Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования / Е. И. Чернигова, Г. С. Кузьминых, Е. С. Свинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106886/ (дата обращения: 17.12.2024).



Образовательная программа ДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы [5].

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение [5]:

— сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России

— духовно-нравственного развития гражданина России в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей культурно-регионального сообщества

— осознанного принятия личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики.

В ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС, каждое ДОУ идёт своим путём, что обеспечивается возможностью вариативности содержания образовательной работы и позволяет каждому ДОУ выбрать для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

В нашем детском саду ведется систематическая, целенаправленная и планомерная работа по воспитанию патриотизма и сохранению народной культуры посредством знакомства с художественной литературой писателей Приангарья и народов Сибири [3]. И поэтому, часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений в нашем ДОУ представлена региональным компонентом, который реализуется совместно с преподавательским составом ГОУ ВПО «ВСГАО» г. Иркутска в рамках долгосрочного проекта «Литературный Иркутск»иподпрограммой «Байкал — жемчужина Сибири».

Цель проекта:формирование национального сознания дошкольников, отражающего поликультурные традиции народов, населяющих Прибайкалье, содействие укреплению дружбы между народами, воспитанию патриотизма и сохранению народной культуры посредством знакомства с художественной литературой писателей Приангарья и народов Сибири — стихи, сказки, проза, рассказы, сказания о родном городе.

Задачи проекта:

— Приобщать подрастающее поколение к истокам культуры, воспитывать интерес к истории и культуре своего народа.

— Формировать знания о культуре и традициях народов Прибайкалья, их образе жизни, фольклоре, народных сказаниях и сказках.

— Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории, традициях, особенностях, достопримечательностях.

— Способствовать усвоению нравственных норм поведения на основе изучения традиций, жизни и быта сибирских народов, гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребёнка и близко ему со дня рождения, сохранять и приумножать богатство родной земли.

— Способствовать формированию литературного и эстетического читательского вкуса.

В ходе реализации регионального компонента программы решаются основные задачи содержания дошкольного образования по каждой из 5 образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Организационной основой реализации подпрограммы является комплексно-тематическое построение образовательного процесса, с включением тематики экологического содержания. [2]. В результате реализации данной системы формирования отношения ребёнка к природе родного края, педагоги дают детям знания не разовые, не случайные, а формируют систему знаний, познают явления и предметы со всех сторон, интегрировано, комплексно во всех видах детской деятельности (что соответствует требованиям ФГОС). [1].

Мы работаем в рамках следующих тематических недель:

— «Уникальность озера: вода Байкала»

— «Ветры Байкала»

— «Серебристое богатство Байкала»

— «Ластоногий символ озера Байкал»

— «Природная лаборатория (невидимые санитары озера Байкал)»

— «Растительный мир Прибайкалья»

— «Животный мир Прибайкалья»

— «Охрана и туризм на озере Байкал»

Тематические недели наполнены содержанием разнообразных форм и методов работы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимные моменты.

Подпрограмма определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста (с 3-х до 7-ми лет) и рассчитана на 4 года. [4]. При этом для детей с ОВЗ данная программа даётся в упрощённом виде в соответствии с уровнем интеллектуального развития и учётом индивидуальных особенностей детей. Активное участие родителей, детей и педагогов является главным условием её реализации.

Для реализации поставленных задач по экологическому образованию с учётом регионального компонента в ДОУ созданы соответствующие условия, это внутренняя и внешняя экологическая среда. Для организации образовательной работы по экологическому образованию с учётом регионального компонента в группах ДОУ созданы:

— Литературные центры с подбором художественной и энциклопедической литературы о природе, культуре и традициях родного края, где созданы условия для решения основных воспитательно-образовательных задач проекта.

— Центры экспериментирования: «Уголок Почемучки», «Опытная лаборатория»

— Макеты, изготовленные совместно с родителями, отражающие природу Прибайкалья:«Озеро Байкал», « Эндемики озера Байкал», «Растительный мир Прибайкалья» и пр.

— Культуру и традиции народов Прибайкалья

— Наглядные пособия, знакомящие детей с символами нашего города: герб, флаг, памятники истории и архитектуры, достопримечательности

— Макеты, отражающие микросреду ребёнка: «Мой любимый город — район, в котором я живу», «Мой любимый детский сад»

Реализации регионального направления деятельности ДОУ способствует взаимодействие с различными социальными институтами. Субъектами социального партнёрства являются:

— МБУК «ЦБС» Центральная детская библиотека. Сотрудники которой 1 раз в месяц организуют встречи с детьми групп № 2 и 3, отражающие содержание регионального компонента: «Знакомство с журналом Сибирячок», «Коренные жители Прибайкалья», «Лес полон сказок и чудес», Встречи с писателями (Бунтовской) и т. п.

— ФГУ «Заповедник Байкало-Ленский»

Таким образом, вариативность содержания образовательной работы, построенная в такой системе, позволяет сформировать интегративные качества личности и в перспективе обеспечит реализацию целевых ориентиров ФГОС: обладать начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет, испытывать патриотические чувства к своей малой родине.

Литература:

1. Багадаева, О.Ю., Галеева, Е.В., Галкина, И.А., Зайцева, О. Ю. Байкал — жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми», Парциальная образовательная программа дошкольного образования, [Текст] / Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. — 242 с.

2. Галкина, И.А., Галеева, Е. В. Байкал — жемчужина Сибири: методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста учебное пособие [Текст] /– Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2018. — 292 с.

3. Калиниченко, С.А., А. С. Жидкова, А.С., Модебадзе, Ю. Д. Программа «По родному Прибайкалью»: сборник материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) [Текст] / — Иркутск: РИО НЦРВХ СО РАМН, 2013–140 с.

4. Мишарина, Л.А., Горбунова, В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья, [Текст] /– Иркутск: Издательство ГОУ ВПО, 2004 г. — 48 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Байкал, образовательная работа, региональный компонент, родной край, часть Программы, дошкольное образование, народная культура, образовательная деятельность, образовательный процесс, экологическое образование.


Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ

Преемственность в использовании информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной реализации образовательных стандартов

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ

Преемственность в использовании информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной реализации образовательных стандартов

Задать вопрос