Планирование финансовых потоков торговой фирмы с помощью модели прогнозирования продаж | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (49) февраль 2013 г.

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Колчанова, В. А. Планирование финансовых потоков торговой фирмы с помощью модели прогнозирования продаж / В. А. Колчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 144-150. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6022/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе развития формируется рыночно ориентированная система национального хозяйства, сфера торговли в России во многом приблизилась к международным требованиям, она входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Развитие отрасли торговли носит важный характер для экономики страны, связанный с повышением жизненного уровня людей, созданием ВВП, формированием доходной базы бюджета РФ, внедрением инноваций и достижением научно-технического прогресса, обеспечением национальной товарной безопасности, наращиванием конкурентных преимуществ российских предприятий. В связи с этим приобретает важное значение выработка новых способов и подходов к технологиям управления от руководителей торговых организаций, в том числе в области финансового менеджмента. В настоящее время первоочередной задачей руководства торгового предприятия становится обеспечение фирмы финансовыми ресурсами в размере, удовлетворяющем ее обязательства. В статье предлагается модель прогнозирования продаж с целью планирования финансовых потоков торговой фирмы.

Для построения прогноза будет проанализирован временной ряд продаж торгового предприятия за 2010–2011гг. На предприятии нет четкой информации о продаже по месяцам, данная информация присутствует в разрезе кварталов, поэтому разработаем модель для поквартального разбития, однако в последствие будет возможность осуществлять прогноз по месяцам. Данные о продажах предприятия представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Объем продаж за 2010–2011 гг.

Период

Объем, тыс.р.

1

1 квартал 2010

6177,5

2

2 квартал 2010

6023,75

3

3 квартал 2010

6688

4

4 квартал 2010

6989,25

5

1 квартал 2011

6683,7

6

2 квартал 2011

4875,3

7

3 квартал 2011

5618,4

8

4 квартал 2011

6886,2

Источник: Составлено автором

При наличии во временном ряду тенденции и циклических колебаний значения каждого последующего уровня ряда зависят от предыдущих. Корреляционную зависимость между последовательными уровнями временного ряда называют автокорреляцией уровней ряда.

Количественно её можно измерить с помощью линейного коэффициента корреляции между уровнями исходного временного ряда и уровнями этого ряда, сдвинутыми на несколько шагов во времени.

Рассмотрим автокорреляцию данного временного ряда (рис.1), данные по автокорреляции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Автокорреляция функции объемов продаж за 2008–2009 г.

Общее среднее

229,6575

Дисперсия

1338,55

Стандартная ошибка частного R

0,353553


Задержка (Лаг)

Корреляция

LCL

UCL

Стандартная ошибка

Частное R

Box-Ljung Q

1

0,512049

0,325187

0,660426

0,353553

0,512049

2,996505

2

-0,19504

-0,40167

0,030488

0,436519

-0,61972

3,503705

3

-0,36081

-0,54122

-0,14864

0,447279

0,260267

5,586631

4

-0,23238

-0,43397

-0,00864

0,482291

-0,40404

6,666652

Источник: Составлено автором


Анализ автокорреляционной функции и коррелограммы позволяет определить лаг, при котором автокорреляция наиболее высокая, а, следовательно, и лаг, при котором связь между текущим и предыдущими уровнями ряда наиболее тесная. То есть при помощи анализа автокорреляционной функции и коррелограммы можно выявить структуру ряда.

Если наиболее высоким оказался коэффициент автокорреляции первого порядка, исследуемый ряд содержит только тенденцию. Если наиболее высоким оказался коэффициент автокорреляции порядка ф, ряд содержит циклические колебания с периодичностью в ф моментов времени.

Анализ частичной автокорреляции указывает на значимую автокорреляцию на первом лаге и отсутствие таковой на всех последующих. Такая ситуация характерна для линейного тренда.

Прогнозная модель имеет вид y0+ax1+ax2+ax3+ax4….+axn,

y = 270,5368–9,0843 x

где х- порядковый номер периода.

На следующем этапе проведем оценку мультиколлинеарности факторов, в качестве которых выступают обобщенные в таблице 3 показатели, влияющие на объемы продаж.

Таблица 3

Показатели, влияющие на объем реализации 2010–2011 гг.

Период

Объем продаж, тыс.р.

Индекс роста покупательской способности контрагентов, %

Курс доллара, руб. за 1 доллар

Инфляция за период, %

Ставка по кредитам, %

1

1 квартал 2008

6177,5

97

24,01

4,7

10,9

2

2 квартал 2008

6023,75

97,51

23,72

3,8

11,2

3

3 квартал 2008

6688

111,03

24,21

1,7

12

4

4 квартал 2008

6989,25

104,50

27,03

2,4

14,9

5

1 квартал 2009

6683,7

95,63

32,74

5,4

16,6

6

2 квартал 2009

4875,3

72,94

32,14

1,9

15,8

7

3 квартал 2009

5618,4

115,24

31,32

0,6

14,9

8

4 квартал 2009

6886,2

122,57

28,61

0,7

13,9

Источник: Составлено автором


Проведенный корреляционный анализ показал, что присутствует высокая взаимозависимость между такими показателями (см. табл. 4).

На следующем этапе проведем оценку мультиколлинеарности факторов. Так, средствами корреляционного анализа было установлено, что зависимость между указанными временными рядами свидетельствует об отсутствии мультиколлинеарности, что делает возможным использование этих переменных в дальнейшем анализе.

Таблица 4

Корреляционная матрица показателей

Показатели

Показатели

I

II

III

IV

V

1

Объем продаж, тыс.р

1





2

Индекс роста покупательской способности контрагентов, %

-0,7866

1




3

Курс доллара, руб. за 1 доллар

-0,7336

0,2148

1



4

Инфляция за период, %

0,8415

-0,5455

-0,4536

1


5

ставка по кредитам, %

-0,7959

0,4613

0,2371

-0,137

1

Источник: Составлено автором


Поскольку исследуемые факторы определяют линейную функцию, то формируемая модель должна носить аддитивный характер. Таким образом, можно сформировать следующую модель, представленную в общем виде:

где V — объем продаж, тыс.р,

Q — Индекс роста покупательской способности контрагентов, %,

F — Курс доллара, руб. за 1 доллар.

S — Инфляция за период, %

Р — ставка по кредитам, %

Используя модуль «Множественная регрессия» пакета программ Statistica, была получена описанная выше модель. Оценку модели произведем по величине коэффициента детерминации (R2):

R2 = 88,36 %

Очевидно, что полученная модель характеризуется высоким значением коэффициента детерминации, следовательно, необходимо оценить ее качество посредством расчета F-критерия и сравнения его величины с табличными значениями.

F-критерий Фишера вычисляется по формуле:

, (1)

где R2 — коэффициент детерминации

df — количество степеней свободы:

n — количество наблюдений;

i — количество оцениваемых параметров;

Тогда, . Представленное значение превышает табличное для заданного количества степеней свободы. Таким образом, необходимо рассмотреть коэффициенты регрессии и уровень их статистической значимости.

По результатам оценки модели были получены данные, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Значения и оценки регрессионных коэффициентов

Коэффициент

Значение

Ст. ошибка

t-критерий

p-level

a

2,47

2,82

0,872791

0,447012

b

-33,00

13,30

-2,47788

0,089438

c

4,05

4,61

0,876231

0,445406

d

37,15

14,33

2,590794

0,081018

е

423,52

76,19

5,558185

0,011488

Источник: Составлено автором


Таким образом, полученные коэффициенты математической модели являются статистически значимыми, а сама модель имеет вид:

Можно сформировать следующие модели, представленные в общем виде:

М1:

М2:

М3:

М4:

М5:

Оценку моделей произведем по величине коэффициента детерминации (R2):

R2М1 = 95,53 %

R2М2 = 99,42 %

R2М3 = 95,20 %

R2М4 = 95,51 %

R2М5 = 99,99 %

Очевидно, что полученные модели характеризуются высокими значениями коэффициента детерминации, следовательно, необходимо оценить их качество посредством расчета F-критерия и сравнения его величины с табличными значениями.

F-критерий Фишера вычисляется по формуле:

,

где R2 — коэффициент детерминации

df — количество степеней свободы:

n — количество наблюдений;

i — количество оцениваемых параметров;

Тогда,

85,42

690,93

79,42

85,03

35053,85

Все представленные значения превышают табличное для заданных степеней свободы. Таким образом, необходимо рассмотреть коэффициенты регрессии и уровень их статистической значимости.

По результатам оценки модели М1 были получены данные, представленные в таблице 6.

Итак, модели М1, М2,М3,М5 характеризуются неудовлетворительными значениями показателя уровня статистической значимости (p-level). Следовательно, они непригодны для дальнейшего использования, а зависимость, подобранная на предыдущем этапе, носит случайный характер.

По результатам оценки модели М4 были получены данные, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Значения и оценки регрессионных коэффициентов для модели М4


Значение

Ст. ошибка

t-критерий

p-level

a

0,075

0,17

0,44

0,0011

b

0,125

0,06

2,24

0,0015

с

0,005

0,16

0,03

0,0007

Источник: Составлено автором


В этой модели все качественные характеристики регрессионных коэффициентов удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В качестве промежуточного итога можно рассматривать модель М4 как единственную, отвечающую всем требованиям по достоверности зависимости и характеру связи между показателями. Модель М4 является единственной статистически значимой моделью. Поэтому данная модель в дальнейшем будет рассматриваться как основная рабочая модель. Представляется целесообразным записать ее в окончательном варианте:

Смоделированные с помощью представленной модели данные позволяют оценить характер распределения остатков, равно как и саму величину расчетных значений (см. таблицу 7).

Таблица 7

Фактические и расчетные значения объемов продаж

Период

Фактические значения

Расчетные значения

Остатки

1

6177,5

6133,77

-43,73

2

6023,75

6024,95

1,20

3

6688

6700,88

12,88

4

6989,25

6978,37

-10,88

5

6683,7

6706,13

22,43

6

4875,3

4857,12

-18,18

7

5618,4

5625,24

6,84

Источник: Составлено автором


Таким образом, среднее отклонение расчетных значений объемов продаж от фактических составило 16,66 тыс.р.

В таблице 8 представлены сведения, отражающие численные значения объемов продаж в фактическом и смоделированном представлении, а также величину относительного отклонения этих показателей в каждый конкретный год.

Таблица 8

Сопоставление фактического и расчетного объемов продаж в 2010–2011

Период

Фактические значения

Расчетные значения

%, отклонения расчетного от фактического

1

6177,5

6133,77

-17,70

2

6023,75

6024,95

0,50

3

6688

6700,88

4,81

4

6989,25

6978,37

-3,89

5

6683,7

6706,13

10,07

6

4875,3

4857,12

-11,19

7

5618,4

5625,24

3,65

8

6886,2

6899,2

5,66

Источник: Составлено автором


Рассмотрим построение прогноза по данной модели на примере 2012 г. При прогнозе будут использоваться следующие условные сценарии:

  1. Линейное изменение величины объемов на основе сложившейся тенденции (инерционный сценарий).

  2. Изменение величины объемов продаж в соответствии с полученной моделью на основе инерционного приближения данных по анализируемым факторам (модельный сценарий).

  3. Изменение величины объемов продаж в соответствии с полученной моделью на основе пессимистических прогнозов факторов (пессимистический модельный сценарий).

  4. Изменение величины объемов продаж в соответствии с полученной моделью на основе оптимистических прогнозов факторов (оптимистический модельный сценарий).

Для построения прогноза по инерционному сценарию необходимо выделить уравнение линейного тренда, который описывает исходные данные в зависимости от фактора времени.

Для построения прогнозов по сценариям необходимо спрогнозировать факторы, заложенные в модель.

Применение двух подходов к прогнозированию (экстраполяция и метод декомпозиции) приводит к различным прогнозным результатам, что дает основания для усреднения полученных значений с целью получения окончательного инерционного прогноза.

Полученные данные позволяют рассмотреть экстраполяционный сценарий, в рамках которого линейный прогноз, полученный ранее, следует рассматривать как оптимистический вариант развития событий. Усредненный прогноз тогда следует рассматривать как инерционный, а прогноз, полученный с использованием декомпозиции временного ряда, — пессимистический.

Таким образом, были получены следующие прогнозные значения для показателя «Индекс роста покупательской способности контрагентов, %» (см. таблицу 9).

Таблица 9

Прогнозные значения показателя «Индекс роста покупательской способности контрагентов, %» на 2012 г.

Период

Значение

Оптимистический

Пессимистический

Инерционный

1 квартал 2010

98,89

99,59

99,24

2 квартал 2010

102,31

98,81

100,56

3 квартал 2010

105,73

98,03

101,88

4 квартал 2010

109,15

104,98

107,065

Источник: Составлено автором


С использованием инерционного сценария может быть получен прогноз на восемь следующих периодов (поквартально 2010г.) показателя «Курс доллара, руб. за 1 доллар», уравнение тренда:

у=22.63+1.19х

где х — порядковый номер периода

Применение двух подходов к прогнозированию (экстраполяция и метод декомпозиции) приводит к различным прогнозным результатам, что дает основания для усреднения полученных значений с целью получения окончательного инерционного прогноза.

Полученные данные позволяют рассмотреть экстраполяционный сценарий, в рамках которого линейный прогноз, полученный ранее, следует рассматривать как пессимистический вариант развития событий. Усредненный прогноз тогда следует рассматривать как инерционный, а прогноз, полученный с использованием декомпозиции временного ряда, — оптимистический.

Таким образом, были получены следующие прогнозные значения для показателя «Курс доллара, руб. за 1 доллар» (см. таблицу 10).

Таблица 10

Прогнозные значения показателя «Курс доллара, руб. за 1 доллар» на 2012 г.

Период

Значение

Оптимистический

Пессимистический

Инерционный

1 квартал 2010

31,56

29,8

30,68

2 квартал 2010

34,51

30,99

32,75

3 квартал 2010

37,46

32,18

34,82

4 квартал 2010

40,41

33,37

36,89

Источник: Составлено автором


Применение двух подходов к прогнозированию (экстраполяция и метод декомпозиции) приводит к различным прогнозным результатам, что дает основания для усреднения полученных значений с целью получения окончательного инерционного прогноза.

Полученные данные позволяют рассмотреть экстраполяционный сценарий, в рамках которого линейный прогноз, полученный ранее, следует рассматривать как пессимистический вариант развития событий. Усредненный прогноз тогда следует рассматривать как инерционный, а прогноз, полученный с использованием декомпозиции временного ряда, — оптимистический.

Таким образом, были получены следующие прогнозные значения для показателя «Инфляция за период, %» (см. таблицу 11).

Таблица 11

Прогнозные значения показателя «Инфляция за период, %» на 2010 г.

Период

Значение

Оптимистический

Пессимистический

Инерционный

1 квартал 2010

2,55

0,22

1,385

2 квартал 2010

4,4

-0,26

2,07

3 квартал 2010

3,56

-0,74

1,41

4 квартал 2010

2,72

-1,22

0,75

Источник: Составлено автором


Следовательно, применение двух подходов к экстраполяционному прогнозированию приводит к различным прогнозным результатам, что дает основания для усреднения полученных значений с целью получения окончательного инерционного прогноза.

Полученные данные позволяют рассмотреть экстраполяционный сценарий, в рамках которого линейный прогноз, полученный ранее, следует рассматривать как пессимистический вариант развития событий. Усредненный прогноз тогда следует рассматривать как инерционный, а прогноз, полученный с использованием декомпозиции временного ряда, — оптимистический.

Таким образом, были получены следующие прогнозные значения для показателя «ставка по кредиту, %» (см. таблицу 12).

Таблица 12

Прогнозные значения показателя «ставка по кредиту, %» на 2012 г.

Период

Значение

Оптимистический

Пессимистический

Инерционный

1 квартал 2010

15,7

16,63

16,165

2 квартал 2010

17,5

17,26

17,38

3 квартал 2010

19,3

17,89

18,595

4 квартал 2010

21,1

18,52

19,81

Источник: Составлено автором


Таким образом, можно обобщить имеющиеся сведения о прогнозируемом развитии факторов в таблице 13 с целью построения прогнозных моделей.

Таблица 13

Прогнозы факторов в соответствии со сформированными сценариями

Период

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Инерционный

Q

99,24

100,56

101,88

107,065

F

30,68

32,75

34,82

36,89

S

1,385

2,07

1,41

0,75

Р

16,165

17,38

18,595

19,81

Оптимистический

Q

98,89

102,31

105,73

109,15

F

31,56

34,51

37,46

40,41

S

2,55

4,4

3,56

2,72

Р

15,7

17,5

19,3

21,1

Пессимистический

Q

99,59

98,81

98,03

104,98

F

29,8

30,99

32,18

33,37

S

0,22

-0,26

-0,74

-1,22

Р

16,63

17,26

17,89

18,52

Источник: Составлено автором


Таким образом, полученные прогнозные значения факторов необходимо подставить в полученную модель объемов продаж с тем, чтобы рассчитать прогнозы на среднесрочную перспективу по трем сценариям. Расчет представлен в таблице 14.

Таблица 14

Расчет прогноза в соответствии с регрессионной моделью

Интегральный прогноз

Пессимистический

Инерционный

Оптимистический

1 квартал 2012

9695

7707,35

9983,4

2 квартал 2012

-11504,15

7610,75

7865,2

3 квартал 2012

-33925,85

7270,9

26777,1

4 квартал 2012

-62117,65

7267,75

35535,5

Источник: Составлено автором


При дальнейшем анализе пессимистический вариант развития не будет рассматриваться, так как значения объемов продаж принимает отрицательные значения. К тому же, отрицательные значения нарастают с каждым кварталом и, в соответствии с пессимистическим прогнозом, отрицательные значения за 3 и 4 кварталы по отдельности значительно превышают объемы продаж за весь 2011 г, следовательно, вероятность данного варианта развития ничтожно мала.

Третий сценарий рассматривает наиболее оптимистичный вариант, но мало вероятный, так как значения за 3 и 4 кварталы по отдельности значительно превышают объемы продаж за весь 2011 г, следовательно, вероятность данного варианта развития тоже ничтожно мала. Сценарии 2 наиболее усредненную тенденцию возможности дальнейшего роста объемов продаж на рынке. В соответствии с инерционным сценарием, который кажется наиболее вероятным, уровень объемов продаж в 2012 будет составлять около 29857,35 тыс.р.

Для верификации прогноза сравним полученные прогнозные данные и и имеющиеся на предприятии данные о продажах за 3 квартала 2012 г., объем продаж составил 22593 тыс.р., а по расчетам прогноза эта сумма составляла 22589 тыс.р..

Таким образом, полученный прогноз характеризуется высокой степенью точности и может использоваться на предприятии.


Литература:

  1. Анискин ЮЛ., Павлова А. М. Планирование и контроллинг. — М.: ОМЕГА-Л. 2011.

  2. Тегюва Т. В. Эффективный финансовый директор. — М.: ЮРАЙТ, 2010.

  3. Тимофеева ТВ. Анализ денежных потоков предприятия: Учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. 2010.

  4. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В. В. Федосеева. — М.: ЮНИТИ, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): квартал, таблица, временный ряд, Курс доллара, автор, Индекс роста, источник, модель, покупательская способность контрагентов, инерционный сценарий.


Похожие статьи

Формирование кредитного портфеля коммерческого банка с использованием вероятностных методов

Методы управления финансовыми результатами предприятия

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Оценка эффективности маркетинговой деятельности компании с помощью системы ключевых бизнес-показателей

Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Статистическое исследование финансовых результатов предприятия на примере автомобилестроительной компании Ford

Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Похожие статьи

Формирование кредитного портфеля коммерческого банка с использованием вероятностных методов

Методы управления финансовыми результатами предприятия

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Оценка эффективности маркетинговой деятельности компании с помощью системы ключевых бизнес-показателей

Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Статистическое исследование финансовых результатов предприятия на примере автомобилестроительной компании Ford

Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Задать вопрос