферах управления общественным финансами — является одной из важнейшей задачей Казначейства России.
В настоящее время Федеральное казначейство является владельцем двух информационных систем — АС ФК и Система ключевых показателей эффективности (КПЭ). Кроме того, Казначейство России является оператором следующих систем:
Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Портал ООС (www.zakupki.gov.ru);
Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях Портал ГМУ (www.bus.gov.ru);
Система электронный бюджет;
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;
Государственная автоматизированная система (ГАС управление)
Внедрение и использование казначейских информационных систем привело к таким экономическим эффектам, как, сокращение транспортных и хозяйственных расходов клиентов за счёт предоставления им сервиса электронного документооборота, скорость обмена информации с внешними пользователями увеличилась в тридцать раз, оптимизация функциональных процессов (сокращено число счетов по учёту доходов с 4000 до 85).
Особое внимание заслуживает новый проект — «Электронный бюджет» — это безбумажные технологии, однократный ввод данных, быстрота обработки информации, единая база данных или несколько баз данных, которые сопряжены друг с другом, портальные решения, ориентированные на информированность граждан о состоянии государственных финансов.
Правительство опубликовало концепцию создания единого портала бюджетной системы («Электронный бюджет») — www.budget.gov.ru на котором будет размещаться информация о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок.
На первом этапе (в 2012 году) переданы в опытную эксплуатацию шесть подсистем: ведения реестров, учета и отчетности, управления закупками, кадровыми ресурсами, нефинансовыми активами и информационно-аналитическая подсистема. Еще по трем подсистемам (бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами) предусмотрено провести проектирование. Также будет введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
На втором этапе в 2013 году подсистемы первой очереди будут переданы в промышленную эксплуатацию в пилотные органы государственной власти России и ряд субъектов. По отдельному графику будет происходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти.
С 2014 года планируется передача в промышленную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления, управления расходами и денежными средствами, а с 2015года подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.
По итогам внедрения системы «Электронный бюджет» Министерство финансов Российской Федерации надеется достичь следующих результатов:
выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;
довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 %;
сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 %;
сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в режиме реального времени, до 100 %;
обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 % муниципальных образований.
Следующая стратегическая задача, касающаяся развития казначейской системы — выполнение полновесных расчетно-платежных функций для полного охвата всех необходимых операций с бюджетными средствами.
В настоящее время в Центральном банке России открыты многочисленные счета публично-правовым образованиям — около 60 тыс. счетов (счёта по бюджетам, по средствам переданным во временное распоряжение). В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» открываются счета по новым бюджетным и автономным учреждениям. Количество счетов — запредельное. Это с одной стороны.
С другой стороны, платёжные операции, которые совершаются между счетами, участниками и не участниками бюджетного процесса, с организациями государственного сектора, с внешними получателями или плательщиками, не являются достаточно эффективными. В связи с чем, Федеральное казначейство планирует совместно с Центральным банком России реализовать проект (условное название «Казначейский банк») — осуществив к 2017году переход всех открытых банковских счетов в учётную систему Казначейства России. Таким образом, Федеральное казначейство должно получить статус прямого участника платежной системы Банка России и свой банковский идентификационный код.
Реализация этого проекта задаст новый стандарт обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие бизнес-процессы, которые сегодня кажутся в некоторой степени тяжеловесными. И как всегда лучшие стандарты банковской практики будут использованы в Казначействе России.
В декабре 2012 года исполнилось 20 лет со дня образования Федерального казначейства и на протяжении всего этого срока, Казначейство России всегда находилось на передовых позициях развития инновационных процессов. Основной задачей было и остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через полную автоматизацию процессов и применения самых передовых технологий.
Литература:
Нестеренко Т. Г. Электронный бюджет — требование времени // Бюджет. — 2011. — № 12.
Артюхин Р. Е. Казначейство России: по пути развития // Финансы. — 2012. — № 2.
Назаров В. В. Бюджетное кредитование субъектов РФ: эффективное управление федеральным бюджетом // Бюджет. — 2011. — № 8.
Емельяненко А. В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета — кассовое планирование // Бюджет. — 2011. — № 2
Федеральное казначейство: итоги и перспективы // Финансы. — 2011. — № 3
Дроздов О. И. Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты // Финансы. — 2010. -№ 9.
Бюджет.ru [Электронный ресурс] http://bujet.ru/magazine/about.php