Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ
Автор: Шакирова Алия Шамиловна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
Дата публикации: 30.11.2015
Статья просмотрена: 4192 раза
Библиографическое описание:
Шакирова, А. Ш. Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ / А. Ш. Шакирова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 110-114. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9259/ (дата обращения: 16.01.2025).
 
В статье рассматриваются перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы определяется тем, что в повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет казначейская система исполнения бюджетов, которая в свою очередь способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации.
Ключевые слова: Федеральное казначейство; казначейство субъектов Российской Федерации; государственный казначейский контроль; казначейская система исполнения бюджетов.
В современных условиях Казначейство России стало мощной платежной, расчетной и контрольной системой в бюджетной сфере, организующей эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства.
Построение государственной казначейской системы, отвечающей требованиям демократического общества и способствующего более эффективному созданию и развитию интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих решения.
Прежде всего, это наличие двух параллельно действующих систем: Федерального казначейства и казначейств субъектов Российской Федерации, самостоятельно формирующих свои методологические и методические базы, организационные структуры, информационные системы, что требует унификации регламентов ведения единых стандартов их деятельности.
Актуальной остается задача по разработке единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы, задачи и механизм его осуществления [5, c. 23].
При комплексном подходе к решению данной проблемы в целом следует выделить две специфические ее составляющие: оптимизацию структуры органов Федерального казначейства и повышение эффективности и действенности контроля. Не касаясь вопросов оптимизации казначейской системы, для решения второй составляющей целесообразно рассмотреть существующие формы и методы государственного казначейского контроля. Данный контроль можно рассматривать в теоретико-методологическом, организационном и техническом аспектах.
Теоретико-методологический аспект включает в себя:
определение понятий, значения, функций, целей, задач, принципов и др.;
систему нормативных правовых актов, содержащих законы, подзаконные акты (принимаемые в целях исполнения законов), стандарты, методики, контрольные процедуры и др.;
методические документы (рассматривают конкретные вопросы организации государственного казначейского контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).
Организационный аспект представляет собой выбор формы государственного казначейского контроля, состав его субъектов и объектов. Поэтому проводимые контрольные мероприятия можно дифференцировать по массиву документов, по периодичности, по назначению контрольных мероприятий и т. п.
Технический аспект включает в себя способы проведения всех форм государственного казначейского контроля (как документального, так и камерального) [5, c. 24].
К ним следует отнести:
истребование документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у бюджетополучателя;
процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств;
процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств;
соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;
унифицированные и специальные системы документооборота.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, и с п. 1.2 Регламента Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.04.2006 N 5н, одной из правоприменительных функций органов Федерального казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. При реализации полномочий в сфере осуществления контрольных мероприятий органы Федерального казначейства руководствуются пакетом нормативных документов. От качественно проведенного казначейского контроля зависят своевременность и полнота кассового исполнения расходной части федерального бюджета.
Практика перехода на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством показала, что единство механизма кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, существенно повышает качество функционирования публичных финансов государства в целом, с другой — гарантирует в пределах существующих возможностей исполнение муниципальным образованием принятых на себя обязательств реализацию своего предназначения.
В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным:
осуществить разработку единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля;
обеспечить совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования государственного и муниципального казначейского контроля;
осуществить разработку методического обеспечения контрольных процедур;
совершенствовать прикладные программы для автоматизации контрольных процедур основных казначейских операций;
определить методы оценки качества казначейского контроля.
Предложенные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.
С целью совершенствования информационного обеспечения казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо:
перевести в электронный вид все носители финансовой информации;
организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса с использованием портальных решений, единых реестров и классификаторов;
увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса — от составления бюджета до представления отчета о его исполнении в Федеральное Собрание Российской Федерации;
обеспечить повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
увязать стратегическое и бюджетное планирование;
провести мониторинг достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
обеспечить интеграцию процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной финансовой отчетности публично-правовых образований.
С целью развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, также необходимо провести:
развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ;
внедрение современных технологий Федерального казначейства в бюджетный процесс субъектов РФ, а именно: гармонизацию казначейской системы бюджетных платежей на субъектном уровне с банковской системой, минимизацию наличного денежного обращения в секторе субъектного управления, использование механизмов предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа.
 В качестве ключевых направлений развития казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации можно определить следующие:
а) реформирование системы бюджетных платежей — федеральное казначейство станет прямым участником банковских расчетов, что обеспечит использование новых платежных сервисов по расчетам и повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, оперативное зачисление поступлений на единый счета бюджета;
б) повышение эффективности процессов управления общественными финансовыми ресурсами, в части использования механизмов предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации — внедрение отлаженного механизма предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ позволит обеспечить полное покрытие временных кассовых разрывов, что направлено на максимально бесперебойное исполнение бюджетов субъектов РФ и их сбалансированное развитие;
в) совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что предполагает повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, минимизацию наличных расчетов в секторе муниципального управления (использование платежных корпоративных банковских карт).
Адаптация стратегических задач Федерального казначейства на уровне субъектов РФ предполагает комплекс мер, включающий:
а) меры законодательного регулирования, в части своевременной подготовки и внесения изменений в действующие нормативно законодательные акты;
б) организационные:
составление плана мероприятий на уровне каждого субъекта;
интеграция муниципальных информационно-справочных систем и программных продуктов с системами федерального уровня, расширение сфер применения электронно-цифровой подписи, создание условий для электронного санкционирования платежей.
Это, в конечном счете, направлено на развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в направлении обеспечения эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов РФ с органами Федерального казначейства и позволит повысить открытость и прозрачность исполнения бюджетов субъектов, внедрить в практику исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации прогрессивные казначейские и банковские технологии.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон: принят Государственной Думой 31 июля 1998 г.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.base.consultant.ru. — Последнее обновление 16.11.2015
- Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2014 г. и основных задачах на 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/index.php.
- Положение о Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/polozhenie.
- Акперов, И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. — М.: КНОРУС, 2013. — 634 с.
- Ковтун, Л. Р. Развитие казначейского механизма исполнения расходов государственного бюджета / Л. Р. Ковтун. — Иркутск: БГУЭП, 2009. — 200 с.
Ключевые слова
, Федеральное казначейство, казначейство субъектов Российской Федерации, государственный казначейский контроль, казначейская система исполнения бюджетовПохожие статьи
Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета
В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...
Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации
Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...
Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования
В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...
Современная модель государственного управления в сфере внутренних дел
В данной статье исследуется современная модель государственного управления в сфере внутренних дел. Особое внимание уделяется механизмам управления, регулированию деятельности правоохранительных органов и административному регламенту, который позволяе...
Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти
В статье анализируются теоретико-правовые аспекты интегративной функции Президента, связанные с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также его значение в организации государственной власти.
Перспективы и тенденции развития федеральной контрактной системы
Статья посвящена перспективам и тенденциям развития федеральной контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Актуальность темы связана с тем, что эффективность закупок напрямую влияе...
Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ
Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...
Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ
В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...
Финансовый контроль как инструмент повышения эффективности государственного управления: проблемы правового регулирования
В данной статье рассматривается важная роль финансового контроля в системе государственного управления. Финансовый контроль представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проверку правильности и достаточности использования бюджетных средств...
Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации
В статье рассматривается нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации, которая формируется многоуровневой системой законодательных актов, включающей как конституционные нормы, так и подзаконные акты. Основная мысль автора за...
Похожие статьи
Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета
В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...
Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации
Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...
Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования
В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...
Современная модель государственного управления в сфере внутренних дел
В данной статье исследуется современная модель государственного управления в сфере внутренних дел. Особое внимание уделяется механизмам управления, регулированию деятельности правоохранительных органов и административному регламенту, который позволяе...
Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти
В статье анализируются теоретико-правовые аспекты интегративной функции Президента, связанные с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также его значение в организации государственной власти.
Перспективы и тенденции развития федеральной контрактной системы
Статья посвящена перспективам и тенденциям развития федеральной контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Актуальность темы связана с тем, что эффективность закупок напрямую влияе...
Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ
Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...
Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ
В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...
Финансовый контроль как инструмент повышения эффективности государственного управления: проблемы правового регулирования
В данной статье рассматривается важная роль финансового контроля в системе государственного управления. Финансовый контроль представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проверку правильности и достаточности использования бюджетных средств...
Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации
В статье рассматривается нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации, которая формируется многоуровневой системой законодательных актов, включающей как конституционные нормы, так и подзаконные акты. Основная мысль автора за...